Тенденция уходящего года: поток потребителей смещается из крупного ритейла в сегмент магазинов «у дома», при этом до половины покупок совершается по безналу. Торговым сетям приходится подстраиваться и оснащать магазины терминалами для приема карт.
Согласно статистике Центрального банка России, в Челябинской области количество операций по оплате товаров и услуг с помощью карт в 2,5 раза превышает количество операций по снятию наличных в банкоматах. Объем безналичных покупок также вырос: по итогам 9 месяцев 2016 года челябинцы оплатили банковскими картами покупок на сумму 102,6 млрд рублей, за аналогичный период прошлого года этот показатель по области едва превысил 81 млрд рублей.
Представители торговых сетей подтверждают тренд на увеличение доли безналичной оплаты. Так, в сети розничных магазинов «Ариант» каждая вторая покупка уже сегодня совершается с помощью карты.
– На протяжении последних семи лет доля безналичных покупок в нашей сети постоянно растет. Мы считаем, что в будущем рост продолжится, – говорит генеральный директор агрофирмы «Ариант» Александр Кретов. – Сегодня покупатели предъявляют повышенные требования к сервису, и один из ключевых пунктов – это как раз возможность оплатить покупки безналом, в том числе по бесконтактной технологии и с помощью смартфона.
Мы поняли, что необходимо обеспечить в магазинах безналичную оплату, еще в 2009 году и тогда же заключили договор торгового эквайринга со Сбербанком. Сегодня во всех наших магазинах обеспечен не просто прием банковских карт, но и реализована возможность бесконтактной оплаты. Более того, благодаря Сбербанку во многих точках доступна оплата по сотовому телефону с помощью сервисов Apple Pay и Samsung Pay, – рассказывает Александр Кретов.
Гендиректор «Арианта» отмечает также и другую, относительно новую для челябинского ритейла тенденцию: смещение потока потребителей из крупных гипермаркетов в сегмент магазинов «у дома». Это связано с тем, что люди стали четко планировать, что они будут покупать. В магазине возле дома человек купит ровно то, что ему нужно, и ничего лишнего. А когда тот же человек приходит в большой магазин, возникает море соблазнов купить то, что не планировал.
Наметившиеся изменения в поведении потребителей должны привести к повышению уровня сервиса и доступности безнала даже в самых маленьких магазинах, где раньше о приеме карт и не задумывались.
ПАО Сбербанк
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com