На Южном Урале за год вдвое выросло количество выявленных картельных сговоров – соглашений компаний, работающих на одном рынке, для установления завышенных цен на их услуги. Если в 2015 году региональные антимонопольщики рассматривали три «картельных» дела, то с начала этого года УФАС возбудило уже семь таких дел. Заключив незаконные союзы, бизнесмены заработали в нашем регионе более 125 млн рублей – такая сумма значится в делах, которые рассматривает сейчас УФАС. Какой бизнес «грешен» сговорами и чем эксперты объясняют рост картелей в регионе – читайте в материале на 74.ru.
УФАС проверит коммунальщиков на сговор
– По всей России сговоры между компаниями обнаруживаются в совершенно разных сферах деятельности – это значит, что вся страна сверху донизу пронизана картелями и картельчиками, с которыми необходимо бороться, – комментирует руководитель Челябинского управления Федеральной антимонопольной службы Анна Козлова. – Сговоры распространены в сфере госзакупок, но наши коллеги в других регионах выявили, например, соглашения управляющих и коммунальных компаний с МФЦ, которые навязывают собственникам невыгодные схемы платежей. Проверить ЖКХ в Челябинской области на наличие картелей мы планируем уже в 2017 году.
В этом году, по словам Анны Козловой, общественные организации региона стали активнее сообщать в антимонопольную службу о своих подозрениях относительно картелей на торгах. Для их выявления УФАС работает с электронными площадками, которые предоставляют информацию о том, кто, как и где участвует в торгах, показывают закономерности, пересечения участников в других конкурсах.
– Мы изучаем электронные следы бизнеса, – уточняет Анна Козлова. – Плюс собираем дополнительные документы и доказательства, подтверждая сговоры совокупностью как письменных, так и косвенных доказательств. Как итог – семь возбужденных картельных дел за год, которые сейчас находятся на рассмотрении, и два факта уже признанных картелей.
Картель в обслуживании школьных труб
К примеру, УФАС заподозрило в картельном сговоре три компании, обслуживающие инженерные и электрические сети в школах Челябинска. В действиях «Мастер-Комфорт», «Мастер-Сервис» и «Гарант» усматриваются признаки устного соглашения.
– Причем компании не просто сговорились поддерживать цены за свои услуги, они поделили рынок территориально: каждая из фирм работает в конкретном районе города, – отметила Анна Козлова. – Заключение наша комиссия уже составила, если факт сговора будет признан, будет возбуждено административное производство. Компаниям грозит штраф минимум в 100 тысяч рублей.
Между тем в одной из компаний, попавших под пристальное внимание УФАС, сговор отрицают.
– Если считать, что наши компании находятся в сговоре, тогда и все управляющие компании Челябинска можно считать «заговорщиками», потому что они работают по одним расценкам, – комментирует директор ООО «Мастер-Комфорт» Сергей Дементьев. – Мы обслуживаем школы по тарифам, утвержденным городской думой еще в 2012 году, хотя есть и более позднее постановление, где услуги, которые мы оказываем, оцениваются дороже. Уже шесть лет мы не меняли расценки, потому что не вывозят бюджетные образовательные организации более высоких цен. Наши компании давно малорентабельны.
Представители компаний возмущены, что о рассматриваемом деле стало известно в городе задолго до вынесения решения.
– Еще не вынесено решение, а во всех СМИ еще летом в наш адрес прозвучало обвинение в сговоре, – продолжает Сергей Дементьев. – Это может нанести урон репутации и авторитету. Хотя радует, что никто из клиентов на это не повелся: школы наотрез отказались признать, что мы оказываем услуги некачественно. А то, что мы работаем порайонно, так территориально удобнее так обслуживать. Оповещать, планы строить по подготовке к зиме и спрашивать результат не с десятков подрядчиков, а с нескольких компаний. Мы всегда добросовестно относимся к своей работе, налоги платим, у нас все прозрачно и чисто.
Заговорщики обогатились на 110 млн
Сейчас в УФАС проверяют добросовестность нескольких компаний, которые выиграли аукционы на поставку медизделий и медоборудования в южноуральские учреждения здравоохранения на общую сумму 100,7 млн рублей.
