Школу олимпийского резерва по тхэквондо «Корё» хотят построить в сквере на улице Молодогвардейцев. Сегодня, 29 июля 2021 года, проект вынесли на публичные слушания, хотя от публичности сейчас осталось одно лишь название: еще с начала пандемии коронавируса все общественные обсуждения челябинская мэрия устраивает в заочном формате. То есть по факту никто не собирает горожан в зале Дома архитектора, как было раньше, организаторы просто принимают предложения от жителей по электронной почте и позже выносят вердикт. В таком же кулуарном виде хотели обсудить и проект будущей школы тхэквондо, вызывающий большие споры из-за планируемого места застройки. Но архитектор, спортсмены и активисты-противники все же пришли на слушания, получился скандал. Одни считают, что занимать парк Курчатовского района под спортшколу — не лучшее решение и уж тем более не стоит ради этого вырубать деревья, другие заявили, что строительство на этом участке было запланировано еще несколько лет назад, к тому же максимум, что придется сделать, — подпилить кустарники. Мы поехали на место будущей, но уже конфликтной стройки, чтобы разобраться в происходящем, поговорили с жителями соседних многоэтажек, спортсменами и чиновниками.
Сейчас сквер на улице Молодогвардейцев (официально он называется ПКиО Курчатовского района) тянется от Комсомольского проспекта почти до проспекта Победы. На этой территории находятся один замороженный долгострой, два заброшенных здания и как минимум три парковки. Местные жители прозвали это место «кладбищем проектов». Условно территорию парка можно разделить на две части: одна более или менее похожа на сквер — там есть хотя бы аллеи, хоть и не ухоженные, вторая ничем не напоминает зону отдыха — поросла бурьяном, захвачена стоянками, шиномонтажками и горами строительного мусора.
Ближе к проспекту Победы за забором расположен замороженный долгострой спорткомплекса, ему уже не один десяток лет, говорят жители Курчатовского района. Когда-то там хотели возвести огромный центр, но получилось только залить фундамент да начать монтировать стены, на этом всё заглохло. Сразу за ним внушительную территорию занимает подземный паркинг: он действующий, но по планам здание должно было быть двухэтажным, на деле смогли завершить только цокольные помещения. Те обросли шиномонтажками и автомойками.
Всю эту парковую «промзону» от сквера отделяет заброшенное полукруглое здание, где был задуман амфитеатр. Оно когда-то даже функционировало, вспоминают местные, там открывали банкетный зал, но последние несколько лет объект стоит законсервированным.
Если пройтись к Комсомольскому проспекту, то на перекрестке с улицей Молодогвардейцев (напротив отеля «Виктория») в полузаброшенном состоянии высится здание с колоннами. Планировали сделать из него ТРК, но из-за какого-то из кризисов реализовать задумку не удалось — оно так и пустует. И вот на фоне всего этого затевают новую стройку.
Но давайте взглянем на участок, где запланировано строительство спортшколы. Объективно он похож на заброшенный пустырь и находится в той части парка, которую мы нарекли «промзоной», ближе к проспекту Победы. На нём тут и там встречаются поваленные деревья и сомнительные будки.
— Да это даже сквером-то не назвать, — возмущается местная жительница, пенсионерка Тамара. — Грязи столько! Я здесь хожу, так шлепки через день стираю, все ноги грязные. Вон контейнерная площадка стоит, вся завалена мусором, вонь стоит. Вон фонтан стоит, но не работает. Если приглядеться, видно, что он немного покосился, под наклоном стоит. Вот и отношение наших властей.
— Тут сколько всего хотели строить и всё бросили, теперь всё только рушится! Ничего не надо строить! Надо парк расширить! — высказалась жительница микрорайона Лидия. — А ведь раньше всё зеленое было: всё уничтожили! Мы тут всегда гуляем, сейчас лавочки поставили, уже лучше стало.
Защитники спортшколы среди гуляющих тоже нашлись.
— Если можно что-то сделать для детей, надо делать. Тем более тхэквондо — такой сложный вид спорта, требует высокого искусства, — высказался Михаил. — На Северо-Западе вообще спортивных секций почти нет, родители возят детей кто куда. А так всё было бы рядом. То, что деревья срубят, так там, по сути, зелени особо-то и нет.
Сторож одной из парковок рассказал, что подготовительные работы для строительства спортшколы уже ведутся.
— Для школы тхэквондо тут уже ходили, делали геодезию. Да, что-то вырубать придется, — рассуждает сторож. — Сюда, когда район застраивали, свозили строительный мусор, и он зарос чем-то: не то кусты, не то поросль какая. Там, если походить, и бетонные блоки валяются, и еще бог знает что. Тут, чтобы что-то построить, надо еще много всего вывезти.
