74-летнего Евгения Маточкина в дом на проспекте Победы четыре месяца назад вывез внук и забыл про него. Пожилой мужчина совершенно не видит и, чтобы хоть как-то адаптироваться в новой обстановке, ходит по натянутой вдоль стен веревке. У дедушки нет ни кровати, ни даже кружки. Чтобы попить кофе, он достает из кармана растворимый порошок и засыпает его в рот. История забытого всеми пенсионера задела многодетную маму и главу благотворительного фонда «Мы едины» Юлию Прейгер. Она сперва преобразила жилище старика, а затем и его самого.
Евгений Григорьевич до недавнего времени жил в коммуналке на ЧГРЭСе с внуком. Больше родственников у пожилого мужчины нет — жена, сын и дочь умерли.
— В этой «убитой» квартире раньше была мастерская, он чинил телевизоры и часы, — рассказала 74.RU Юлия Прейгер. — Внук привез его сюда, сказал, что сделает в той квартире ремонт и заберет его, но сам даже не звонит старику.
Жилище, в котором сейчас ютится дед, абсолютно не приспособлено для жилья. Из-за долгов за коммунальные услуги там даже не было воды.
— На канализации стояли заглушки, он не мылся много месяцев, — продолжила Юлия. — Перед Новым годом мы договорились с коммунальщиками и сами сняли заглушки, нашли сантехников, которые поставили ему новый унитаз и наладили коммуникации. ЖЭК отказался помогать, потому что долгий период в этой квартире не было слива и, соответственно, весь унитаз был забит. Многие отказывались помочь даже за деньги. Но добрые люди все-таки нашлись. Евгений Григорьевич впервые за несколько месяцев помылся в ванне, которую я очищала полдня.
Внешне Евгения Григорьевича тоже преобразили, причем кардинально. Юлия и ее команда договорились с модным барбершопом, где пенсионеру бесплатно сделали стрижку.
— После парикмахерской я купила ему кофе в «Макдоналдсе» и булку, вы не представляете его восторг. Он пил кофе. Пил, а не сыпал в рот сухой, молотый, — добавила челябинка.
Юлия говорит, что за всё время, сколько была у дедушки, всего раз видела соцработника.
— Женщина из соцзащиты Курчатовского района приносила ему еду, при этом я нашла в квартире на полу договор, где сказано, что с него берут деньги за горячие обеды. Как вообще такое возможно — заключить договор со слепым человеком? — возмутилась волонтер.
Министр социальных отношений Челябинской области Ирина Буторина сообщила 74.RU, что в ведомстве в курсе истории Евгения Маточкина.
— Как только поступил сигнал об одиноко проживающем пенсионере, представителями соцзащиты был совершен выход по его месту жительства, был заключен договор на социальное обслуживание со второй половины декабря, — прокомментировала Ирина Буторина. — Социальный работник ежедневно приносит ему горячие обеды. От других услуг сам Евгений Григорьевич отказывается. Совместно с ЖЭКом соцслужбы вывезли часть мусора из квартиры, что разрешил мужчина. Включили воду, она была отключена за долги по оплате. Установили радиатор, потому что имеющиеся батареи были разморожены, и включили электричество. Один раз уговорили помыться и побриться.
Начальник управления социального обслуживания Александр Гусев уточнил, что еду пенсионеру носят бесплатно.
— С ним действительно был заключен договор, но он этими услугами не пользуется. Он получает допуслуги вне рамок этого договора по муниципальной программе «Бесплатные обеды», — объяснил Александр Гусев. — Кроме того, учитывая, что дедушка живет один, ему было предложено на выбор либо обслуживание на дому, либо в интернатном учреждении, но он категорически от того и от другого отказался.
Специалист объяснил, что нужно делать, если в вашем поле зрения появился одинокий человек, нуждающийся в помощи.
— Надо сообщить в центр социального обслуживания, у нас в каждом городе и районе есть так называемый комплексный центр социального обслуживания, — продолжил сотрудник Минсоца. — На сайте министерства все адреса и контакты есть. Если у человека проявляются признаки психического расстройства, тогда нужно подключать органы опеки. Надо выйти на районное управление соцзащиты, на отдел опеки и сообщить об этом человеке.
Александр Гусев добавил, что для одиноких людей есть три потенциальных услуги.
— Первое — это социальное обслуживание на дому, когда приходит соцработник и помогает приготовить, прибраться, помыться, сходить к врачу и так далее. Человек выбирает, что ему нужно, заключается договор, и в зависимости от уровня дохода определяется сумма за услуги. Если доход ниже полуторной величины прожиточного минимума, то услуги предоставляются бесплатно. Второй вариант — это стационарные учреждения соцобслуживания, так называемые дома-интернаты, геронтологические центры, психоневрологические интернаты. Третья форма — отделения дневного пребывания при комплексных центрах. Здесь речь идет именно о компенсации коммуникативного дефицита, чтобы человек мог общаться. Этакие аналоги детских садов для одиноких пожилых людей.
Тем временем волонтеры не намерены бросать Евгения Маточкина, сейчас решается вопрос о восстановлении ему зрения.
— Мы уже свозили его на обследование в частную клинику, операция выйдет около ста тысяч рублей. За неделю надо сдать все анализы и собрать деньги. Сейчас на карте уже есть 49 тысяч, — заключила Юлия Прейгер.
Обновлено. Спустя два дня мы разыскали внука Евгений Маточкина. 19-летний парень рассказал, почему поселил деда в нечеловеческих условиях и исчез. Он признался, что обижен и злится на старика.
В Челябинске живут по-настоящему неравнодушные люди — это красноречиво подтверждает ситуация сироты с ДЦП Олега Багабанова.
Не менее показательна история Валентины Гулицыной, которая на окраине спального района открыла семейный приют для бездомных инвалидов.
Если вы пропустили подборку наших материалов о самых добрых поступках челябинцев в минувший год Крысы, то никогда не поздно ее перечитать.