Деньги за стоянку на пересечении улиц Цвиллинга и Коммуны индивидуальный предприниматель собирал в нарушение закона о конкуренции. К таким выводам региональное управление антимонопольной службы пришло по итогам проверки после публикации 74.RU. ФАС направила управлению культуры Челябинска предупреждение, но шлагбаум на подъезде к Кировке всё равно не уберут. Рассказываем почему.
Платным въезд в тупик на улице Коммуны со стороны Цвиллинга сделали этой весной. За парковку здесь с автомобилистов начали брать по 40 рублей в час. Деньги, согласно данным чека, взимал некий ИП Евсеев Евгений Игоревич, при этом территория в аренду ему не передавалась — эта земля городская и находится в пользовании муниципального учреждения «Горсад имени Пушкина». Она входит в единый с Кировкой участок и предоставлена бессрочно для эксплуатации пешеходной зоны.
Платную парковку на пересечении Коммуны и Цвиллинга организовали в соответствии с постановлением № 452-п, которое еще в октябре 2017 года подписал занимавший тогда посты главы Челябинска Евгений Тефтелев. Мы проверили этот документ по единой базе нормативно-правовых актов, и он до сих пор действует.
Антимонопольная служба проверила работу платной стоянки и заподозрила чиновников в нарушении закона о конкуренции. В конце марта МАУ «Горсад им. А. С. Пушкина» заключило с ИП Евсеевым договор об обслуживании подведомственных объектов с 1 апреля по 31 мая. Вот только речи об организации деятельности автопарковок в нём не шло — документ касался подземных переходов на площади Революции. Руководство горсада уточнило проверяющим: договор нужен был на время поиска сотрудников для обеспечения работы парковки.
— С 16 апреля 2021 года (дата выхода публикации 74.RU про парковку на Коммуны. — Прим. ред.) договор с ИП Евсеевым Е. И. расторгнут. Деятельность, связанная с функционированием парковки, в настоящее время осуществляется силами МАУ «Горсад им. А. С. Пушкина» самостоятельно, — заверили сотрудников ФАС в муниципальном учреждении.
Стоянка на Коммуны не впервые попадает в поле зрения Челябинского УФАС. В 2018 году ведомство уже выявляло нарушения при ее работе. Как и этой весной, три года назад «Горсад им. А. С. Пушкина» поручил обслуживание парковки и взимание платы сторонней организации. В антимонопольной службе это посчитали противоречащим закону о конкуренции.
Камнем преткновения тогда стал и перечень разрешенной деятельности МАУ «Горсад им. А. С. Пушкина». В его уставе прописано, что учреждение вправе получать доход при использовании автопарковок на закрепленной за ним территории. В УФАС считают, что этим вышестоящие чиновники наделили муниципальную организацию полномочиями местных властей. Управлению культуры администрации Челябинска предписали устранить нарушение и обеспечить контроль за использованием вверенных горсаду земель, в том числе и при размещении стоянок. Шлагбаум тогда убрали. Спустя почти три года история повторилась.
— Это вновь указывает на неосуществление Управлением культуры контроля за действиями МАУ «Горсад им. А. С. Пушкина», — прокомментировала 74.RU замруководителя челябинской антимонопольной службы Елена Рысева. — При отсутствии правовых оснований ИП Евсеев смог пользоваться муниципальным земельным участком в центре города, имеющим большой поток движения, и получать прибыль от работы автопарковки. В бездействии городского Управления культуры усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем ему выдано предупреждение.
В Челябинском УФАС уточнили, что на момент подготовки этой публикации нарушения устранены. Мы проверили, так ли это. Шлагбаум на пересечении Коммуны и Цвиллинга по-прежнему продолжает работать, но ИП Евсеев в чеках, которые теперь выдают автомобилистам, больше не фигурирует. В электронной квитанции вообще отсутствуют какие-либо данные об организации, взимающей плату за парковку. Есть только номер телефона — согласно открытым базам данных, он принадлежит горсаду имени Пушкина.
Замдиректора МАУ «Горсад им. А. С. Пушкина» Оксана Шаповал подтвердила, что чеки за парковку возле Кировки сейчас выдает их организация.
— Парковка открыта на постоянной основе. Она там будет работать, — прокомментировала Оксана Шаповал. — По многочисленным просьбам жителей она открыта, потому что им загромождали проезд постоянно. Для жителей там проезд бесплатный. А для всех желающих просто припарковаться это как обычная [платная] стоянка. Ее обслуживает горсад Пушкина. Евсеев давно не обслуживает и не имеет никакого отношения к парковке. Это был временный договор с ИП Евсеевым, буквально на несколько дней. На постоянной основе мы не будем с ним заключать договор. Чеки давно уже выдает горсад Пушкина.
От парковки во двор соседнего дома на улице Кирова, 163 ведут два проезда через арки. На карте к нему есть еще один подъездной путь, но он перекрыт забором по решению ТСЖ соседнего дома на Цвиллинга. Свободный заезд в тупик у Кировки для жильцов Кирова, 163 стал проблемой. Они подтвердили журналисту 74.RU, что больше двух лет добивались установки на этом участке шлагбаума, писали жалобы в районную администрацию и мэрию.
— Когда шлагбаум убрали [в первый раз], сразу ощутились все неудобства. Не было возможности вообще выехать из двора, целая проблема была. Я не знаю, почему люди не могут пройти несколько метров пешком — надо обязательно заехать, — возмущается жительница дома на Кирова, 163. — Все добивались закрытия этого участка. И жильцы, и магазины. У них же тоже бизнес страдает. Здесь нотариальная контора — не подъехать к ней [из-за припаркованных машин]. Ресторану ни разгрузиться, ни заехать. Выезжать через Цвиллинга возможности у нас нет. Раньше мы всегда там выезжали, но сейчас нас туда не пускают. Даже для скорой помощи проблема заехать к нам оттуда. И арка на Коммуны — это наш единственный выезд, хотя он не проездной, потому что здесь проходят коммуникации: теплотрасса, вода и всё остальное. Но у нас безвыходная ситуация. Наш дом в тупике. Собственники ТСЖ соседнего дома нам не дают ключей: ни выйти, ни выехать через Цвиллинга, ни завезти что-либо габаритное через тот проезд. В администрации района было разбирательство по этому поводу, но там сказали жильцам самим между собой договориться.
В 2019 году в Челябинске перекрыли доступ еще к одной парковке рядом с Кировкой — той, что возле бывшего здания главпочтамта, а ныне Седьмого кассационного суда. Тогда в мэрии обещали подыскать ей замену.
Платную парковку на Кировке открывали и в 2015 году. Тогда шлагбаум появился возле оперного театра, но прокуратура заставила его убрать.
Еще в 2017 году городские власти планировали создать 8000 платных мест для парковки машин, был найден инвестор. Но в 2019 году, когда Наталья Котова заступила на должность врио мэра, договор с компанией расторгли.
Идея упорядочить парковочное пространство города за счет платных мест не забыта. В марте 2021 года о таких планах в интервью 74.RU рассказывал министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Нечаев.