Через две недели в Челябинске должны торжественно разрезать красную ленточку на новой набережной у филармонии. Ну, по крайней мере, так задумывалось. На деле же мы имеем стройку в почти зачаточном виде, беспрецедентную наглость подрядчика, бессилие власти и уголовные скандалы, сопровождающие набережную уже не первый месяц. Разбираемся, что происходит с ключевым объектом 2020 года, который откровенно провалили.
Кто и как строит
По контракту, заключенному мэрией с местной компанией «Урал-Сервис-Групп», центральная набережная должна быть готова к 15 декабря. Но не надо быть большим специалистом, чтобы понять — к обозначенному сроку работы не закончат. Достаточно посмотреть на фотографии.
— В настоящее время подрядчиком выполнено порядка 50 процентов от общего объема работ, — заявил 74.RU начальник Комитета дорожного хозяйства Челябинска Ринат Кучитаров. — Осуществлены вынос и устройство инженерных коммуникаций, устройство свайного поля, фундаментных подушек, стен, выполнены работы по монтажу лестницы, ведется облицовка стен гранитом и устройство подпорной стенки у филармонии.
Звучит обнадеживающе. Но на самом деле нет. Контракт на строительство набережной заключили год назад — в ноябре 2019-го. Если за 12 месяцев подрядчик сделал 50% работ, то как он собирался вторую половину завершить за месяц — неясно.
В августе на стройке побывал губернатор Алексей Текслер, он раскритиковал темпы, пригрозив подрядчику черным списком. Кучитаров говорит, что после этого «пинка» работы стали вестись быстрее.
— Для ускорения темпа производства строительных мероприятий организованы работы в две смены, увеличено количество техники и штатных единиц рабочих, — сообщает руководитель Комитета дорожного хозяйства. — Общий контроль за ходом строительства осуществляется как по видео-конференц-связи, так и в формате расширенных выездных совещаний под председательством заместителя губернатора Сергея Шаля.
Но, судя по виду набережной сейчас, имиджевая для губернатора стройка затянется еще не на один месяц (год). И чиновники уже открыто это подтверждают.
— Администрация Челябинска совместно с региональным Министерством дорожного хозяйства и транспорта прорабатывает вопрос о продлении муниципального контракта на выполнение работ по строительству данного объекта. Действующим законодательством предусмотрена данная возможность. При этом контракт может быть продлен на срок, аналогичный заключенному ранее, — уточнил Ринат Кучитаров.
Документы еще не оформлены, но на словах звучит дата 1 сентября 2021 года — хотят успеть до следующего Дня города.
В КДХ отмечают, что за сорванные сроки строительства набережной для подрядчика предусмотрены штрафы. А вот будет ли наказание и на какую сумму — не уточняют.
74.RU направил запрос в компанию «Урал-Сервис-Групп», но в установленные законом семь дней ответа не поступило. Стоит ли удивляться закрытости, если вспомнить историю этой компании, к которой слишком много вопросов. В прошлом году на момент участия «Урал-Сервис-Групп» в конкурсе на строительство набережной за полмиллиарда рублей в компании числился всего один сотрудник. Но мэрию это не смутило, и именно этой компании отдали лакомый контракт. Позже в штат «Урал-Сервис-Групп» стремительно ввели 2925 человек. И удивительное совпадение, в то же самое время компания «Южуралмост», получавшая при экс-руководителях Челябинска и области Евгении Тефтелеве и Борисе Дубровском почти все крупные дорожные контракты, резко сократила количество работников. По данным ЕГРЮЛ, штат «Южуралмоста» насчитывал 3375 человек, а спустя год в нем числилось всего 153 сотрудника. Кстати, и бывший директор по строительству и эксплуатации дорог АО «Южуралмост» Алексей Струговец оказался в числе топ-менеджеров «Урал-Сервис-Групп». Именно его летом отчитывал губернатор за срыв строительства набережной.
В 2019 году «Урал-Сервис-Групп», владельцами которой тогда были Елена Понькина и Максим Несветаев, от властей также достался еще один крупный контракт — на ремонт моста на ЧМЗ стоимостью 230 миллионов рублей. На тот момент о конечных бенефициарах строителей набережной можно было только догадываться. Но в августе — сентябре этого года состав учредителей ООО «Урал-Сервис-Групп» поменялся. Теперь, по данным сервиса «Контур.Фокус», владельцами компании являются Георгий Груднин (75,1%), Александр Зырянов (12,5%) и Александр Шутов (12,4%). Несколько лет назад Александр Шутов работал директором областного ГУП «Челябинскавтодор». А Александр Зырянов одновременно является директором двух предприятий — АО «Южуралмост» и ООО «ТехноПарк» (основной акционер — бывший сотрудник ФСБ Геннадий Вильшенко, сына которого Сергея Вильшенко разыскивают по делу о хищении 1,3 миллиарда рублей у ОАО «РЖД»).
Проект или прожект?
Скандалы сопровождают эту набережную с момента проектирования. Ее возведение затеяли при подготовке к саммитам ШОС и БРИКС. В конце декабря 2018 года администрация Челябинска провела закупку на проектно-изыскательские работы по строительству набережной. По данным документов, размещенных на сайте госзакупок, на торги заявились шесть компаний, в их числе казанская компания «Проинжиниринг» и челябинская — «Уралдорпроект».
Первоначальная сумма аукциона на проектирование была заявлена почти в 20 миллионов рублей. «Проинжиниринг» предложил свои услуги за 9,2 миллиона рублей, а «Уралдорпроект» — за 9,3 миллиона. Их предложения оказались наиболее выгодными среди остальных участников. Но, рассмотрев полностью всю документацию, комиссия признала «Уралдорпроект» не соответствующим требованиям, и компания выбыла из числа участников.
Мэрия заключила с казанским «Проинжинирингом» контракт, и компания создала проект в тандеме с челябинским архитектором Сергеем Шумаковым. Основной их мыслью стала идея дать людям доступ к воде. Всего было запланировано семь выходов к реке с разных улиц. Изначальная концепция выглядела очень футуристической. От части предложений пришлось отказаться, чтобы строго придерживаться технического задания и соблюдать нормативы. Ожидалось, что их проект воплотят в жизнь. Но что-то пошло не так.
В начале ноября 2019 года городское управление дорожного хозяйства заключило договор с подрядчиком — челябинской компанией «Урал-Сервис-Групп» — непосредственно на строительство набережной. Сроки выполнения работ сдвинули на полгода — до середины декабря 2020-го, и неожиданно изменили сам проект, приняв к исполнению работу проигравшего конкурента «Проинжиниринга» — «Уралдорпроекта».
Как пояснял тогда начальник управления информационной политики городской администрации Владимир Сафонов, проект «Проинжиниринга» не получил положительное заключение госэкспертизы. Но это не так. Пока официальный подрядчик в законные сроки еще только готовил работу, чиновники уже заплатили 1,4 миллиона рублей за одобрение проекта его конкурентов.
Мы встретились с Валентиной Горбулиной, директором компании «Уралдорпроект», по документации которой сейчас ведут строительство объекта.
— В 2018 году мы работали по договору с концессионером, который пытался зайти на этот объект в рамках договора с городом, и у нас уже была готовность проекта 95 процентов, — рассказала 74.RU директор «Уралдорпроекта» Валентина Горбулина. — Концессионер с городом не договорился, а у нас остались все наработки. Из аукциона мы выбыли, потому что было сильное понижение цены, это было нерентабельно, поэтому мы прекратили торги. Далее к нам обратилось УДХ (управление дорожного хозяйства мэрии. — Прим. ред.), когда время уже поджимало с ШОС и БРИКС. Соответственно, мы передали им наш проект — безвозмездно. Так как его уже было никуда не привязать, потому что он разрабатывался под конкретное место, мы подумали: либо ничего, либо хотя бы какая-то репутация нам будет за счет того, что проект реализуется. Вот вся история. Почему не сложилось с тем проектом — не знаю.
В итоге к разработкам казанской фирмы «Проинжиниринг» мэрия потеряла всякий интерес, но при этом заплатила им более 7,3 миллиона рублей.
И никто бы опять не заметил все эти бессмысленные расходы бюджетных средств, если бы зимой обвиняемый во взятке экс-мэр Евгений Тефтелев не дал показания против своего бывшего заместителя, ныне главы Челябинска Натальи Котовой. В октябре уже в суде он подтвердил свои слова о неэффективном использовании бюджетных денег при проектировании набережной.
Тефтелев озвучил, что на момент отказа городских властей от проекта «Проинжиниринга» и неожиданного выхода на сцену «Уралдорпроекта» он был уже вице-губернатором, Наталья Котова врио главы, а ее советником — Пётр Конарев. По словам Тефтелева, зафиксированным в суде, последний курировал выполнение проектных подрядных работ по объекту строительства пешеходной набережной реки Миасс.
— В силу занимаемой должности заместителя губернатора я обладал определенной информацией о ходе и обстоятельствах проектирования, выполнения строительных работ по данному объекту, — заявил Тефтелев в суде. — Так, «Проинжинирингом» проведена значительная работа в соответствии с заключенным с ней муниципальным контрактом, подготовлен соответствующий проект, который получил положительное заключение госэкспертизы, администрацией города Челябинска в установленном порядке приняты результаты работы «Проинжиниринга», проведена их оплата. <...> Вместе с тем «Уралдорпроект» открыл свой проект на выполнение подрядных работ (неразборчиво), передал данный проект в управление дорожного хозяйства города Челябинска и приступил к выполнению работ в соответствии со своим проектом. В связи с чем денежные средства из бюджета Челябинска на подготовку проекта по объекту строительства набережной реки Миасс были неэффективно использованы, также был существенно нарушен порядок начальной (максимальной) цены муниципального контракта на выполнение подрядных работ. Таким образом, должностными лицами, в том числе Котовой и Конаревым и иными должностными лицами администрации города Челябинска, допущена преступная халатность, связанная с проектированием и строительством набережной реки Миасс.
Следственный комитет усмотрел халатность в действиях чиновников, устроивших чехарду с проектами, которая стоила бюджету 7,3 миллиона рублей. Возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 293 УК РФ (халатность). Кто станет по нему обвиняемым, пока неизвестно.
Вместе с тем спустя полтора месяца после публичных показаний Тефтелева в суде Наталья Котова прервала молчание и опровергла эти обвинения.
— Те факты, о которых он говорил в суде, не соответствуют действительности, — заявила она в интервью правительственному телеканалу ОТВ. — Ко мне это никакого отношения не имеет. Это всё было совершено прежним руководством города. Поэтому вопросы, даже если б они были… По факту все эти документы не я рассматривала, не я подписывала, не я давала указания. Поэтому обсуждать нечего.
Ну а пока суд да дело рабочие продолжают вяло копаться на набережной. Нам же остается только завидовать Казани, где в центре города за лето построили новую набережную длиною два километра.