RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +4

0 м/c,

737мм 39%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Город Космическое шоу в Кичигино

Космическое шоу в Кичигино

За громоздким названием действа, состоявшегося 6 сентября на берегу (и частично на водной поверхности) Южноуральского водохранилища, стоят источник возмущения одной части жителей Увельского района и развлечения для другой, а также надежда сменяемых экипажей Международной космической станции на благополучное возвращение на родную планету. В минувший четверг здесь прошла активная фаза тактико-специальных учений специализированного поисково-спасательного отряда командования ВВС и ПВО Центрального военного округа по обеспечению приземления пилотируемых космических аппаратов.

Работа по обеспечению запуска и благополучного возвращения космонавтов лежит на плечах специализированного поисково-спасательного отряда Центрального военного округа. В реальных условиях, когда спускаемый аппарат (СА) с троицей космонавтов падает откуда-то с земной орбиты, военные спасатели работают в казахстанских степях. Решение возможных при спуске капсулы ТМА-04М проблем отрабатывают в Увельском районе – здесь, на аэродроме Упрун, базируется часть военных спасателей. Другая половина отряда ПСО ЦВО живет в Каменске-Уральском.

Отряд формально относится к военной авиации, и это неслучайно: в поиске рухнувшей с неба капсулы с экипажем МКС вертолеты и самолеты играют первоочередную роль. По словам командира ПСО, начальника парашютно-десантной службы командования ВВС и ПВО Центрального военного округа Григория Мелехова, обычно поиск происходит таким образом: в заданный район (неизменный на протяжении многих лет, но весьма обширный участок территории Казахстана) заранее выдвигаются вертолетчики из Упруна на Ми-8 и наземная группа на поисково-эвакуационных машинах – либо своим ходом, либо в чреве транспортника Ан-12. В расчетный час другая «аннушка» – Ан-26 – начинает поиск с воздуха, ориентируясь на сигнал встроенного в спускаемый аппарат радиобуйка. Обнаружив капсулу, экипаж самолета вызывает коллег и в случае необходимости сбрасывает парашютный десант. Подоспевшие машины или вертолеты завершают работу: потрепанных посадкой космонавтов нежно извлекают из капсулы и отправляют под опеку врачей, а сам одноразовый аппарат с почетом грузят и тоже увозят.

Дмитрий Никифоров, командир поисково-спасательной группы

На учениях весь этот процесс разбавлен условностями. 6 сентября главной задачей вертолетчиков и их наземных коллег было решить вопрос с эвакуацией космонавтов в том случае, если капсула не приземлилась, а рухнула в водоем. Вообще-то, при расчете траектории движения спускаемого аппарата такого казуса стараются избежать, но от ошибок не застрахован никто: в случае баллистического срыва или какой-то другой нештатной ситуации космонавты вполне могут «приводниться» вместо приземления.

Итак, условная капсула с условным экипажем рухнула в условный водоем. В реальности на поверхности Южноуральского водохранилища всего метрах в трехстах от крайних домиков Кичигино плавает самый настоящий спускаемый аппарат – только очень старый. Свой единственный полет одноразовая капсула совершила еще в 1980-х годах и с тех пор работает тренажером для военных спасателей. Тренажером же сегодня предстоит поработать и их коллеге – сотруднику ПСО Владимиру Пастернаку. Он облачается в ярко-оранжевый гидрокостюм для терпящих бедствие на воде и вброд отправляется к аппарату изображать космонавта. По пути, нашарив на дне, убирает с дороги «первый привет планеты» – утонувшую в озере пивную бутылку. Ждать ему, кстати, предстоит не так уж и мало: минимум полчаса. За это время капсулу должен «обнаружить» прошедший над озером Ан-26, вертолетчики – добраться на место и высадить десант, а наземная группа – прибыть к водоему «на своих шести», потому что плавающие машины ПЭМ-1 и ПЭМ-2 – агрегаты о полудюжине ведущих колес.

С берега за «терпящим бедствие», то есть загорающим вплавь Владимиром (ему легко – гидрокостюм позволяет не только без усилий держаться на поверхности, но и дрейфовать в воде даже при отрицательной температуре), наблюдают не только коллеги. Развернутый командный пункт, откуда не только координируют действия спасателей, но и поддерживают связь с орбитой (пока – условную) почтили своим вниманием жители Кичигино. В основном молодежь, постоянно пытающаяся залезть на выстроившиеся на берегу эвакомашины. Хватает и вооруженных мобильниками взрослых представителей местного населения. Они настроены благодушно – бесплатное развлечение. Между тем, по словам одного из офицеров вертолетного подразделения, жители поселка Упрун (а также Южноуральска и Нижневельского) к дислоцированным рядом вертолетчикам относятся примерно, как челябинцы с чутким слухом и бессонницей к шагольским Су-24М. Жалобы главе Увельского района идут плотными косяками, а отбиваться от них приходится местному «замполиту» – капитану Мазурскому.

