RU74
Погода

Сейчас-7°C

Сейчас в Челябинске
Погода-7°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -11

0 м/c,

725мм 73%
Подробнее
3 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Город Экономика Предприниматели Южного Урала просят ограничить торговые сети

Предприниматели Южного Урала просят ограничить торговые сети

В малых городах Челябинской области федеральные ритейлеры заняли до 90% магазинов.

Магазины экономкласса добрались до площади Революции

Малый бизнес Челябинской области бьёт тревогу – крупные торговые сети продолжают экспансию по городам и весям и монополизируют рынок. В итоге индивидуальные предприниматели разоряются и закрывают бизнес. Кто и как может ограничить аппетиты федеральных ритейлеров, нужно ли создавать особые условия местным производителям и продавцам и кто в итоге заплатит за бонусы и льготы, разбирался корреспондент 74.ru.

Федералы наступают

В радиусе одной остановки от моего дома насчитывается шесть супермаркетов. Не так давно здесь было много мелких продмагов. Но они меняли вывески, как перчатки, в конце концов превращаясь в точки по продаже телефонов или пива и другого алкоголя. А когда на дверях появлялось объявление по аренде, все понимали – жди очередного сетевика.

Дискаунтеры занимают самые лакомые и престижные кусочки коммерческой недвижимости. Как ранее сообщал 74.ru, весной в самом сердце города, практически на главной площади Челябинска открылся магазин торговой сети «Монетка».

В других городах Челябинской области картина ещё ярче. Так, по подсчётам златоустовских предпринимателей на 1 июня 2017 года, у них в городе работают 72 сетевых супермаркета: 24 «Магнита», 15 «Пятёрочек», 6 «Монеток» и 27 «Красное&Белое».

Крупные ритейлеры занимают 89% торговых площадей

– На центральной улице города – проспекте Гагарина – на 550 метрах разместились шесть супермаркетов и вскоре откроется ещё один, – говорит руководитель общественной организации «Центр делового сотрудничества предпринимателей» Сергей Филатов. – Мы посчитали соотношение занимаемых крупными ритейлерами площадей и выяснили, что они захватили практически всё. У «Магнита» – 32% торговых площадей в городе, «Пятёрочки» – 26%, «Монетки» – 14%, «Красное&Белое» – 17%. В общей сложности это 89%.

Местные предприниматели забросали власти просьбами проверить, нет ли здесь нарушений. В ответ получили ссылки на законы, в том числе на то, что 25-процентный порог объёма всех реализованных товаров в денежном выражении у каждого из ритейлеров не превышен. Однако и жители, и местные бизнесмены видят, что сетевые магазины растут у них на глазах.

– Неправильно рассчитываются доли торговых сетей на рынке, – настаивает Сергей Филатов. – В итоге малый и средний бизнес резко сокращаются. Только в первом полугодии в Златоусте прекратили деятельность 93 предпринимателя – это пять процентов от общего числа ИП в городе. И дальнейший прогноз неутешительный: розница вымирает вместе с малым бизнесом, скоро останутся одни сети. А у них самые популярные методы – демпинг и агрессивный маркетинг.

Представитель «Центра делового сотрудничества предпринимателей» считает ненормальной ситуацию, когда продовольственная безопасность страны зависит только от крупного сетевого бизнеса. Проблема в том, что сети за счёт своих объемов диктуют цены производителям, вынуждая их менять рецептуру продукции, рисковать неисполнением обязательств и толкая к невозврату кредитов. Кроме того, крупные ритейлеры платят налоги по месту регистрации юрлица, а муниципалитеты остаются дотационными.

Местные ипэшники все чаще закрывают бизнес

– Необходимо ввести лимит на занимаемые сетями площади на уровне 65% от всех площадей продовольственного сектора муниципалитета либо привязать количество супермаркетов к численности проживающих в этом районе, – предлагает Сергей Филатов. – Также мы поддерживаем ограничение графика работы крупных магазинов в выходные.

В антимонопольной службе уточнили, что информацию для расчета 25-процентной доли они берут у органов статистики, а туда данные направляют сами торговые сети. Сейчас оперируют цифрами по итогам 2015 года, анализ по 2016-му будет позже.

– За время действия закона о торговле антимонопольное ведомство уже несколько раз отправляло предложения по его усовершенствованию в различные инстанции – от регионального Заксобрания до федеральной ФАС, – прокомментировала руководитель Челябинского УФАС Анна Козлова. – Еще в 2013 году ФАС выходила с предложением по изменению методики подсчета, связанной с торговыми площадями. Но есть и другой момент: чем больше ты вмешиваешься, тем хуже. Рынок должен саморегулироваться.

Тем не менее представители УФАС пообещали снова включить это предложение в общий пакет поправок к закону о торговле, который направят в Москву.

Наших зажимают

Челябинские производители продовольствия жалуются, что им тяжело зайти в торговые сети соседних регионов – Екатеринбурга, Уфы, Тюмени. Мол, местные власти ставят ритейлерам условие – проявлять лояльность к местным производителям: в сетях столицы Башкирии – 88% своих, в Екатеринбурге – до 70%.

