До саммитов ШОС и БРИКС, которые южноуральские власти рассчитывают принять в Челябинске, осталось два с небольшим года. За это время в городе должны появиться больше 20 гостиниц и «шагающий» через реку Миасс конгресс-холл. В аэропорту запланирована масштабная перестройка с полной заменой зданий, а на набережной не просто намерены провести благоустройство. Её хотят превратить в оживлённую пешеходную зону с кафе и магазинчиками, а на реку спустить катамараны и понтоны по примеру Вены и Парижа. Насколько реально эти планы воплотить в жизнь, да ещё и за столь короткое время, мы спросили у главного архитектора города Николая Ющенко.
— Николай Иванович, проектов много. Успеем ли?
— Мы провели конкурс, в котором было три больших номинации: строительство конгресс-холла, реконструкция аэропорта и благоустройство набережной. Никто не верил, что они могут быть реализованы. Но они всё-таки станут реальностью. По плану объекты должны быть готовы к декабрю 2019 года.
Проектный институт «Арена», автор будущего конгресс-холла, окончательно выверил все его параметры. Раньше это был эскиз, а сейчас это реальный объект, под который мы забуриваем скважины для геологии.
Вы начали со сроков. Они, конечно, жуткие. Но мы многие работы ведём параллельно, включая поиски инвесторов и генподрядчиков. Губернатор очень скрупулёзно относится к этому вопросу. Инвесторов много. Недавно глава региона встречался с представителями Венгрии, которые с собой ещё и потенциального генподрядчика с очень приличным портфолио привезли. На их счету строительство многих объектов в России, странах СНГ, Европе. Мы с ними пешком обошли набережную. Эта тема будоражит зарубежных коллег, потому что они понимают: конгресс-холл — знаковый объект не только для нас, но и для России.
— По инвестору решение пока не принято?
— Окончательное решение по инвестору губернатор не принял. Пока стоимость строительства конгресс-холла варьируется от семи до десяти миллиардов рублей. И, как я понимаю, в этом вопросе Борис Александрович рассчитывает пока на свои силы.
По просьбе главы региона были разработаны два бизнес-плана для того, чтобы окончательно определиться с функциональным наполнением здания. Известная международная компания просчитала окупаемость проекта, опираясь на демографию, наш потребительский спрос, наши доходы.
— На каком варианте в итоге остановились?
— У нас такие крупные события редко проходят, поэтому Борис Александрович выбрал коммерческий вариант, «начинка» которого позволяет окупить вложения за 7–13 лет. А в отдельных его блоках прибыль можно будет получить вообще сразу.
Этот проект предполагает 110 тысяч квадратных метров. Там построят апартаменты, в которых будут размещать гостей на время проведения саммитов, а потом их можно продать и получить мгновенную выручку.
Сам зал планируется на 2500 мест. Он будет трансформироваться. Этот приём не часто используется в России, но очень принят в мире. Благодаря трансформации в зале можно проводить шесть типов мероприятий, связанных со спортом, театром, варьете, концертами, устраивать кинопоказы и различные форумы. Точкой притяжения будут офисы, торговые площади, выставочная площадка.
Построив многофункциональный зал, мы убьём сразу трёх зайцев. В Челябинске нет концертного зала, его строительство всё равно было в планах. У нас нет выставочного центра. Мы всегда приспосабливаемся, используем то «Юность», то «Мегаполис», то манеж. А для города-миллионника это неправильно. Набережную планируется превратить в пешеходную эспланаду, и новое здание этому поспособствует. Люди будут гулять по нему, заходить в галереи и кафе. Надеемся, что эта площадка станет местом, где хочется проводить время.
— Помимо основного конгресс-холла в Челябинске планировали построить его дубль. Как там движутся работы?
— Да, у нас есть запасной конгресс-холл. Его строительство ведут на улице Труда между отелем Radisson Blu и ТРК «Гагарин-Парк». Мы долго этим проектом занимались и сделали всё возможное, чтобы новое здание не перекрывало нашу красивую трибуну. В результате конгресс-холл решили возвести ступенчатым. Рельеф с перепадом в два этажа позволяет это сделать.
Очень тяжело было решить вопрос с рядом расположенной АЗС. По международным требованиям она не может там находиться из-за высокой пожарной опасности. Пришлось дойти до собственника «Лукойла». Он сказал, что это самое прибыльное место, и что никогда не уберёт оттуда заправку. И его понять можно. Поэтому принято решение снести АЗС на время, благоустроить территорию. По проекту там vip-зона с досмотром. После саммитов автозаправочную станцию реконструируют, но в меньших габаритах. А конгресс-холл инвестор сможет использовать в любых других целях по своему желанию.
Там уже первый этаж смонтирован. По этому объекту у нас вопросов нет. Впрочем, как и по гостиницам. Их будет чуть более 20, и все они появятся за счёт частных инвестиций.
— Много вопросов вызывает реконструкция аэропорта. Когда приступят к ней и когда закончат?
— Недавно состоялось совещание у заместителя губернатора Руслана Гаттарова. Скажу честно, я брёл на него печально. Срок окончания работ в аэропорту намечен на декабрь 2019 года, а реализация проекта на тот момент вызывала сомнения.
Но я пришёл и был поражён. У нас в конкурсе победил проект «Текущий металл», его образ и был взят за основу. Старые помещения поэтапно снесут. Там настолько неудобная планировка, что проектировщики посчитали – дешевле снести существующее здание, чем его реконструировать. Работы разобьют на три этапа. И на протяжении всего строительства аэропорт будет работать, пассажиры не пострадают.
И мы ещё договорились о сносе старой гостиницы. Она настолько древняя, туда хоть миллиарды вложи, она всё равно не станет современной. Да и к тому же её здание перекрывало бы обзор на новый аэропорт. Гостиница нужна, и она там будет, только в другом месте. А ещё там запустят аэроэкспресс. Всего шесть километров — и пассажиры в Челябинске.
— Этим летом активно благоустраивали набережную возле органного зала, но это малая часть того, что планируется сделать у реки. Расскажите, какого результата в конечном итоге там намерены добиться?
— У органного зала разбили сквер, установили памятник Петру Столыпину. У спуска в воду мы сделали площадку для массовых мероприятий. Раньше это место находилось в стагнации. В будущем же туда смогут приезжать свадьбы, оно отлично подойдёт для различных инсталляций. Калининский район сможет там праздновать Рождество, Масленицу и так далее. Мы вернём на набережную художников.
Из воды убрали половину камыша. Там появился один интересный инвестор, который хочет по примеру Амстердама, Парижа, Вены и многих других городов спустить на Миасс понтоны и стилизованные кораблики, где можно разместить магазины, пункты проката, кафе. Ещё там возможны фонтаны, спортплощадки, в Вене я видел даже плавающий бассейн. Инвестор взялся за содержание северного берега — это участок от улицы Кирова до Свердловского проспекта. Сейчас он делает эскизы, хочет покупать европейские сертифицированные понтоны.
Представьте, что можно будет взять в прокат катамаран, покататься на нём, потом сойти на берег и прогуляться. Ведь как у нас сейчас: прошли Кировку, развернулись и пошли обратно. А мы хотим благодаря набережной создать большой пешеходный маршрут, который объединил бы в себе Кировку, берега реки, Свердловский проспект, арт-кластер на Свободы, 2, Красноармейскую, Цвиллинга, Советскую, Пушкина. Эти улицы сейчас мёртвые, тупиковые, заканчиваются на Труда. Там никто не ходит, поэтому у арендаторов первые этажи не востребованы. На этих улицах во всех проектах заложено медленное движение, то есть они должны быть в первую очередь пешеходными, а потом уже транспортными. К саммитам ШОС и БРИКС мы не успеем их оживить, но всё это позже будет.
— В Челябинске создали 27 гостевых маршрутов. Какие из них первыми нас удивят своим преображением?
— Для начала мы взяли в проработку улицы Кирова, Труда, Первой Пятилетки, Бродокалмакский тракт, Комарова. Улицу Кирова благоустроят от драмтеатра до Теплотеха. Там будут минимизированы все киоски и реклама, появятся пешеходные и велосипедные дорожки. На остановках общественного транспорта не будет отдельно стоящих ларьков, везде установят торгово-остановочные комплексы в новом едином дизайне.
На Труда мы отторговали два лота. Первый — от ТРК «Родник» до «Меридиана», второй — от «Меридиана» до аэропорта, включая улицу Комарова и Бродокалмакский тракт. Там уже ставят остановочные навесы. Всего их будет 198, до конца года планируется установить 98. Что касается киосков и рекламы — их также станет меньше.
Регоператор взял сотни домов на гостевых маршрутах на реконструкцию. Пока он сталкивается с некоторыми трудностями. Есть средства, чтобы фасады домов отремонтировать, сделать одинаковые балконы, но не все жильцы готовы на это идти. У нас на стороне собственников жилья Гражданский кодекс, а на нашей — ничего. Нужны правовые изменения.
То же самое касается рекламы и киосков. Пока все наши требования предприниматели воспринимают в штыки. Все говорят: «Вы убиваете малый бизнес». А на примере Москвы, например, выяснилось, что никакого малого бизнеса там нет. Собственники этих тысяч и самовольных, и законных ларьков — это три-четыре человека. Это не малый бизнес, это супербизнес. Идёт сильное сопротивление, но что нам остаётся делать? Мы прописываем новые требования, механизм работы по ним и административное воздействие за их нарушение.
Нам сейчас как никогда нужна политическая воля, чтобы город не превратился в болото, а стал красивым современным мегаполисом. Саммиты ШОС и БРИКС – для нас, скорее, не самоцель, а мощный толчок к давно назревшим переменам.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Олег Каргаполов