Чуть дальше, чуть ли не на месте предполагаемой высадки десанта с вертолета, мирно пасутся четвероногие жители Кичигино – коровы. Впрочем, сразу после первого прохода «аннушки» над водохранилищем пастух уводит буренок подальше. Чтоб и их спасать не пришлось.

Вертолетчики действуют оперативно: по брошенному самолетом пеленгу выходят на берег и первая машина высаживает десантников из числа военных спасателей. Их задача в реальных условиях – как можно быстрее добраться до плавающей капсулы и придать ей устойчивость, обвязав надувной резиновой «колбасой». Впрочем, плотик уже принайтован к капсуле – на нем и возлежит спасаемый «космонавт».

Второй Ми-8 привозит металлическую конструкцию, в собранном виде напоминающую штатив-треножник. Ее черед придет чуть позже, а пока одна из трех «ПЭМок» смело заезжает в водохранилище. На капсулу набрасывают гигантское «лассо» (диаметр спускаемого аппарата – больше двух метров, но троице космонавтов внутри все равно наверняка тесно) и СА просто выволакивают на берег. Кабина поисково-эвакуационной машины, работающей сейчас за плавающий тягач, пестрит всевозможными наклейками. По словам командира поисково-спасательной группы ПСО Дмитрия Никифорова, каждая наклейка отмечает очередную операцию по запуску-приемке космонавтов (эти два мероприятия с разным вектором спасатели не разделяют). На одной из ПЭМ-1 таких лейблов аж 25 штук. Кстати, и сами машины уникальны: на всей территории бывшего СССР таких всего десять, по пять каждой модификации (ПЭМ-1 – для транспортировки людей, ПЭМ-2 – для эвакуации самого СА). И все они работают у нас, в отряде ЦВО.

Капсулу выволакивают на берег. Тут и объясняется, почему до сих пор во всех операциях принимала участие лишь малая часть военных спасателей: из привезенных вертолетом железяк они успевают собрать нечто вроде здоровенного штатива. Две «ноги» снабжены лесенками, одна – желобом наподобие детских горок. Всю конструкцию десяток крепких мужчин одевает на горло спускаемому аппарату, фиксируя его вертикально. Затем команда по спасению залезает на СА, открывает люк и с помощью троса извлекает заблаговременно нырнувшего внутрь «космонавта». Спасаемый и спасатели работают, как на сцене Большого театра: пухлую оранжевую фигуру усаживают на краю люка, заботливо дают перевести дыхание и нежно спускают по желобу-«горке» в руки встречающей стороны. Затем «космонавта», и без того не мерзнущего в гидрокостюме, укутывают спальниками и полотенцами и усаживают в... кресло-качалку. Очень хочется спросить, состоит ли качалка на вооружении отряда, или это местная импровизация, но врач, проверив спасенного, уже улетучивается в палатку, а спасатели, подхватив смущенного коллегу вместе с креслом, бегом доставляют его на борт вертолета.

Григорий Мелехов, начальник парашютно-десантной службы
командования ВВС и ПВО

«Так обычно все и происходит, – резюмирует Дмитрий Никифоров. – Другое дело, что на учениях мы стараемся воссоздать самые сложные из возможных ситуаций, например, когда из-за погоды невозможна работа авиации или высадка десанта, когда к месту падения не может добраться наземный транспорт и так далее. Но, признаюсь честно, за полтора десятка операций у нас еще не было осечек».

Подобные учения, по словам Григория Мелехова, проходят дважды в год – перед каждым предстоящим спуском космонавтов. Уже через 7-10 дней освеженные 6 сентября навыки спасателям предстоит применить, чтобы встречу с родной планетой в полной мере ощутили члены экипажа МКС – россияне Геннадий Падалка и Сергей Ревин и американец Джозеф Акаба. И, будем надеяться, троица приземлится без проблем и не в неучтенный водоем или еще какую-то неподходящую местность.

Фото: Фото Вадима КУКШИНОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления