— Идешь по парку в тишине, и тут из динамиков резко доносится: «Прокуратура разъясняет!», «Варикоза нет!», «Клиника мужского здоровья!» или еще какая-нибудь ерунда.
Это активист из Челябинска Георгий Акмен рассуждает про стритрадио в Челябинске, от которого не спрятаться ни на Кировке, ни в горсаду имени Пушкина, ни в Парке Гагарина. Сегодня в России начинают действовать новые правила, ограничивающие распространение звуковой рекламы. Значит ли это, что динамики, раздражающие жителей и гостей города, наконец-то замолкнут?
Не нравится — заткни уши (или сиди дома)
Чем уличное радио в Челябинске плохо, общественник Георгий Акмен объясняет просто:
— Это навязанная услуга, от которой невозможно отказаться. Если взять визуальную рекламу — баннеры или еще что-то — то к ней уже сформировалось определенная слепота, и она не занимает все 360 градусов пространства. Какой-то плакат можно даже не заметить. А с аудиорекламой ты ничего не можешь сделать — только уши заткнуть. Тебе не хочется слушать рекламу, но ты вынужден это делать.
Колонки орут даже в самых, казалось бы, спокойных местах: в парках и скверах. Вместо того чтобы расслабиться и отдохнуть от городского шума, челябинцы получают очередную порцию агрессивной рекламы или другого аудиомусора.
— Моя семья живет рядом с садом Пушкина, и когда жена гуляла там с ребенком в коляске, он постоянно просыпался от шума, — говорит активист. — У «Родины» вроде рекламы даже нет — там крутят музыку, но беда с динамиками: они громкие и хрипят. Мы недавно гуляли с ребенком, но убежали — потому что невозможно.
И это еще не всё. Георгий Акмен признаётся, что у него программа стритрадио вызывает ассоциации с тоталитарным государством, а еще чувство стыда перед гостями города.
— Я занимаюсь организацией концертов, привожу в Челябинск разных музыкантов, — рассказывает наш собеседник. — И как-то мы с музыкантами пошли по Кировке, и как только они зашли туда, спрашивают: «Это что такое у вас тут? Объявляют команды, где построиться и куда пойти, как в тоталитарном государстве? Мы такого вообще нигде не видели».
Кто заказывает музыку?
Что (и как громко) челябинцы будут слушать, гуляя по центру города, уже много лет решает одна частная организация — ООО «Стритрадио». Компания заключает с учреждениями культуры договоры, по которым получает право размещать громкоговорители в самых популярных местах отдыха и крутить самую разную рекламу, а взамен обязуется бесплатно включать в плейлист то, что попросят.
— Когда мы подыскивали контрагента, с кем работать, на тех условиях, на которых мы просили, — чтобы мы ничего не платили, но имели возможность пользоваться этим — никто, кроме «Стритрадио», на это не пошел, — объясняет директор муниципального автономного учреждения «Горсад имени Пушкина» Игорь Клеин (в его ведении сам горсад и Кировка). — Они сами установили всё оборудование: протянули провода, смонтировали колонки. Мы за это не заплатили ни копейки — только предоставили свою территорию.
Игорь Клеин утверждает, что такое сотрудничество выгодно в первую очередь не самому «Стритрадио», а бюджетным учреждениям. По его словам, без аудиосистемы в общественном месте не обойтись: по громкоговорителю, например, можно объявить, что потерялся ребенок, или сделать анонс мероприятия. По утрам динамики «радуют» челябинцев пением птиц, днем — крутят музыку (пусть даже вперемешку с суровым «прокуратура разъясняет», от которого гуляющим становится не по себе). На акциях протеста, кстати, динамики тоже пригождаются.
— На Кировке уже дважды проходили незапланированные мероприятия в поддержку Навального, и тогда по стритрадио запускали звуковую рекламу, предупреждающую о том, к чему ведут несанкционированные сборы, — комментирует директор МАУ «Горсад имени Пушкина». — Люди же иногда примыкают к общей массе и не понимают, что это противозаконно.
Когда финансы поют романсы
Насколько челябинцам во время отдыха нужны предостережения от участия в митингах, прокурорские ликбезы, имитация звуков природы и громкая музыка, рассуждать можно долго. Но вот к чему вопросов еще больше — коммерческая реклама. Из объяснений Игоря Клеина следует, что это побочный эффект вещания суперполезного в общем-то уличного радио.
— Я понимаю, что в парке нет-нет да и звучит реклама: «Мужское здоровье». Я же не контролирую эту рекламу, это не моя собственность, я на этом не зарабатываю. Но с другой стороны: есть серьезная проблема у мужчин, и если есть из нее выход — ну что такого? — рассуждает руководитель МАУ. — Плюс компания «Стритрадио» тоже несет затраты: электричество, еще какие-то технические вопросы, которые они решают, — откуда-то деньги они должны брать. Они же не могут просто так на государство работать. При этом по рекламе есть жесткие ограничения: чтобы она не была громкой, вызывающей и так далее. Есть ограничение и по времени: по-моему, в час всего 7–10 минут выделено на рекламу, и в таких условиях обслуживать уличное радио особенно накладно. Последний раз с ними разговаривал, они говорят: «Мы еле как в ноль выходим». Это не жирный кусок, как может кому-то показаться.
