Челябинским велосипедистам дали дорогу

Группа энтузиастов из Челябинска разработала концепцию велосети, охватывающей все районы города. Реализация этой идеи получит широкое одобрение в обществе, поскольку подавляющее число горожан с большим удовольствием катаются на велосипедах. Лишь 9% участников опроса сказали, что никогда ими не пользовались. Такие данные 22 апреля озвучила сооснователь проекта «Дорогу велодорогам» Кристина Клипфель. Какие предложения по модернизации улично-дорожной сети выдвинули активисты и готовы ли власти оказать им поддержку – в материале Chelyabinsk.ru.

По результатам опроса жителей Челябинска 80% сказали, что у них есть велосипед, 11% респондентов катаются на арендованном. Лишь 9% участников опроса никогда не пользовались велосипедами.

По словам Кристины Клипфель, из 1250 опрошенных подавляющее большинство заявили, что существующая в городе дорожная инфраструктура неудобна для велосипедной езды. Забыть о машинах и пересесть на экологически безвредный вид транспорта население готово только в том случае, если для него создадут безопасную среду и сделают надежные парковки.

«Люди могут плохо относиться к велосипедистам, но опрос показал, что даже среди таких граждан есть те, кто является сторонником появления велосети», – отметила Кристина Клипфель, по информации которой, в опросе участвовало 57% автомобилистов. В основном это были молодые люди от 18 до 45 лет.

Как уточнила автор концепции архитектор Наталья Пирогова, принципиальное отличие этой велосети от других состоит в создании реально действующего механизма альтернативного передвижения по городу с максимальным отделением велосипедистов от автомобилей и пешеходов. О рекреационных целях речь идет в меньшей степени.

«Мы выявили основные точки притяжения в новых районах, в сфере образования, культуры, спорта и рекреации, – уточнила Наталья Пирогова. – На карту было нанесено все, что может повлиять на создание велосети, в том числе категория улиц и их номинал. В итоге была сформирована велосеть, которая отвечает четким потребностям велосипедистов. Для каждого района предложено условно кольцевое движение. Эти кольца пересекают друг друга, благодаря чему город будет пронизан связями».

На разработку проекта активистов вдохновило неудовлетворительное состояние велодорожки, соединяющей улицу Худякова с проспектом Победы. По сути она представляет собой велопешеходную дорожку и вынуждает постоянно останавливаться, чтобы преодолеть бордюры на перекрестках и иные препятствия.

«Мы предлагаем защитить велосипедистов от движущихся автомобилей высоким бортиком и полосой параллельной парковки. В результате они не будут спешиваться и смогут ехать по дороге как обычные участники дорожного движения», – добавила Пирогова.

По мнению старшего преподавателя секции «Урбанистика и ландшафтная архитектура» архитектурного факультета ЮУрГУ Евгении Жариновой, мегаполис становится успешным и привлекательным в том случае, если в нем обеспечено опережающее развитие инфраструктуры.

«Мы должны уходить от индустриального города в город движения, спорта и общения, – призвала Евгения Жаринова. – Если посмотреть на план Челябинска, мы увидим, что все районы разрознены, между ними нет социальных и культурных связей. Велосеть способна объединить районы в единую структуру. Велодорожки активизируют социальную ответственность, молодежь не будет сидеть дома, начнет общаться и передвигаться. Удивительно, но сейчас около 40% территории города заброшено и никак не используется».

В апреле 2014 г. власти Челябинска рассматривали возможность строительства на месте просеки в городском бору велодорожки для отдыхающих. Тогда было заявлено, что перед принятием решения необходимо посоветоваться с горожанами и обсудить этот вопрос в Интернете. Осенью предыдущего года была сдана первая очередь дорожки для велосипедистов длиной более 3,5 км, которая соединила ул. Худякова с пр. Победы.

Помимо прочего велодорожки будут способствовать развитию сопутствующего бизнеса, подчеркнула экономист проекта «Дорогу велодорогам» Яна Белоусова. Она считает, что развитая сеть дорожек приведет к открытию новых торговых точек, специализирующихся на спортивных товарах, появлению дополнительных пунктов проката и ремонта велосипедов. Экономия для городского бюджета от разгрузки магистралей очевидна.

«Если мы разгрузим дороги, станем меньше их ремонтировать, – полагает Яна Белоусова. – Появится стимул для развития малого бизнеса за счет появления тематических кафе и платных велопарковок».

Начальник отдела дорожно-транспортного градостроения Челябинского дорожно-транспортного проектного института Наталья Епимахова напомнила, что в 2012 году проект велосети на 220 километров уже был разработан, но никакой юридической силы не получил. Часть маршрутов для велосипедистов была учтена, как на новом мосту через реку Миасс возле плотины Шершневского водохранилища, остальные направления при проектировании дорог оказались забыты.

«Потенциал для реализации подобного проекта у дорожной сети Челябинска есть, – заявила Наталья Епимахова. – Велодорожки можно создать как в совмещенном с тротуаром варианте, так и обособить их разметкой. Единственное, пока нет задания от администрации. Как правило, именно она является заказчиком строительства дорог. Если в задании указать необходимость наличия велодорожек, они будут построены».

Прежде чем презентовать проект велосети властям, общественники намерены провести дополнительные исследования, подготовить детальные экономические обоснования и архитектурные эскизы. Параллельно с этим ведется работа в рамках конкурса «Челябинск будущего – XXI век», победитель которого получит шанс на реализацию своей задумки.

Заявку на конкурс «Челябинск будущего – XXI век» в свободной форме можно подать с 1 марта по 30 мая в главное управление архитектуры и градостроительства Челябинска. Итоги будут подведены до 15 июня. Первая премия составит 150 тыс., вторая – 100 тыс., третья – 50 тыс. руб. Поощрительные призы получат авторы самых неординарных работ и решений.

Фото: Фото Евгения Емельдинова

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter