Клиентов челябинского ресторана «Веранда», забронировавших проведение в нем новогодних корпоративов и других банкетов, ждал неприятный сюрприз. В октябре заведение неожиданно закрылось, уступив место другому арендатору. При этом деньги клиентам не вернули, а директор ресторана перестала отвечать на звонки, удалила свою страницу и сообщество «Веранды» в социальной сети. Эксперты отмечают, что при наличии у клиентов документального подтверждения факта предоплаты возможен не только возврат средств, но и возбуждение уголовного дела.
Семейный ресторан «Веранда» в течение нескольких лет находился по адресу Орджоникидзе, 58, рядом с городским садом имени Пушкина. Заведение было рассчитано на 160 мест (включая банкетный зал), в меню гостям предлагались блюда европейской и русской кухни, блюда, приготовленные на гриле. Помещение ресторан занимал на правах арендатора.
В первой половине осени заведение спокойно принимало заказы на проведение банкетов, однако в октябре закрылось, а площадку занял другой арендатор – ресторан AngelA. Разумеется, у клиентов, планировавших проводить в «Веранде» праздники, сразу появились вопросы, что им теперь делать. В их числе оказалась и челябинка Юлия Самохвалова, планировавшая в декабре отмечать в заведении юбилей.
– Я планировала банкет на 23 декабря, – рассказала Юлия сайту 74.ru. – В октябре внесла предоплату, и через какое-то время выяснилось, что гостей на юбилее будет больше. Я позвонила в «Веранду» и услышала: «Здравствуйте, ресторан Angela!». Я сначала подумала, что ошиблась номером, но оказалось, что нет. Мне объяснили, что теперь на этом месте другой ресторан, у него другой собственник и руководство, а «Веранда» закрылась и никаких заказов не передавала.
По словам Юлии Самохваловой, она написала претензию на имя директора «Веранды» Ирины Моржовой.
– Правда, саму ее я после закрытия заведения не видела, – рассказывает клиентка. – Но мне подсказали, что у нее неподалеку есть еще одна кофейня – Pellini. Там я встретила администратора, которая принимала у меня деньги, сейчас она работает в этой кофейне. Ей я передала претензию, и до вторника, 29 ноября, мне должны были вернуть деньги на карту. Но до сих пор этого не произошло. Хорошо, что я заплатила всего пять тысяч рублей: просили у меня 50% от стоимости банкета, но сказала, что внесу в ноябре.
Юлия добавила, что в случае, если деньги не поступят в самое ближайшее время, она обратится в прокуратуру.
– Хотелось бы, конечно, скооперироваться с другими обманутыми клиентами этого ресторана, – говорит она. – Я слышала, что там планировали проводить новогодние корпоративы.
Наличие других клиентов, которые внесли предоплату в «Веранде», подтвердили и в ресторане AngelA, который сейчас работает на том же месте и не сменил номер телефона.
– Нам звонят их клиенты, спрашивают, что будет с их деньгами и банкетами, – рассказал администратор AngelA Максим. – Мы сами пытаемся связаться с этой женщиной, директором «Веранды», однако она не выходит на связь. Таких заказов, которые этот ресторан не выполнил, оказалось достаточно много. Какую-то часть мы на себя взяли, но всех мы забрать не можем, потому что деньги за них нам не передали, и у нас уже есть свои заказы.
Связаться с директором «Веранды» на момент публикации материала не получилось: ее номер мобильного телефона не отвечает. В кафе Pellini сообщили, что Ирина Моржова действительно работала в этом заведении, правда, поваром и всего две недели, и недавно уволилась.
Юристы отмечают, что закон в этой ситуации однозначно на стороне потребителей, однако клиентам стоит, внося предоплату, требовать ее документального подтверждения.
– Если был заключен договор, то нужно взыскивать деньги на его основании, потому что услуга не оказана, – отмечает директор консалтинговой группы «ЛАЛ» Макс Гусер. – Если договора не было, должен быть хотя бы чек, расписка или другой документ, подтверждающий факт передачи денег. Если клиент отдал деньги под честное слово, суд, скорее всего, такой иск не примет».
По словам Макса Гусера, в таких случаях возможна не только гражданская, но и уголовная ответственность.
– Гражданская здесь есть в любом случае, – отмечает он. – Если деньги получены, а услуга не оказана, предоплату нужно возвращать, причем с процентами за пользование чужими средствами, а если есть договор, то, возможно, предусмотрены еще и пени. Если клиентом является физлицо, то предусмотрена еще ответственность по закону о защите прав потребителей. Что касается уголовной ответственности, то, я думаю, в любом случае необходимо писать заявление. Есть шанс на возбуждение дела по УК РФ, и чем больше будет пострадавших, тем этот шанс выше. Если деньги брали, зная, что услугу оказывать не будут, – это признаки мошенничества. Если есть какие-то объективные причины, то как минимум должна быть обратная связь, показания в суде, объяснение, почему возникла такая ситуация, куда делись деньги. Судя по тому, что она себя так повела, отдавать деньги по-хорошему она не собирается. Так что нужно и в суд обращаться, и писать заявление в полицию.
Напомним, подобные инциденты происходят и с турфирмами: 29 ноября Ленинский районный суд приговорил к трем годам колонии общего режима гендиректора туристической компании «Империя путешествий» Марию Брусову, которая признана виновной в похищении у клиентов 2,6 миллиона рублей из оплаты индивидуальных и групповых туров.
Фото: Фото с сайта Localway.ru