Слова о том, что вещатель еле сводит концы с концами, не совсем бьются с бухгалтерской отчетностью. По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «Стритрадио» работает больше 12 лет — с ноября 2008 года. Сейчас собственником и директором компании является Эдуард Трифонов. Если верить официальным данным, то выручка организации за 2020 год составила 2,3 миллиона рублей, а чистая прибыль — 400 тысяч. По последнему показателю «пандемийный» период оказался самым успешным для компании за последние пять лет: максимум, который был до этого, — 104 тысячи в 2019 году. Годом ранее ООО показало чистую прибыль всего в 34 тысячи, в 2016-м — 12 тысяч, а в 2017-м вообще ушла в минус на 5 тысяч.
Госконтрактов у самой фирмы нет, зато они есть у владельца «Стритрадио» Эдуарда Трифонова, оформленного как ИП. В марте 2021 года он заключил с региональным правительством договор на «Услуги по производству и распространению информационных материалов о деятельности органов государственной власти Челябинской области» на 747 тысяч рублей. В 2020 году компания получила аналогичный контракт на 715 тысяч, а еще два заказа поступило от областного избиркома — на информирование горожан о выборах депутатов Заксобрания (за 272 тысячи) и голосовании по поправкам к Конституции (300 тысяч рублей).
Информации о том, сколько платят Эдуарду Трифонову или ООО «Стритрадио» коммерческие компании, реклама которых звучит из динамиков, в открытом доступе нет (как и актуальных контактов). На сайте организации, который не обновлялся уже несколько лет, потенциальным клиентам предлагали несколько пакетов услуг. За то, чтобы целый месяц по 12 раз в день крутить 20-секундый рекламный ролик, просили от 15 тысяч до 70 тысяч рублей — в зависимости от числа точек вещания. Как заверяет владелец радиосети, эти цены уже неактуальны. На вопросы о том, на каких условиях компания работает с частниками сейчас и проводится ли какой-то отбор рекламодателей (кто оценивает, насколько уместно рекламировать в парке лечение импотенции?), бизнесмен не отвечает прямо. Зато подчеркивает, что много информации пускает в эфир совершенно бесплатно.
«Я провожу информационную работу со стороны силовых органов по поводу мошенничества, работы полиции — это всё делается абсолютно безвозмездно»
— Мне и город ничего не платит. Это моя добрая воля, не более того, — утверждает Эдуард Трифонов.
А что там слышно про новые правила?
С 25 августа в России вступают в силу поправки к федеральному закону «О рекламе». Они устанавливают запрет на «распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений».
Как трактовать такую формулировку? Очевидно, что должна исчезнуть агрессивная аудиореклама, которая доносится из громкоговорителей на фасадах супермаркетов и торгово-развлекательных комплексов. Но распространяются ли новые правила на динамики, расположенные на фонарных столбах в парках, скверах и других общественных местах? Четкого ответа на этот вопрос пока нет ни у кого, в том числе и у собственника ООО «Стритрадио».
— Сейчас я очень тщательно изучаю этот закон, пытаюсь получить комментарии, что можно и чего нельзя, — говорит Эдуард Трифонов. — Могу вас уверить в одном: всё будет согласно закону — в полном объеме. Нет рекламе? Ну нет рекламе. Как мы будем существовать — это вопрос, над которым я сейчас много думаю. Работа идет. Я пытаюсь понять, как мне всё правильно выстроить.
Предприниматель не исключает, что придется налечь на госконтракты. А это значит, что уличное радио в Челябинске никуда не денется, только вместо рекламы из динамиков будет звучать информация о работе чиновников.
Кажется, чиновники тоже запутались
Георгий Акмен признает, что недавно принятые поправки к закону вряд ли можно трактовать как полный запрет на аудиорекламу на улицах города. Но шанс избавиться от лишних звуков в парках и скверах Челябинска, по его мнению, всё-таки есть:
— Мне уже приходило письмо от управления культуры, в котором они, ссылаясь на поправки к закону «О рекламе», вступающие в силу 25 августа, говорят: «Да, к 1 июня мы уберем радио в саду Пушкина».
Свое обещание власти выполнили, но с 9 июня горсад Пушкина перезаключил договор со «Стритрадио». Вещание возобновили, а Георгию Акмену пришла еще одна бумага из управления культуры, в которой челябинца заверили, что теперь радио работает в полном соответствии с законодательством.
— Основу контента звукового вещания составляет информация о работе государственных органов. ООО «Стритрадио» дополнительно произведена регулировка (снижение) уровня громкости до допустимого, — говорится в письме.
Любопытно то, что в этой бумаге ведомство не только утверждает, что сейчас вещание идет по всем правилам, но и фактически признаёт: раньше динамики работали незаконно. Приведем точную цитату:
— Звуковое вещание ООО «Стритрадио» на территории горсада им. А. С. Пушкина осуществлялось без согласования и заключения договорных отношений с МАУ «Горсад им. А. С. Пушкина»
Директор учреждения культуры Игорь Клеин подтверждает, что соглашения со «Стритрадио» несколько месяцев действительно не было. Правда, по его версии, всё это время динамики молчали.
— У нас с ними был договор, в 2020 году мы его расторгали — по-моему, они не выполняли свои обязательства: птичек не включали, нашу социальную рекламу не включали, — объясняет руководитель горсада. — В 2021 году мы снова заключили соглашение, уже на наших условиях. Они взяли на себя новые обязательства. Нам без вариантов было: оборудования своего не было, покупать и ставить его тоже не на что было, а потребности были велики.
Нужно ли оставить стритрадио в Челябинске?