В Челябинске полицейские проводят проверку по факту мошенничества сотрудников благотворительного фонда. Как рассказали подопечные организации, их историями, фото и документами воспользовались, чтобы собирать деньги на благие цели, но по факту обманули людей, которые находятся в непростой ситуации.
В редакцию 74.ru обратилась челябинка Юлия, которая уже 10 лет страдает серьёзным заболеванием — фибромой кости.
— С 2007 года у меня гниет кость в правой руке, — рассказала девушка. — Я перенесла четыре операции, но эффекта они не принесли: рука постоянно воспаляется и болит невыносимо.
В конце прошлого года в торговом комплексе, где Юля работала консультантом, появились представители благотворительного фонда, установили кэшбоксы и развернули бурную деятельность по сбору денег. Девушка поинтересовалась, могут ли и её включить в сбор, на что получила одобрение.
— Они заинтересовались мной, сказали принести копию паспорта, прописки, выписки из медкарты, снимки. Я написала заявление с просьбой о помощи и согласие на обработку персональных данных, принесла документы, и они начали поиск врачей, — говорит девушка. — Через неделю учредитель и сотрудник фонда приехали за мной и отвезли на машине на платную консультацию в областную больницу. Они заплатили за приём. Доктор сказал, что случай у меня запущенный, нужно устанавливать немецкий титан, который хорошо приживается (с обычным рука загниёт снова). Поставить титан можно было по квоте, дождавшись очереди, но представители фонда настояли на платной операции. Однако с поставками из Германии в тот момент были проблемы, и доктор предложил разделить операцию на два этапа, первый — сделать бесплатно, по полису обязательного медстрахования, чтобы почистить кость и временно снять болевой синдром. Я согласилась, так как в то время пила уже по 8–10 таблеток обезболивающего в день.
Несмотря на то, что первая операция была бесплатной, в фонде Юлии предложили начать сбор. И тут началось самое интересное.
— В фонде мне сказали, что у них есть «Яндекс.Деньги» и QIWI-кошелёк, но большинство пользуются картами Сбербанка, поэтому предложили мне оформить карту и отдать им, — говорит челябинка. — Они объяснили, что карта будет работать на фонд. Я согласилась, потому что деньги были нужны. Меня на машине привезли в банк, я оформила карту, подключила мобильный банк к своему номеру, но когда села в машину, мне сказали, что нужно переоформить мобильный банк на их номер, чтобы они могли отчитываться в интернете о поступлениях средств. Я, как наивная дурочка, поехала с ними в другое отделение банка и переоформила номер, а позже передала и пин-код.
В начале мая Юлю прооперировали. Первая операция была бесплатной. Через две недели девушка уехала к родителям в Казахстан на лето. Тем временем сотрудники фонда объявили сбор на 500 тысяч рублей в соцсетях и установили кэшбоксы в ТРК.
— Была уверена, что всё идет, как надо, пока в августе мне не позвонила старшая сестра и не посоветовала заблокировать карту, — вспоминает Юлия. — Она работает с родственницей ещё одного подопечного фонда, Андрея, и рассказала, что фонд обещал оплатить ему лечение, а вместо этого у его мамы один из сотрудников занял деньги и скрылся. Я заблокировала карту, взяла выписку со счёта и ужаснулась. За время сбора на неё пришло 413 тысяч рублей, но все деньги были растрачены в супермаркетах, в том числе алкомаркетах, на заправки и сотовую связь. На момент блокировки карты на ней оставалось 662 рубля. Отвечать на телефон сотрудники фонда перестали.
По словам мамы Андрея Светланы Фёдоровны, несмотря на объявленный сбор на сына, она не получила от фонда ни копейки. Более того, лишилась 50 тысяч, которые одолжила сотруднику фонда.
— Я уже больше года мотаюсь с сыном по больницам. Он получил тяжёлую черепно-мозговую травму. Сначала мы лечились в Челябинске, а потом поехали в Санкт-Петербург, — рассказывает Светлана Фёдоровна. — Лечение обходится очень дорого — 350 тысяч в месяц. И в последнее время у меня образовался долг в клинике, поэтому и обратилась в фонд. Сына взяли в сбор, на него начали поступать деньги, один из сотрудников фонда обещал помочь, рассказывал, как они помогали другим людям, как возят Юлю по врачам, и даже связался с клиникой, пообещав перечислить 100 тысяч. В таком состоянии веришь всему. А потом он попросил взаймы 50 тысяч рублей на пару дней, с условием, что перечислит в клинику 200 тысяч. Через пару дней он выложил на странице сына в социальных сетях информацию о том, что перевёл деньги, но средства так и не пришли, а сам он перестал выходить на связь. Я всё понимаю, но не на таких же больных зарабатывать! Мы цеплялись за них, как за последнюю ниточку, а они проживали эти деньги и нагло врали.
Есть в этой истории и другие пострадавшие, в том числе родители несовершеннолетних, нуждающихся в помощи. Однако в полицию обратилась пока только Юлия, все остальные законные представители бывших подопечных фонда находятся в клиниках других городов и не могут написать заявления в правоохранительные органы.
— Сотрудниками полиции проводится проверка. Обращение челябинки зарегистрировано в начале сентября, но ситуация неординарная, требующая проверки большого количества фактов, поэтому она продлена, — рассказали в пресс-службе управления МВД по Челябинску.
Этот вопиющий случай в Челябинске далеко не первый, обращает внимание исполнительный директор Челябинского регионального ресурсного центра для социально ориентированных некоммерческих организаций Михаил Комиссаров.
— У нас колоссальное количество благотворительных фондов, которые собирают деньги в регионе. В Челябинске работают фонды из Курска, Ростова-на-Дону и многих других городов, при этом на своих территориях они не представлены, то есть эти фонды мошеннические, — говорит Михаил Комиссаров.
Чтобы не пострадать от заезжих гастролёров и тем, кто нуждается в помощи, и тем, кто готов помогать, эксперт советует сначала проверить информацию о фонде, почитать отзывы в интернете и только после этого принимать решение.
— Для начала необходимо проверить, когда и где фонд зарегистрирован. Найти эту информацию легко на сайте налоговой службы, там высветится информация о том, кто является учредителем фонда, когда и где он зарегистрирован. Если фонд зарегистрирован недавно, это колоссальный шанс, что фонд является мошенническим, — говорит Михаил Комиссаров. — Конечно, нельзя говорить, что все новые организации — аферисты, но насторожить это должно. Не очень хорошо, если фонд зарегистрирован в квартире или в другом городе — помогать лучше региональным фондам, которые к нам ближе. Кроме того, у благотворительного фонда обязательно должен быть свой сайт, на котором размещаются финансовые отчёты: сколько, когда, кому и на что тот передал денег. Если таких отчётов нет, можно делать неутешительные выводы.
Иногда достаточно забить название организации в поисковик, чтобы наткнуться на нелестные отзывы. Желательно глянуть, и сколько в фонде подопечных: один-два в месяц ещё нормально, но один-два в год — слишком мало. Но больше всего должны насторожить сборы денег на улицах, в транспорте, небольших торговых комплексах.
— 100 процентов волонтёров, которые собирают деньги на улицах, являются представителями токсичных организаций. Это организации, помогая которым вы никогда никому не поможете. Это могут быть не только мошенники, но и частные лица, — напоминает эксперт. — Также если пожертвования собираются на частную банковскую карту, фонд, скорее всего, является неблагонадёжным.
Специалисты напоминают, если сначала проверить информацию о фонде и его подопечных, а лучше познакомиться с ними лично, то шансы разочароваться как подопечным, так и благотворителям, будут ниже в разы, а пожертвования обязательно дойдут до адресата.
– Дружите с теми организациями, которым вы помогаете – приходите к ним в офис, участвуйте в их мероприятиях, общайтесь с теми людьми, которым они помогают, – советует руководитель старейшего на Южном Урале благотворительного движения «Искорка» Евгения Майорова. – Иногда благополучатели могут рассказать о фонде больше, чем сами организаторы. Если у вас нет такой возможности, заручитесь рекомендациями друзей, знакомых, которые знают этот фонд не понаслышке, а не по тому, как красиво подана информация. Сейчас проходит масса обучающих мероприятий, мошенники берут на вооружение все технологии, которым обучают хорошие, правильные фонды, и пользуются этим. Они умеют красиво писать, красиво говорить, у них качественные картинки, и им плевать, что через несколько месяцев их разоблачат, потому что они легко создадут другой фонд. Поэтому в век развитых технологий я бы рекомендавала доверять людям, которых знаешь лично. А отдавая деньги бездумно, мы лишь мотивирует мошенников обманывать дальше.
Фото: Юлия Медведева