Управление ФСКН по Челябинской области 30 июня представило свои предложения в федеральный законопроект по созданию Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркозависимых. Среди инициатив – такие любопытные моменты, как досрочное снятие зависимых после стойкой трехлетней ремиссии с наркологического учета, исключение участия в реабилитации «шарлатанских» центров, которые делают на больных людях бизнес, а также право выбора региона в том, стоит ли включать излечившихся потребителей отравы в категорию нуждающихся в содействии занятости. Подробнее о законотворчестве южноуральских борцов с наркотиками и о том, как предложения восприняли представители госструктур и общественности, – в материале Chelyabinsk.ru.
Реабилитацию избавят от магов и колдунов
Обсудить проблемы реабилитации наркозависимых на круглом столе под председательством начальника УФСКН по Челябинской области Евгения Савченко в понедельник собрались представители региональных министерств и ведомств, общественных организаций.
Сам «реабилитационный» закон сейчас находится на общественном обсуждении. ФСКН области подготовило сразу несколько поправок. «Сейчас масштаб наркотизации России является серьезной проблемой, регулярно употребляют наркотики около пяти процентов россиян, если мы переступим рубеж в шесть–восемь процентов – у страны не будет будущего, – начал мероприятие Евгений Савченко. – В основном с разных сторон звучат два радикальных метода решения проблемы спроса на наркотики. Первая – ставить наркозависимых к стенке. Вторая, лоббирующаяся зарубежными фармкомпаниями, – разрешить бесплатную выдачу психотропных веществ зависимым лицам. Ни тот, ни другой методы неприемлемы для ФСКН России. Мы видим, к чему последствия программ метадонии (разрешения продажи метадона. – Прим. авт.) привели на Украине. Именно поэтому мы и задумались о создании национальной системы реабилитации».
Первое предложение – ввести на федеральном, а не на региональном, как предлагает законопроект, уровне стандартизацию деятельности реабилитационных центров. По мнению Евгения Савченко, если стандарты будут разрабатываться на уровне субъектов РФ, то это приведет только к путанице, поскольку каждый регион выберет свои критерии.
В Челябинской области, по данным УФСКН, 161 тысяча человек регулярно употребляет наркотики.
«В итоге мы получим множество таких же реабилитационных центров, деятельность которых в одном месте будет узаконена, а в другом нет, – отметил Евгений Савченко. – У многих центров есть филиалы, расположенные в разных регионах. Именно поэтому, по нашему мнению, на федеральном уровне должна быть разработана единая система стандартов деятельности реабилитационных центров».
По мнению главного врача Челябинской областной клинической наркологической больницы Бориса Изаровского и его коллеги, заведующей отделением медицинской профилактики учреждения Ольги Стоевой, нужно не только разработать стандарты, но и сделать обязательным лицензирование реабилитационных центров. Это позволит избавить и без того больных людей от бесполезных и дорогостоящих предложений магов и колдунов, а также центров, применяющих сомнительные методы вроде инсценировки похорон.
«При этом возможны два вида лицензирования: медицинской деятельности и деятельности по оказанию услуг при помощи нетрадиционной медицины, – уточнил Борис Изаровский. – Нет ничего плохого в методиках нетрадиционной медицины, если они не выходят за определенную грань».
Миссия «ремиссия»
Речь на мероприятии также шла о том, что на Южном Урале суды пока не начали активно применять новый закон о принудительном лечении лиц, употребляющих наркотики. Однако как только мера начнет работать, региональные мощности могут не справиться с потоком «клиентов».
Дискуссию участников вызвало предложение проработать механизм досрочного снятия лица, употреблявшего наркотики и прошедшего реабилитацию (после стойкой трехлетней ремиссии), с наркологического учета для его мотивации и упрощения трудоустройства.
Борис Изаровский отметил, что предложение нужно подкорректировать, поскольку досрочно снимать лиц, имеющих даже хорошую ремиссию, с наркологического учета – чревато последствиями. «Мы сегодня сталкиваемся с проблемой, когда у человека есть устойчивая ремиссия, но он все еще состоит на наркологическом учете и в связи с этим имеет ограничения в трудоустройстве, – объяснил Евгений Савченко. – В связи с этим у него повышается уровень депрессии, что может явиться фактором срыва. При этом сегодня механизм снятия с учета максимально субъективен и зависит от конкретного врача. Иногда ждать пять–шесть лет, а именно через такое время при ремиссии снимают с учета, не всегда правильно».
«Не все понимают, что полностью выздороветь невозможно, – объяснил Борис Васильевич. – Алкоголик, он всегда останется алкоголиком, наркоман – наркоманом. Но можно и нужно проработать механизм получения лицом, стоящим на учете, но имеющим стойкую ремиссию, допуска к любой профессиональной деятельности, если у него нет других противопоказаний по состоянию здоровья. К примеру, после годовой, а лучше трехгодовой ремиссии. Но снимать с учета – это только на свой страх и риск».
При этом координатор общественного движения «Наш город без наркотиков», занимающегося реабилитацией зависимых, Артем Лукьянченко указал, что у тех, кто реально завязал, нет проблем с трудоустройством.
Начальник отдела регионального управления по труду и занятости Сергей Агеевичев, в свою очередь, поддержал другую инициативу ФСКН – вынести на уровень субъектов решение авторов законопроекта о включении лиц, прошедших реабилитацию после наркозависимости, в категорию граждан, нуждающихся в содействии в занятости наравне с сиротами и чернобыльцами. «Нужно как-то доработать механизм, иначе это только усугубит ситуацию», – пояснил Агеевичев.
Евгений Савченко на это ответил, что при этом какие-то госгарантии у наркозависимых быть должны как стимул, так как иначе они по-прежнему будут считать себя изгоями общества.
Борис Изаровский при этом резюмировал, что сильно по головке его пациентов гладить все-таки не стоит. «Чем больше толерантности у нас в больнице, тем больше безобразия», – заявил нарколог.
Все предложения ФСКН области будут направлены авторам законопроекта.