Руководитель Челябинского УФАС Анна Козлова напоминает, что в России действует единство экономического пространства.

– Это значит, что челябинцы имеют такое же право быть поставщиками в магазины Екатеринбурга или Уфы, как и все остальные. Если возникла реальная проблема, нужно обратиться в контролирующие органы, в том числе в антимонопольную службу, – объясняет она. – Вам самим нужно быть позубастее. Но зачастую всё остается на словах, до конкретного разбирательства, не говоря уже о суде, дело не доходит.

При этом, как только речь заходит о Челябинской области, большинство участников рынка ратует за то, чтобы у нас были созданы преференции для местных производителей и поставщиков.

– Екатеринбург нас прессует, а у нас в Челябинске кого только на полках не встретишь, – удивляется руководитель отдела продаж компании «Челябмасло» Светлана Козупица.

Ей вторит Дмитрий Колесников, руководитель направления компании, торгующей водой «Аква Ирендык».

– Нужно законодательно прописать, что половина полок в магазинах отдаётся местным производителям, – утверждает он.

В то же время руководитель отдела закупа компании «Ариант» Наталья Бабенко считает, что местные товары априори интересны сетям:

– Местные поставщики изначально обладают конкурентным преимуществом. Их товары не надо далеко везти, а значит логистика удешевляется. Для чего ограничивать дополнительно? – удивляется она. – Пусть производитель выстраивает свою систему ценообразования, высчитывает себестоимость так, чтобы его продукт был конкурентоспособен. Если будем опять вводить какие-то ограничения, то просто лишим рынок конкуренции. Покупатель должен сам выбирать, какую колбасу ему купить – из мяса или нет.

Бонусы запретили – повысили штрафы

С начала 2017 года начали действовать знаковые поправки в закон «О торговле» – ликвидировали ретробонусы, убрали отдельную плату за продвижение товаров, ограничили общий размер вознаграждения, выплачиваемого торговым сетям. Стало ли теперь легче жить и работать производителям и поставщикам?

Челябинские антимонопольщики проанализировали 238 договоров поставки, заключённых между торговыми сетями и поставщиками продовольствия, и пришли к выводу – продавцы подстелили себе соломку. Например, торговые сети установили дополнительные штрафные санкции за нарушения срока предоставления документов поставщиком.

– «Пятёрочка», «Карусель» и «Перекрёсток» за каждое нарушение требуют с поставщика 15% от стоимости товара, а сеть «Красное&Белое» вообще прописала в договорах 100-процентный штраф от суммы счёт-фактуры и накладной, – приводят пример антимонопольщики. – Считаем, что такое наказание несоразмерно провинности. Кстати, для самих сетей подобные зеркальные штрафы не предусмотрены.

Игроки рынка сетуют, что сети не хотят делить с ними риски в равных пропорциях.

– Протоколы разногласий не принимаются. Я сам объявления об этом видел у менеджеров сетей, – признался директор по продажам «Первого хлебокомбината» Сергей Константинов. – Говорят – работаем или так, или никак. Даже с нами так разговаривают, что уж взять с мелкого ипэшника. Хотя, на мой взгляд, штрафы должны обсуждаться, быть разными в зависимости от вида товаров.

Некоторые торговые сети, например, «Лента», в договоре предусмотрели себе право проводить аудит поставщика. Если что-то не понравится, сеть вправе приостанавливать исполнение договора.

Особую боль у поставщиков вызывает проблема возврата нереализованного товара. Торговая сеть получает товар надлежащего качества, а через определенное время возвращает его с истекающим сроком годности без изменения цены.

– Я нахожусь в Магнитке, ближайший распределительный центр сети – в Оренбурге. Откуда мне знать, как образовалась просрочка? Может, товар слишком долго на РЦ пролежал, – разводит руками один из предпринимателей.

Светлана Козупица больше склоняется к методу «сами везём – сами контролируем возвраты».

– Можно доставить товары в распределительный центр, пусть даже с удаленностью в 600 км, или развозить продукцию в каждый из 570 магазинов да ещё несколько раз в неделю, – говорит она. – Кому как выгоднее, тот так и делает.

Среди мечтаний большинства производителей и поставщиков – ограничение торговой наценки на товары массового спроса и сокращение отсрочки платежа поставщикам. На это пессимистично смотрит начальник управления торговли администрации Челябинска Сергей Березуев.

– Сети всегда найдут лазейку, игры с наценками обречены, – считает он. – Что бы мы ни придумали, они всегда на шаг впереди. А в конечном итоге за всё заплатит потребитель.

Новые поправки в закон о торговле оказались не слишком эффективны из-за активного сопротивления сетей, признаёт и сенатор от Челябинской области Ирина Гехт, работавшая над этим документом. Экспансию сетей она называет порождением монстра и призывает законодательно ограничить их присутствие в регионах.

ФАС России запустила горячую линию для пострадавших от нарушений закона о торговле. Производители, поставщики и ритейлеры могут сообщить о неправомерных действиях своих контрагентов, заполнив специальную форму на сайте ФАС.

Фото: Фото Олега Каргаполова, с сайта Google.com/maps, Дарьи Селенской

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
150
ТОП 5
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления