74.RU продолжает спецпроект «За ЧЕртежом успеха». Он посвящен культовым зданиям, площадкам и локациям нашего города — тем, которые делают Челябинск Челябинском. Сегодня речь пойдет о доме с интересной судьбой — крупнейшей городской бане второй половины XX века. Чем славилась парилка в середине прошлого века, кто приватизировал социальное учреждение и как сегодня живет бизнес-центр рядом со старинной водонапорной башней? Читайте в новом выпуске «За ЧЕртежом успеха».
Идите в баню!
Каждый из нас не раз пробегал или проезжал мимо этого трехэтажного домика кирпичного цвета. Расположенный в самом центре города, на улице Воровского, 11, он как будто салютует прохожим из прошлого. При взгляде на это здание мне почему-то всегда чудятся советские бравурные марши из кинофильмов — про будни великих строек и героических трудяг.
Двадцать с лишним лет назад над центральным входом висела вывеска «Баня», теперь здесь банк. Изменилась не только буква, но и в целом предназначение здания. Теперь это не просто общественная помывочная, а бизнес-центр районного масштаба.
Бани общего пользования появились в Челябинске в конце XIX века. Но в первой половине прошлого века в нашем городе их всё еще было мало. Общественная баня № 1 располагалась на улице Красноармейской, 80 — на месте автозаправки напротив Грузинского дома, № 2 — на улице Спартака (так назывался проспект Ленина с 1920 до 1960 года. — Прим. ред.), № 3 — на Каслинской, 53 (до сих пор сохранилось здание), № 4 — на улице Сталина, 51 (сейчас улица Российская).
Но это не значит, что челябинцы ходили немытыми. В промышленном городе возводились в основном ведомственные бани — в поселке ЧГРЭС, на ЧТЗ, на ЧМЗ, в районе вокзала и так далее. Каждый завод строил свою, чтобы дать рабочим возможность помыться после трудового дня и попарить семью в выходные.
Мнения экспертов о дате строительства бывшей бани на Воровского расходятся. Челябинский блогер Ssgen относит начало работы помывочного учреждения к 20–30-м годам прошлого века. Краевед Юрий Латышев указывает на послевоенное время — причем не ранее 1951 года.
— В справочнике милиционера за 1939 год указаны четыре муниципальных бани. В телефонной книге за 1951 год числятся те же парилки. И только в 1956 году появляется баня № 2 на улице Воровского, 11, — изучил документы Юрий Латышев. — При этом ранее второй номер относился к бане на улице Спартака. На Воровского соцобъект построили после того, как сломали баню на улице Спартака. От нее до сих пор осталась котельная и сохранился фундамент.
Мы покопались в документах сервиса «Контур.Фокус» и Росреестра и выяснили, что здание бани на улице Воровского построили в 1954 году. Это было время бурного развития города и страны во всех сферах народного хозяйства. Предприятия открывали новые линии и цеха, народ покорял целину, возводили дворцы культуры и телецентры. Вот и баню построили самую большую в Челябинске. Там были женское и мужское отделения, а также прачечная и парикмахерская.
— Всегда ходили всей семьей мыться в баню на Воровского. Помню шум, гам, тазики и деревянные лавки, — рассказывает читательница 74.RU Елена Борисовна.
«Народу всегда было много. Иногда даже в очереди приходилось сидеть, ждать, когда освободятся места в шкафчиках»
Еще один наш читатель — Иван Сорокин — подтверждает популярность бани в самом центре города.
— По-моему, туда ездил весь город. Запомнились просторные залы и высокие потолки. Мне эта баня вообще казалась гигантской. Наверное, потому, что я тогда совсем малышом был, — вспоминает Иван Сорокин.
«Мужики хвалили парилку, а мой отец часто там стригся — то есть там работал цирюльник»
.
Во времена СССР баней называли помывочный комплекс, который вмещал от 100 до 400 человек. Сейчас типичная российская баня — это сауна 3х4 метра, стол для пикника, мини-бассейн и комната отдыха.
В 90-х годах прошлого века в Челябинске, как и везде, началась приватизация различных предприятий, организаций и магазинов. Именно тогда новых хозяев обретали самые лакомые объекты на центральных улицах города — Кирова, Красной, Цвиллинга, Карла Маркса, Энгельса, Энтузиастов, Сони Кривой, проспекте Ленина и так далее. Коллектив банно-прачечного комбината стал владельцем акций помывочного предприятия в 1992 году.
Откуда взялся «Медиком»
Первые 100 квадратов в банном комплексе известная в те годы компания «Медиком», занимавшаяся продажей оргтехники и компьютерного оборудования, приобрела в 1994-м. Через год фирма расширила владения до 500 квадратных метров, в 1998-м — полностью выкупила здание.
— Коллектив бани искал средства для ее выкупа, а нам нужно было помещение для работы. И нас пригласили приобрести часть бани, — рассказала 74.RU директор компании «Медиком» Светлана Барыкина. — К тому времени баня действовала уже 40 лет и была не в лучшем состоянии. Много плесени и разрушений — в общем, непростое это сооружение оказалось. Мы потом меняли все коммуникации, восстанавливали котельную, в итоге вложили кучу сил и денег.
Первое время новые владельцы содержали баню, соблюдая требования договора — в документах прописали сделку с обременением. Но спрос на такие услуги сокращался. По словам очевидцев, общие банные отделения в здании на Воровского действовали до 1999 года. Потом на втором этаже открыли сауну.
— Народ кричал: «Дайте баню!» Но ходили туда мало. Когда заработал фитнес-центр, мы даже предлагали специальную услугу для тех, у кого летом отключали воду. Можно было прийти, погреться, помыться, воспользоваться душевыми, даже не занимаясь в залах. Но большого потока желающих не наблюдалось, — дополнила Светлана Барыкина.
Фитнес-центр в бывшей бане открыли в 2003 году. Он включал в себя спортзалы и массажный кабинет. Желающим предлагали оздоровительные процедуры — аромафитобочки. Спортивный клуб быстро обрел популярность, число посетителей росло, и вскоре в помещении стало тесно. Поэтому фитнес переместился в соседнее здание, расположенное во дворе бывшей бани. А освободившуюся площадь стали сдавать в аренду.
На первом этаже здания работали компьютерный магазин, копи-центр и типография. «Медиком» был одним из крупных поставщиков техники в городе. Но спустя некоторое время московские оптовики, у которых челябинцы закупали компьютеры, сами вышли на розничный рынок. Началось бурное развитие федеральных сетей бытовой техники и электроники — «М.Видео», DNS и прочих.
— Торговать техникой стало неинтересно, мы же не могли конкурировать с оптовиками. Пришлось свернуть эту деятельность. Оставили только сервис-центр и типографию, которые обслуживали наших клиентов. Они работают до сих пор, — объясняет Светлана Барыкина. — Также у нас была сеть фотолабораторий, одна из них находилась в этом здании. Пока было актуально проявлять и печатать фотографии, мы развивали этот бизнес. Потом пришли цифровые технологии, и спрос на бумажные фото упал. Это всё связано с трансформацией бизнеса. Конечно, любому предпринимателю выгоднее заниматься собственными проектами. Но когда они становятся нерентабельными, приходится подстраиваться под нынешнее время.
Первый банк в бывшей бане открылся в 2008 году. Это был филиал банка «Петрокоммерц». Он проработал в городе несколько лет. Челябинцы тогда шутили: мол, банк и баня — почти синонимы, в обоих местах что-то отмывают. В 2013 году «Петрокоммерц» продали холдингу «Открытие», а вскоре банк съехал с насиженного места. Кстати, не только в России, но и в странах СНГ банки охотно занимают помещения бывших бань.
Несколько лет назад в «Медикоме» задумались о том, чтобы на месте бани построить современный бизнес-центр. Разработали эскиз девятиэтажного здания под названием «Башня» и увязли в согласованиях.
— Над проектом работали лучшие архитекторы нашего города во главе с Татьяной Маевской. Мы хотели создать на этом месте архитектурный шедевр — офисный центр с подземными автопарковками. Все, кто видел проект, восхищались. Но, к сожалению, Главархитектура не разрешила нам строить, — рассказывает Светлана Барыкина. — Долго мы бились — с 2006 по 2016 год. Делали различные планировки, пытались вписать красивое здание в план микрорайона, но всё бесполезно. Конкретных причин отказа не объясняли. Лишь говорили: «Что вы всё в центр лезете? Стройте где-нибудь за городом».
«Мы шли законным путем. Но так и не поняли, по какому принципу в нашем городе что-то разрешают или запрещают строить»
Последний раз проект выносили на публичные слушания в конце 2016 года, но к тому времени «Медиком» сам отказался от дальнейших попыток.
— Поняли, что всё равно не дадут построить, и занялись ремонтом здания, — объясняет владелица бывшей бани. — Обновили фасады, сделали новую крышу. Специально не хотели ничем облицовывать, чтобы сохранить исторический облик.
«Знаете, если бы мы сидели сложа руки и ничего не делали, то в центре города сейчас стояла бы грязная развалина»
Во время подготовки к саммитам ШОС и БРИКС всех владельцев зданий, и представителей «Медикома» в том числе, вызывали в администрацию и напутствовали побыстрее готовиться к великому событию: «Ваши здания должны быть красивыми, вывески — только по стандарту».
— Мы-то подготовились, а где ШОС? — разводит руками Светлана Барыкина. — Все вывески заставили поснимать, гостевая же улица. Но мы, собственно, не сердимся, поскольку и так собирались здание приводить в порядок. Что и сделали. Здание живет, радует глаз, горожане любят это место.
От хостела до бьюти-коворкинга
Сейчас в бывшей бане на Воровского работают два десятка различных организаций — от банка и типографии до глазной клиники, столовой и хостела. Плюс целая россыпь мелких офисов. Мы прогулялись по коридорам и посмотрели, как живут арендаторы.
В центре здания по-прежнему находится кредитное учреждение, но уже другое — «Восточный банк». Зал небольшой, если не сказать тесный. Но и клиентов в будний день оказалось не так много.
Заглянули в офис туристической фирмы. Там говорят, что выбрали помещение из-за удобного расположения — самый центр, можно и пешком дойти, и на машине подъехать.
— Некоторые клиенты приходят, оглядываются и уверяют, что когда-то здесь бывали, — отмечают в турфирме. — В нашем офисе раньше, говорят, было мужское отделение.
Еще один кабинет встречает распахнутой дверью. Большое зеркало, на столах красуются различные украшения — серьги, цепочки, кольца, чокеры (короткое ожерелье) и каффы (серьги, которые не требуют прокола). Это, как выяснилось, один из шоу-румов челябинского дизайнера Татьяны Мокняк. Мы посочувствовали представительницам малого бизнеса — тяжело, наверное, пришлось в прошлом году. И не угадали. Оказывается, челябинки еще до пресловутой пандемии начали предлагать клиенткам такую услугу, как подбор бижутерии онлайн. Поэтому минувший год не принес дизайнерам особых потерь.
— Среди заказчиков у нас — много людей из других городов: Москва, Питер. У них цены другие, и они нас очень любят. Пишут, что хотели бы приобрести — мы обсуждаем, вместе смотрим и подбираем, — объясняет стилист Яна Петренко. — Есть готовые изделия. Вот, например, цепь в таком варианте. Девушка смотрит и говорит: хочу такую же, но с перламутровыми пуговицами… Кто-то хочет поменять подвески, подобрать к серьгам кольцо — вариантов очень много. Нет, во время пандемии меньше покупать не стали. Наоборот, у меня клиенты участвовали во флешмобе «Новый день — новое украшение». Многие приобретали аксессуары к лету, осени, в подарок, на будущее.
По соседству с дизайнерами расположился филиал известной в городе глазной клиники «Центр зрения». Офтальмологи работают в здании на Воровского с прошлого лета — проводят диагностику и лечат заболевания глаз. Это, наверное, самые тихие арендаторы. Мы тоже не стали их беспокоить.
Многие челябинцы помнят, что раньше с левой стороны здания был вход в пельменную. Общепит остался, но теперь это другой оператор — столовая «Босс котлетос». В заведении поменяли интерьер, меню довольно демократично. Наш фотограф Илья Бархатов успел там пообедать — всё в норме.
А выше этажом открылся хостел с двухместными и четырехместными номерами капсульного типа. Пользователи Booking.com уже оставили первые отзывы. Хвалят месторасположение — в центре города, и радуются, что заведение новое и чистое. Среди недостатков называют слабую звукоизоляцию — шторы вместо дверей, маленькую парковку и наличие телевизоров — видимо, раздражает лишний шум.
На втором этаже мы обнаружили еще один маленький, но гордый бизнес. Речь идет о beauty-коворкинге. Для многих мастеров индустрии красоты, которые решили выйти из «тени», снимать отдельное помещение дороговато. А взять в аренду рабочее место на пару часов — кресло или кушетку — вполне по силам.
— Для малого бизнеса это действительно выход. К нам приходят парикмахеры, мастера маникюра и наращивания ресниц, визажисты, массажисты, — говорит инициатор проекта Любовь Струк. — Есть место для хранения оборудования. Можно проводить мастер-классы, лектории. Даже девичники уже были.
Коворкинг для мастеров в сфере красоты заработал совсем недавно. Особенно за него волнуется владелица здания Светлана Барыкина. Она считает его полезным и для мастеров, и для клиенток и надеется, что идея приживется в нашем городе.
Буквально впритык к бывшей бане находится чудом сохранившаяся водонапорная башня, построенная в начале XX века. Это своего рода памятник городскому водопроводу — объект культурного наследия регионального значения. Собственно к банному комплексу, а ныне бизнес-центру башня никакого отношения не имеет. Но ее история настолько символична для Челябинска, что мы не смогли пройти стороной.
Итак, до начала XX века в Челябинске не было общей водопроводной системы. Хотя в других городах России водопроводы действовали уже не одно десятилетие. Челябинцы брали воду в колодцах или ждали водовозов. Весной вместе с тающим льдом в Миасс попадали грязь и мусор. Городская дума запрещала сваливать на речной лед навоз и грязный снег. Но выполнять эти указания никто не собирался (что-то знакомое, не так ли? — Прим. ред.).
В 1906 году городской голова Александр Бейвель организовал спецкомиссию, которая заказала предварительные проекты водопровода нескольким фирмам. Три года длилось проектирование. В итоге весной 1911 года общество Брянских заводов согласилось приступить к работам, не дожидаясь финансирования. И 4 февраля 1912 года водопровод запустили, хотя полностью работы не завершили. Любопытно, что спустя сто с лишним лет госзакупки проходят примерно по такому же сценарию.
Но в любом случае ввод в эксплуатацию общегородского водопровода был знаковым событием для Челябинска. Водонапорная башня, которую построили на самом высоком месте, играла роль запасного резервуара для воды. Водокачка высотой 12,5 метра обеспечивала подъем воды на высоту пять сажен (примерно третий этаж. — Прим. ред.) в любой точке города.
По словам краеведов, в 90-е годы прошлого века водопроводную башню начали реконструировать. Часть окон заложили кирпичом, на других поставили решетки. Тогда же сделали лестницы и батареи, даже провели электричество. В те годы башню арендовал центр «Книга и досуг». Потом арендаторы менялись. Сейчас здание пустует. Водонапорная башня находится в региональной собственности, она передана в пользование Государственному историческому музею Южного Урала.