Но вернемся в Дом архитектора. Хоть мэрия и заблокировала публичные обсуждения проектов, но поговорить о строительстве спортшколы в парке собрались депутаты, активисты и автор концепции здания Сергей Шумаков. В фойе депутат Центрального района Роман Никитин раскритиковал внешний вид будущего здания и задался вопросом, почему городские власти выделили под спортшколу участок в парке, а не отдали под благое строительство одну из многочисленных нелегальных автостоянок, заполонивших Курчатовский район.
— Это квадратный сарай, я такой же могу нарисовать с линейкой и лекалом хоть сейчас, — заявил Никитин. — Там есть остановка «Поликлиника», выходим, проходим 200 метров, попадаем на стадион «Динамо», сейчас там стоит жилой дом, остались хозпостройки и огромная парковка на 100 машино-мест. А что, туда нельзя вот этот сарай поставить? Сквер на Молодогвардейцев и так испилен весь вдоль и поперек. И еще добавляется школа, ради которой надо вырубать деревья, и почему-то эта школа называется «физкультурно-оздоровительный комплекс». Это типа баня, девочки и всё такое? Там бороться можно будет на кроватных татами?
К диалогу присоединился главный архитектор Челябинска Павел Крутолапов, правда, по телефону: ему не откладывая в долгий ящик позвонил Роман Никитин. Чиновник попытался успокоить разгоряченного депутата.
— Вы можете оставить все замечания, мы их принимаем по электронной почте, рассматриваем, все они будут опубликованы, — объяснил Павел Крутолапов.
Несолоно хлебавши все собравшиеся разошлись ждать итогового заключения: его управление архитектуры Челябинска по регламенту даст 15 августа, после комиссии, на которой в закрытом режиме обсудят проект.
Выделение этого участка под строительство школы по тхэквондо не понравилось и депутату Челябинской городской думы Илье Мительману. Он раскритиковал мэрию за такое решение и потребовал рассмотреть другие варианты. Вместе с тремя другими депутатами Курчатовского района он направил предложения главе Челябинска Наталье Котовой и Павлу Крутолапову.
— В сквере можно проводить реконструкцию, а строить новые объекты нельзя, — считает Илья Мительман. — Надо заниматься выкупом долгостроев и их использовать, надо с ними разбираться, искать собственников, прежде чем делать там что-то новое, тем более что придется вырубать зеленые насаждения. И так от сквера с разных сторон отрезали куски. Зачем туда еще раз залезать?! У нас что, нет других мест? Я, например, предложил другое место под школу по тхэквондо — рядом со школой № 4, там есть пустырь — заброшенный теннисный корт. На улице Молодогвардейцев в первую очередь нужно сам сквер в порядок приводить, но на это денег в бюджете не нашлось. Там же людям негде гулять!
На хороший парк у жителей густонаселенных спальных микрорайонов действительно большой запрос. Сквер на Молодогвардейцев, несмотря на его плачевное состояние, место популярное. Сюда выходят на пробежки, по тропинкам гуляют мамы с детьми, пенсионеры совершают ежедневный моцион. Но рассуждать о новой спортшколе или о благоустройстве парка, смеются люди, всё равно что говорить о полетах на Марс: пока фантазии и не более. Люди говорят, что десятилетиями они здесь только и встречают, что долгострои, неработающий фонтан, рассыпающиеся дорожки да бурьян.
Директора областной федерации тхэквондо и школы олимпийского резерва «Корё» Максима Карпова возражения депутатов привели в недоумение: о собственном здании представители этого вида спорта в Челябинске мечтали долгие годы. До сих пор вместо полноценного тренировочного комплекса у них было только полуподвальное помещение, но там по нормам занятия запрещены, приходится арендовать залы в общеобразовательных школах и дворцах спорта. Максим Карпов считает, что если сейчас проекту не дадут зеленый свет, то потом его уже могут не реализовать никогда.
— Нам этот земельный участок выделил город в 2017 году, мы были бы не против, если бы нам дали какое-то другое место, но дали именно это,— рассказал Максим Карпов. — Сейчас у нас все помещения в аренде: у нас есть залы в Центральном районе в «Динамо» и в Ленинском районе в «Сигнале», но везде нам выделяют мало времени от слова «совсем». Своего здания у нас нет, где мы могли бы спокойно тренироваться. А мы пять раз становились лучшей школой страны! У нас уникальная школа для всей России, у нас была первая в истории чемпионка мира, мы — единственная школа в стране, где чемпионы мира и чемпионы Европы есть во всех возрастных категориях. Мы ждали стройки много-много лет, и тут нам из областного бюджета выделяют деньги, но начинается непонятная кампания против нас, это бессовестно по отношению к людям, которые приносят славу региону и городу! По сути, там находится парковка, вырубать деревья не нужно. Там, возможно, есть какие-то кустарники, их разве что подровнять, но на самом деле сейчас там ставят машины.
