Единственный российский экипаж Mongol Rally добрался до Монголии. Это финал участия семьи Дудниковых в невероятной гонки малолитражек по маршруту 16 тысяч километров. В Улан-Баторе наши земляки ощутили знакомое, как в родном городе, першение в горле – от густого смога. 74.ru путешественники рассказали, почему за эти дни полюбили российские дороги, как выглядит кусок айсберга и самая большая в мире конная статуя.
– В Бишкеке мы решили попробовать каучсёрфинг. Это когда путешествуешь по миру и можешь останавливаться совершенно бесплатно у разных интересных людей. Мы остановились у американского учителя Ноа, который сам живёт в Киргизии всего две недели и при этом уже размещал у себя около 30 человек. С нами к нему приехала пара, где девушка Настя оказалась из родного Челябинска. Мир и правда очень мал!
Досмотр на границе Киргизии с Казахстаном был самым строгим. На пути в Караганду нам пришлось даже пообщаться с местной дорожной полицией. У нас всё было в порядке, но они объявили нам, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения. Показать данные о поверке прибора они не смогли, везти на экспертизу тоже не торопились. В общем, это была типичная попытка вымогательства взятки. Весь разговор мы записывали на видео и пригрозили выложить в интернет, а также показали предупреждение других команд о подобных же попытках вымогательства на этом участке трассы. Это подействовало, и нас отпустили.
Пятницу мы провели в Астане на выставке World Expo 2017, посвящённой энергетике будущего. Всем очень рекомендую успеть посетить до 10 сентября, когда она заканчивает свою работу! Российский павильон представлен очень достойно, тема нашей экспозиции – атомная энергетика в Арктике. По этому случаю на выставку привезли кусок настоящего арктического айсберга.
В Астане мы также остановились у местной семьи Альнуры по каучсёрфингу. Граница между Казахстаном и Россией была самым быстрым погранпереходом за всё ралли – меньше часа на всё. Как приятно было оказаться на родине! Наверное, ещё ни разу дороги в России не казались нам такими ровными, а заправки и кафе – настолько цивилизованными. Ещё раз убедились, что всё познаётся в сравнении.
Россия встретила нас фейерверком и гирляндами. Оказывается, в посёлке Кулунда на границе был праздник – 100-летие посёлка. Но мы решили, что это в нашу честь. В воскресенье нас опять ждал мощный рывок – около 1000 километров до границы с Монголией. Так как КПП работает только с понедельника по субботу, и только с 9:00 до 18:00. Притом после 16:00 уже не пускают. В Барнауле мы остановились только на обед, но проехали через самый центр города. Надо сказать, что были сильно удивлены тому, насколько город опрятный, чистый, спокойный и развитый. А дорога через Алтай к границе вообще достойна отдельного описания. Такие невероятные пейзажи, в то же время такие родные. Мы пересекли великую сибирскую реку Обь и место, где она начинается от слияния рек Бия и Катунь в городе Бийск. Туризм на Алтае развит очень хорошо. Есть вся инфраструктура, состояние Чуйского тракта великолепное. Обязательно приедем туда ещё.
На границе с Монголией стояли уже десять наших команд. Сразу после границы России в Монголии дорога заканчивается. Идёт грунтовка, притом каменистая, грейдерная, как стиральная доска. Сотрясает так, что все незакреплённые детали автомобиля вылетают. Приходится искать дороги через поля. Асфальт увидели только через 40 километров – старенький, не очень ровный и довольно опасный, но всё же асфальт, который идёт до самого города Улгий. Мы ожидали, что в Монголии нет ничего, кроме степей и одиноких пастушьих юрт. Оказалось, что там есть города, а в них и кафе, и банки, и отели. Ночевать под открытым небом нам не пришлось.
До города Ховд простирается прекрасное монгольское бездорожье во всей его красе. При этом рядом полным ходом идёт строительство новой асфальтовой дороги, которая как будто дразнит своей ровностью. Мы заблудились, заехали в болото, познакомились с местными яками, мирно щипавшими травку и недоумевавшими, что это за оранжевый рычащий зверь и зачем эти люди тычут в них фотоаппаратом. Пообедали в степи на кусочке строящейся дороги вместе с другими командами из Ирландии.
Третий день в Монголии обещал быть самым крупным испытанием как для нас, так и для автомобиля – 500 километров проехать за 10-12 часов. К обеду в придорожном кафе встретили команду из Великобритании и решили остаток пути проехать вместе. Так и безопасней, и веселее. На закате в степи мы случайно увидели ещё одну машинку Mongol Rally. Вы бы видели, как ребята бросились к нам, как будто они не видели людей уже неделю. Их машина сломалась, полностью разбился бензонасос об камень, и они уже три дня добирались то на тросе за какой-нибудь машиной, то просто толкая её самостоятельно. Мы решили не бросать их ночью в степи, хоть это и означало езду по бездорожью ночью с машиной без фар и почти без тормозов сзади на тросе. Наши британские друзья также нас не бросили и ехали впереди, показывая дорогу и освещая путь дополнительным прожектором. Ночью движение в степи крайне оживлённое! Огромные фуры носятся туда-сюда. Кстати, выключать дальний свет у них считается излишним, также как и уступать дорогу друг другу.
На следующий день мы добрались до столицы Монголии – Улан-Батора. Город встретил настоящими столичными многокилометровыми пробками. Дело в том, что он протянулся вдоль одной основной улицы – она же трасса Московское шоссе, и объехать её нельзя. Когда стояли в пробках, в горле и лёгких почувствовался знакомый привкус и першение – выглянув в окно автомобиля, мы увидели густой смог над городом. Как узнали позже, город находится в низине и окружён промышленными предприятиями. Улан-Батор признан одним из самых загрязнённых в мире, даже более загрязнённым, чем Шанхай. 1 сентября в Монголии, как и в России, празднуют День знаний. В школах проходят линейки. По всему городу разгуливали нарядные школьники.
Налюбовавшись на праздничный город, мы отправились к памятнику Чингисхана в 50 километрах от Улан-Батора. На сегодня это самая большая конная статуя в мире. Под ней располагается двухэтажный постамент, в котором для туристов продают сувениры и работает кафе. Вдоволь насмотревшись, мы двинулись в сторону российской границы. Дорога опять проходила через весь Улан-Батор. На проезд через город у нас ушло около двух часов, поэтому ночь вновь застигла нас в пути. В навигаторе мы нашли какой-то отель по дороге. Оказалось, это прекрасный курорт в стиле шале, а при нём можно разместиться в шикарной тёплой юрте с прекрасными кроватями. На следующий день мы поехали на финиш в город Улан-Удэ в Бурятии.
Сайт 74.ru продолжает следить за путешествием челябинцев.