Уходящий високосный год был богат на испытания для предпринимателей: громкие банкротства, новые законы, крупные сделки и запуск новых производств. Пока экономисты спорили, достигли ли мы дна кризиса или снизу еще стучат, представители бизнеса предпринимали усилия не только для выживания, но и для захвата новых рынков и ниш. О самых ярких событиях в экономической жизни Челябинска – в материале 74.ru.
«Гринфлайт» ударил по рынку жилья
Заморозка строительства 29 домов одного из крупных застройщиков региона – ООО «Гринфлайт» – стала самым громким скандалом года. По данным Росреестра, компания заключила 22 717 договоров долевого участия, неисполненными оставались 6739 договоров. Дольщики начали писать письма во все инстанции, выходили на митинги. Тем временем к ситуации подключились силовики и губернатор, начался поиск нового инвестора.
После скандала с «Гринфлайтом» челябинцы потеряли доверие к долевому строительству
В июне руководителя треста «Магнитострой», нового инвестора строительства микрорайона «Академ Riverside» Олега Лакницкого, назначили гендиректором ООО «Гринфлайт». Он заявил о возобновлении строительства многоквартирных домов жилого района «Академ Riverside» в июле и начал переговоры с дольщиками.
20 октября впервые с момента приостановки строительства микрорайона «Академ Riverside подписали акты ввода в эксплуатацию двух домов, и дольщики начали получать ключи от квартир. Еще по восьми многоквартирным домам сейчас идет активная работа. «СМП Банк» и застройщик подписали меморандум, по которому на достройку домов выделен миллиард рублей.
Под конец года «Гринфлайт» выкупил у города земельный участок так называемого «Нижнего Академа» (ранее он был в аренде). Территория в 30 га расположена в границах улиц Братьев Кашириных, Молодогвардейцев, набережной реки Миасс, улиц Чичерина в Калининском и Центральном районах Челябинска.
В 2017 году застройщик будет вести работы как по верхнему, так и по нижнему участку жилого комплекса. Дома для дольщиков предполагается сдать в 2018 году.
Напомним, до марта 2017 года в компании «Гринфлайт» ввели процедуру наблюдения.
IKEA в Челябинске быть
В столице Южного Урала все-таки появится торговый комплекс шведского концерна IKEA, о котором челябинцы грезят последние лет десять. Именно в 2016 году IKEA впервые официально заявила о планах построить торговые центры ИКЕА и «Мега» в нашем регионе.
– Мы приобрели земельный участок, и компания намерена начать разрабатывать концепцию будущего торгового комплекса, – сообщил в январе 2016 года генеральный директор ООО «ИКЕА Сентерc Рус Девелопмент» Давид Гуссе. – Проект будет возведен в два этапа. Первым будет торговый комплекс IKEA, его планируется построить до 2020 года.
IKEA перестанет быть навязчивой идеей челябинцев
Компания купила землю в поселке Терема Сосновского района – участок площадью 40 га. Общие инвестиции в проект превысят 10 млрд рублей, уточнили в российском подразделении IKEA. А в декабре 2016-го прошли публичные слушания по проекту планировки территории населенного пункта, учитывающего строительство ТК IKEA. В итоге инвестор получил право приступить к разработке проекта.
– Планируется построить три здания – магазин IKEA, торговый комплекс «Мега» и гипермаркет DIY, – уточнил разработчик градостроительной документации Дмитрий Ступин, представлявший проект на публичных слушаниях. – Парковка комплекса рассчитана на шесть тысяч машино-мест, это должно полностью обеспечить потребности новых объектов.
Земельный участок, приобретенный ООО «ИКЕА Сентерc Рус Девелопмент», входит в состав комплексно осваиваемой территории общей площадью 100 га, на которой местный девелопер планирует строительство жилых домов. Для обеспечения транспортной доступности предусмотрено строительство дорожной развязки, подъездных путей с существующей дороги. Инвестор намерен построить новую электроподстанцию для электроснабжения объектов.
Владимир Путин запустил новый завод ЧТПЗ
Новое предприятие в Челябинской области – совместный проект трубопрокатного завода и Роснано – привлекло внимание президента России. Владимир Путин лично запустил производственную линию ООО «Этерно», в работе которой широко применяются нанотехнологии.
Завод «Этерно» рассчитан на нужды нефтяных и газодобывающих компаний, а также операторов трубопроводов. Предприятие специализируется на выпуске соединительных деталей трубопроводов и покрытии труб антикоррозийным веществом. Как уточнили в ООО «Этерно», именно после ввода этого завода в эксплуатацию наша страна смогла перейти к самостоятельному производству труб крупного диаметра. Предприятие было запущено в конце прошлого года; за три квартала этого года выпущено более 1500 тонн продукции. Сейчас на предприятии «выпекают» части будущей трубы газопровода для «Северного потока-2».
ЧТПЗ нашел, где применить нанотехнологии
– Приезд Путина мы воспринимаем как популяризацию белой металлургии, – рассказал генеральный директор ООО «Этерно» Валентин Тазетдинов. – Перед нами стояла двойная задача – запуск нового производства и демонстрация первому лицу, что цех «Высота 239», который он запустил шесть лет назад, работает.
Президент Владимир Путин отметил завод «Этерно» как пример импортозамещения и подчеркнул, что это важно не только ради снижения зависимости от иностранных производителей, но и для структурных изменений в стране: создания новых производств и рабочих мест, диверсификации экономической базы.
Приезд такого статусного гостя обозначил мощные лоббистские возможности Группы ЧТПЗ и поддержку на самом высоком уровне. Это в свою очередь повлияло на успешный выпуск облигаций ПАО «Челябинский трубопрокатный завод» в конце декабря. Ценные бумаги челябинского предприятия пользовались хорошим спросом. Потенциальные инвесторы хотели купить их на 15 млрд рублей – в три раза больше, чем планировалось собрать.
ШОС дал жизнь 24 отелям
В 2016 году в Челябинске заявили о строительстве сразу 24 новых гостиниц. Импульсом к этому стала подготовка к организации саммита ШОС и БРИКС в 2020 году. Правда, до сих пор однозначного решения о проведении этих мероприятий в столице Южного Урала не принято. Но подготовка уже идет полным ходом.
В июле администрация Челябинска сообщила о заключении с частными инвесторами соглашений о строительстве 24 новых объектов для грядущего саммита. Их возведут на свободных участках, а также территориях известных долгостроев.
– Очень много инвесторов челябинских, которые вышли с таким предложением, в некоторых местах уже начали строить, – заявил глава Челябинска Евгений Тефтелев. – Мы пригласили всех желающих, места расположения в различных частях города. Опыт есть в Екатеринбурге и Казани.
По данным мэрии, в Челябинске чуть более 2,5 тысячи гостиничных номеров (если считать только крупные гостиницы – чуть более 2200), а по требованиям саммита принимающая сторона должна иметь не менее пяти-шести тысяч номеров. Строительство новых отелей позволит в два раза увеличить эти показатели – в них, по предварительным прикидкам, будет 2282 номера, в том числе 29 президентских.
Эксперты отмечают, что экономика региона не сможет создать объем спроса, который необходим для наполнения того количества гостиничных номеров, которое будет существовать на рынке после окончания саммита ШОС и БРИКС. В то же время власти говорят о том, что построенные отели можно потом перепрофилировать в жилье.
В Челябинске апартаменты планируется построить на перекрестках улиц Блюхера–Курчатова, пр. Ленина – Артиллерийской, Труда–Свободы, Комарова–Октябрьской, на улицах Орджоникидзе, Братьев Кашириных, а также по адресам: ул. Цвиллинга, 65, Курчатова, 28, Свердловский проспект, 7. Офисно-гостиничные комплексы будут на перекрестках улиц Красной–Труда, Воровского–Елькина. Общественное здание с объектами инфраструктуры и гостиницей появится на углу улиц Доватора и Степана Разина. Дом отдыха и многофункциональный спортивный комплекс возведут на улице Лесопарковой, 6а. Административно-бытовое здание будет построено на углу улиц Елькина и Карла Маркса. Почти все из них после саммита станут жилыми помещениями.
Uber, ЯндексТакси, Gett: «большая тройка» в сборе
В Челябинске обосновалась вся «большая тройка» мобильных агрегаторов услуг такси – Uber, «Яндекс.Такси» и Gett. Горожане получили возможность заказывать такси через мобильные приложения. Новые сервисы делают ставку на эффективное автоматическое распределение заказов и отказ от диспетчерских, что резко снижает время подачи машины и себестоимость поездок.
Первым в городе заработало «Яндекс.Такси» – в апреле.
– Мы хотим, чтобы такси стало привычным видом транспорта, на котором можно ездить не только на вокзал, но и в булочную, – заявил тогда региональный директор «Яндекс.Такси» Алексей Сохович-Канаровский. – А для этого такси должно быть быстрым и доступным.
Цена услуг рассчитывается из стоимости подачи машины, расстояния и времени в пути. Например, по тарифу «Эконом» проехать пять километров днем можно примерно за 100 рублей (49 рублей стоит подача машины, по рублю – каждая минута поездки, а также восемь рублей – каждый километр пути).
В июле в Челябинске стартовал международный сервис заказа такси Uber. Он позиционирует себя как конкурента не только другим службам такси, но и общественному транспорту и личным автомобилям. Тариф на перевозки через сервис Uber в областном центре включает в себя фиксированную плату в 30 рублей за вызов, к которой добавляется три рубля за каждый километр пути и три рубля – за каждую минуту поездки.
Горожане подсели на онлайн-сервисы такси
– Компания оказывает услуги через своих партнеров – таксопарки и водителей, имеющих регистрацию индивидуальных предпринимателей, – рассказал региональный директор по развитию Uber в России Илья Дроздов. – К автомобилям предъявляются строгие требования: подключиться к Uber в Челябинске могут лишь владельцы иномарок в хорошем состоянии, выпущенных не ранее 2004 года, а также отечественных Lada Vesta и Lada X-Ray.
И, наконец, в сентябре до Челябинска добрался международный сервис заказа такси Gett. Плата за вызов составляет 49 рублей (включено пять минут и два километра), к которым добавляется три рубля за каждую последующую минуту и три рубля за каждый километр. Gett работает с компаниями, получившими лицензию на перевозку пассажиров и багажа легковых такси.
По данным экспертов, через два-три года после появления в городах-миллионниках интернет-сервисы для заказа такси («Яндекс.Такси», Uber, Gett) могут рассчитывать на 25–35-процентную долю регионального рынка легальных перевозок такси.
Фото: Фото Олега Каргаполова, Mawardi Bahar/Shutterstock.com, Yulia Grigoryeva/Shutterstock.com, think4photop/Shutterstock.com