– «ИМКОСЕРВИС» и ИП Гуленко участвовали в восьми закупках с одного IP-адреса таким образом, что постоянно побеждал «ИМКОСЕРВИС», – уточнила Анна Козлова. – Компании лишь имитировали конкурентную борьбу, минимально снижая цену контракта, чтобы заранее определенному между ними победителю он достался по наиболее высокой цене. Еще две группы бизнесменов действовали аналогичным образом. Между тем использовать один IP-адрес разным компаниям запрещено антимонопольным законодательством, эти действия признаются картельными и караются штрафом в размере 10% от начальной цены контракта.
Сайт 74.ru направил запросы представителям этих компаний, но на момент выхода материала комментарии получить не удалось.
В Челябинске, к слову, примеров таких бизнес-соглашений немало. Так, 5 декабря было возбуждено дело в отношении двух ИП. Три года подряд они «бились» на торгах на поставку технической соли для Магнитогорских дорог с одного IP. Итог – заключенные контракты на 1,6 млн рублей.
В следующем деле – по аукциону на право разработать проект реконструкции дорог за 11,6 млн рублей – УФАС заинтересовало поведение участников. Помимо работы с одного IP и документов, подписанных одним человеком, они еще положили вместо второй части заявок чистые листы бумаги. Замыслам компаний-заговорщиков «Авангард проект Уфа», «Атлас» и «Стройинвестцентр» помешал, по словам Анны Козловой, добросовестный участник аукциона «УралДорПроект», уронивший цену контракта до миллиона рублей.
Зачем бизнесу сговариваться
– Если говорить о манипуляциях на торгах, то они в нашей стране были всегда, с того момента, как начались торги в принципе, – уверяет директор компании «ПрофКапиталСервис» Сергей Колобов. – Такое наблюдалось даже в 90-е годы во время приватизационных аукционов: группы компаний согласованно действовали, с одной стороны, для того, чтобы создать видимость конкуренции, а с другой, – чтобы не повышать стоимость лота. Так что, возможно, увеличение выявленных картелей связано с тем, что наше управление Федеральной антимонопольной службы стало более пристально на такие нарушения смотреть и более серьезно к ним относиться. Плюс к этому аппарат антимонопольной службы наработал определенный опыт, и у них позиция достаточно принципиальная в этом вопросе, что хорошо.
– Такие заговорщики регулярно осложняют жизнь нормальному бизнесу, – считает заместитель генерального директора ООО «Сотби» Сергей Замотохин. – С одной стороны, они очень сильно расшатывают аукционы, раз за разом добиваясь пересмотра прописанных заказчиком условий. Затягивается процесс настолько, что добросовестные компании просто забывают про аукцион. С другой стороны, заговорщики устраивают гонки на торгах, роняя цену быстро и очень низко. Добросовестные компании, видя, что торговаться уже бессмысленно, решают не участвовать. И победа достается компании, под которую шла работа, причем по весьма выгодной, зачастую почти не сниженной цене, ведь сами заговорщики из аукциона вылетают из-за коряво составленных документов.
Бывает, что гонка увлекает компании, у которых нет злого умысла. Чаще всего, по словам Сергея Замотохина, в таких случаях страдают представители малого и микробизнеса, у которых нет сотрудников ИТР, просчитывающих экономику проекта и вычисляющих сумму, до которой можно «упасть». Они соревнуются с лидером, который существенно падает в цене, считая «раз он "упал" на 45%, значит можно дать на процент ниже». В итоге добросовестный участник не может выполнить контракт, потому что его оппонент упал на эти 45%, не планируя работать – у него документы не в порядке, он старался «под кого-то».
– А еще есть так называемые «тендерные гоблины», которые «докапываются» до каждого крохотного пожелания заказчика в документации на аукцион, разбирают условия по буквам и добиваются через суд и УФАС отмены условий торгов, – продолжает Сергей Замотохин. – И потом, изрядно всех помучив, они предлагают добросовестным участникам заплатить «консультационные услуги» за то, чтобы перестать разваливать аукцион. К нам несколько раз такие обращались, мы их отшивали. Но на других аукционах, точно знаю, такое практикуется. Особенно в Москве и Питере.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com