Министр дорожного хозяйства Дмитрий Микулик стоит возле асфальтовой «язвы», которая наросла на отремонтированной в прошлом году улице Богдана Хмельницкого. Причины её появления связаны не с качеством асфальта, объясняет он. В дело, как обычно, вмешались «обстоятельства непреодолимой силы». 74.ru вместе с комиссией оценил качество прошлогоднего ремонта по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги».
В прошлом году в Челябинске отремонтировали 56 улиц, из которых 13 были проинспектированы комиссией — их мы нанесли на интерактивную карту красными линиями. Ремонт ещё 10 по программе БКД запланировали на этот год — они отмечены синими линиями. Помимо «федеральных» ремонтов будут и финансируемые из регионального бюджета, но конкретные участки пока на согласовании.
Члены комиссии, среди которых были представители Миндортранса, городской администрации, лабораторий и подрядных организаций, болезненно реагируют на вопросы, почему в Челябинске асфальт ежегодно сходит со снегом. Отвечают веско: если учитывать дороги, отремонтированные в предыдущие два года — покрытие как новое.
В целом это так. При замене полотна в Челябинске используется новый тип асфальтобетонной смеси марки ЩМА-20. Её преимущества объяснила директор Южно-Уральского центра дорожных испытаний и исследований Елена Гончаренко:
— Раньше использовался асфальтобетон с содержание щебня 40–45%, теперь до 70%. Причём в его составе крупный щебень определённой формы из твёрдых пород, что обеспечивает высокую плотность структуры. Битум, в свою очередь, имеет стабилизирующие добавки, образуя мастику, что препятствует вытеканию вяжущих компонентов. Такой асфальт имеет хорошие сцепные свойства, а мелкие трещины постепенно заполняются вяжущим материалом, что препятствует их разрастанию.
Но откуда всё-таки берутся проплешины, вроде той, что образовалась на Богдана Хмельницкого?
— В этом месте под асфальтом проходит теплотрасса, и нашей первой гипотезой был её прорыв, — рассказал замдиректора по строительному контролю улично-дорожной сети городского управления дорожных работ Сергей Орлов. — Эта версия не подтвердилась, и пришлось искать причину дальше. Были пробурены скважины, и на глубине 13 метров обнаружились грунтовые воды техногенного происхождения, источник которых мы пока не установили. Свойства грунта вдоль дороги разные: где-то он уплотняется при обводнении, а где-то образует пучины — поэтому повреждения покрытия локальны.
Отношениям с «сетевиками» министр дорожного хозяйства и транспорта Дмитрий Микулик вообще уделил много внимания:
— Я хочу, чтобы нас услышали: очень часто покрытие портится не из-за низкого качества, а коммунальных ремонтов. Да, плановые работы коммунальных сетей согласуются, но всегда есть оговорки насчёт аварийных ситуаций, которые, к сожалению, происходят регулярно. И получается, что только что отремонтированное полотно раскапывают, а затем ставят заплатку, но совсем не того качества, как основной асфальтобетон: в нём другое содержание щебня, другие битумы, другие технологии. Но критика обрушивается на дорожные службы, даже если исходное покрытие не имело проблем.
В качестве примера он привёл заплатку на Шоссе Металлургов недалеко от перекрёстка с Черкасской, где расположенный неподалёку коллектор намекает на причину её появления — прорыв теплотрассы.
— Во многих районах коммунальные сети старые и требуют капитального ремонта, и, может быть, правильнее сначала привести в порядок их, а уже потом заниматься ремонтом дорог? — рассудил министр.
Впрочем, дело не только в коммунальщиках, и хорошо отремонтированную дорогу часто портят другие надоработки:. 74.ru уже писал о незаделанных вырубках асфальта и решётках ливневых канализаций, которые после ремонта оказываются на 10–15 см ниже полотна. Дорожники соглашаются — да, мол, проблемы есть, учтём.
Помимо замены покрытия на более чем полусотне челябинских улиц провели ямочный ремонт разной сложности, в том числе с применение литого асфальтобетона, который заливается в яму из мобильного «самовара» под название кёхер.
Обновляли и другие элементы дорог, в частности, на упомянутых участках при замене светофоров они получали индикатор обратного отсчёта, монтировали анимационные знаки (например, пешеходный переход) и знаки движения по полосам.
А вот с разметкой пока сложнее: используемая в Челябинске пластиковая разметка пока не обладает долговечностью, чтобы без потерь пережить зиму, когда её «выгрызают» шипованные шины. Проблема стала особенно заметна после монтажа новых камер видеофиксации: на подконтрольных им перекрестках стоп-линию видно в половине случаев.
Развитие дорожной сети Челябинска силами подрядчика АО «Южуралмост» продолжится вэтом году: в планах капремонт 12 улиц, среди которых ключевые для города направления — проспекты Победы, Ленина, Свердловский, улицы Воровского, Красная, Энгельса, Блюхера и Братьев Кашириных, а также дороги, ведущие к аэропорту.
Есть планы по ремонту и областных дорог, например, уже идёт реконструкция участка трассы Аргаяш — Кулуево — Марксист — Альмеево, также в перспективе шоссе Миасс — Карабаш — Кыштым, Миасс — Златоуст, Кунашак — Усть-Багаряк.
Пожаловаться на проблему с дорожным полотном или высказать мнение вы можете через диспетчерскую службу управления дорожного хозяйства (351) 727-46-26 или (351) 727-47-00, а также в компанию-подрядчик АО «Южуралмост» (351) 200-65-35.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t.me/news_74ru
Фото: Артем Краснов