Тренер челябинской тхэквондистки Татьяны Мининой, которая на днях завоевала серебро на Олимпиаде в Токио, Александр Энс тоже не смог промолчать.
— Нам бы очень хотелось [чтобы школу построили], — высказался Александр Энс. — Я, пока был на Олимпийских играх, узнал, что ведется такая тема, что, может быть, в сквере не будут строить наш комплекс. Меня это, конечно, огорчило перед Олимпиадой, думаю: ну как так? Вроде тренируемся, вроде за город бьемся, а нам тут какой-то кусочек сквера, на котором сейчас автомобильная парковка, не хотят отдавать под наше здание, когда уже и проект есть, всё согласовано, уже и губернатор пообещал, что у нас там все будет. И тут вот такие новости приходят. Ну в итоге меня заверили, что всё будет нормально, что все обещания будут выполнены.
На кадастровой карте участок, отведенный под школу тхэквондо, помечен так: «Под строительство спортивно-досугового центра». По градостроительным документам, место относится к категории земель А.1.4 («Парки, в том числе специализированного назначения, скверы, бульвары, набережные»). В условно-разрешенных видах использования указано: «Обеспечение занятий спортом в помещениях». Но так как вид «условный», то мэрия должна дополнительно давать разрешение на такие строения. Это-то и вызвало больше всего споров.
Если абстрагироваться от документов, то глава Курчатовского района Сергей Антипов объяснил, что территорию парка должны были в этом году благоустраивать и даже разработали проект, но не вписались в бюджет, который выделяют в рамках программы «Комфортная городская среда». При этом спортшкола расположена за границей проекта сквера и не мешает реконструкции.
— Кто-то заявлял, что физкультурный комплекс будут строить в сквере, но это не так. Проект благоустройства не предполагает никакого капитального строительства или вырубки деревьев. Мы хотим успокоить жителей, — сказал Сергей Антипов. — Участок, где разместят школу, находится не на территории сквера. Сквер — это территория от амфитеатра до Комсомольского проспекта, а школа — на участке от проспекта Победы до амфитеатра. По этой территории нужно принимать отдельные градостроительные решения — да, подземная стоянка там нужна, но заброшенными фундаментами надо заниматься, городская администрация сейчас пытается вернуть их по суду, идут разбирательства, чтобы изъять их в муниципальную собственность (в настоящее время участок в частной собственности. — Прим. ред.). И вот этот участок земли, где планируется школа, там деревьев-то толком нет. Если там появится этот новый объект, он никому не помешает.
На вопрос, рассматривались ли два других законсервированных здания под спортшколу, глава района Сергей Антипов рассказал, что у предпринимателей на них свои планы.
— Там есть собственники, — объяснил районный глава. — На углу, на перекрестке с Комсомольским проспектом, не эксплуатируемое здание: там три собственника, они третий год не могут ни поделить, ни продать объект. Он сейчас законсервирован, так что не разрушается. Амфитеатр собственник в свое время построил как развлекательный центр, это было лет 10 назад, оно тоже в собственности. Но оно не вызывает проблем, оно тоже законсервировано.
За благоустройство парка на Молодогвардейцев в 2020 году проголосовали жители Курчатовского района на платформе «Активный житель 74». Реализация проекта была намечена на 2021 год. Но 20 миллионов рублей, выделенных району в рамках программы «Городская среда», не хватило, и тогда в качестве альтернативы решили благоустроить Комсомольский проспект. А для парка, по словам чиновников районной администрации, ищут инвесторов и пытаются попасть в федеральные программы. Разработкой концепции занималось екатеринбургское архитектурное бюро «Плотинка», оно известно по проектам набережных в городах Свердловской области.
— Мы хотели сделать парк местом притяжения всего города, — рассказал директор бюро Илья Полянских. — Там есть обелиск с фонтаном, который 20 лет стоит заброшенный, мы хотели оживить его и сделать зону с фонтаном и водой, чтобы частично центральная аллея была погружена в воду. Тихая зона у нас по проекту идет вдоль жилых домов, а активная и гастрономическая зоны — ближе к улице Молодогвардейцев, там ресторанчики, и у них есть летники, мы их хотели тоже интегрировать в парк. Фонтан стал бы доминантой — туманный и сухой, сейчас так делается, это была бы отсылка к атомному наследию Курчатова. Реализация такого сквера обойдется где-то в 150 миллионов рублей, но оптимально разбить работы на две очереди.
У сквера на Молодогвардейцев долгая и печальная судьба. Его тщетно пытаются реконструировать последние четыре года. Первые проекты благоустройства власти показывали еще в 2017 году.