Об этом говорится в ответе Управления наружной рекламы и информации на запрос активиста «Городских проектов» Никиты Кокшарова.
— Если коротко, то они перенаправили в Управление антимонопольной службы по Челябинской области, — рассказал 74.RU активист. — Сейчас законом запрещена аудиореклама — распространение рекламы с помощью звукотехнического оборудования, если быть точным. Меня раздражала вся эта ситуация давно. Хотелось бы гулять в центре города на единственной пешеходной улице в тишине. Постоянная ситуация сейчас, когда я что-то начинаю [друзьям] рассказывать — и вдруг начинает прокуратура что-то зачитывать, какие-то законы, какая ответственность грозит. Приходится прерываться. Есть случаи, когда кто-то не слышит и не замечает эту рекламу, но чтобы она кому-то нравилась, такого не найдется.
Обращения в структуру челябинской мэрии активист написал 27 августа, одно письмо касалось уличной рекламы на Кировке, второе — в Парке Гагарина. Формально на ответы у чиновников был месяц, но пришли они Никите уже 2 сентября.
— С 25 августа 2021 года введен полный запрет на распространение подобной рекламы на зданиях, строениях, сооружениях, — написала начальник Управления наружной рекламы и информации администрации Челябинска Диана Ярулина. — Однако существующая процедура демонтажа незаконно установленных конструкций не распространяется на демонтаж звукотехнического оборудования. Поэтому демонтировать звуковую рекламу управление не вправе ввиду отсутствия установленного законом порядка. Жалобы необходимо направлять в Федеральную антимонопольную службу.
Активист сразу написал жалобу в УФАС, как и рекомендовали ему чиновники. В ведомстве подтвердили, что обращение по поводу уличной рекламы к ним поступило, оно рассматривается. Правда, антимонопольщики обратили внимание, что в законе «О рекламе» запрет установлен на звуковую рекламу на зданиях. А если речь идет об аудиооборудовании на столбах, то такого запрета нет. И это может оказаться ключевым моментом в случае с Челябинском. Еще в конце августа руководитель ООО «Стритрадио» Эдуард Трифонов заверил, что нарушать закон не намерен и ждет разъяснений о новых правилах работы. То же самое он повторил и сегодня, поскольку ясности еще нет.
— Ни одной колонки у нас на домах и зданиях нет, — уточнил Эдуард Трифонов в разговоре с корреспондентом 74.RU.
По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «Стритрадио» работает больше 12 лет — с ноября 2008 года. Сейчас собственником и директором компании является Эдуард Трифонов. Если верить официальным данным, то выручка организации за 2020 год составила 2,3 миллиона рублей, а чистая прибыль — 400 тысяч. Госконтрактов у самой фирмы нет, зато они есть у владельца «Стритрадио» Эдуарда Трифонова, оформленного как ИП. В марте 2021 года он заключил с региональным правительством договор на «услуги по производству и распространению информационных материалов о деятельности органов государственной власти Челябинской области» на 747 тысяч рублей.
Договоры со «Стритрадио» есть не только у правительства региона, но и других госструктур. В частности, с муниципальным автономным учреждением «Горсад имени А.С. Пушкина».
— 9 июня 2021 года между МАУ «Горсад им. А.С. Пушкина» и ООО «Стритрадио» заключен договор возмездного оказания услуг, согласно которому ООО «Стритрадио» разместило свое оборудование и осуществляет радиовещание на территории Городского сада им. А.С. Пушкина и пешеходной улицы Кирова, — сообщил директор МАУ Игорь Клеин. — Оборудование ООО «Стритрадио» размещено на территории Городского сада имени А.С. Пушкина и пешеходной улицы Кирова на столбах освещения, которые не относятся к конструктивным элементам зданий, строений, сооружений. Соответственно, со стороны МАУ «Горсад им. А.С. Пушкина» нарушений федерального закона «О рекламе» нет. Кроме этого, на подведомственной МАУ территории со стороны ООО «Стритрадио» вещается социально значимая информация, предоставленная органами прокуратуры, ежедневно жители города информируются о режиме работы Городского сада им. А.С. Пушкина, необходимости соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и иных важных событий города. На случай чрезвычайных ситуаций действующая точка радиовещания для МАУ также необходима, так как учреждение не имеет собственного оборудования для этих целей.
В администрации Челябинска уточнили, почему демонтаж оборудования в данном случае не в их компетенции.
— Статьей 19 ФЗ «О рекламе» закреплены полномочия Управления (как органа местного самоуправления) в части выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, выдачи предписаний о демонтаже незаконно размещенных конструкций, порядка их демонтажа. Предусмотренная процедура демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций не может быть применима по аналогии к демонтажу звукотехнического оборудования. Демонтировать звуковую рекламу, а также привлечь к ответственности рекламораспространителя управление не вправе ввиду отсутствия установленного законом порядка. Также указанной статьей установлен ряд запретов, в числе которых запрет на звуковую рекламу, — сообщила начальник Управления наружной рекламы и информации администрации Челябинска Диана Ярулина. — Не соответствующая требованиям закона реклама, которая нарушает установленные требования к ее распространению, является ненадлежащей рекламой. Поэтому жалобы на звуковую рекламу необходимо направлять в Федеральную антимонопольную службу (Управление по Челябинской области), в том числе посредством онлайн-обращения через портал «Госуслуги» или на сайте ведомств.
Активист «Городских проектов» Никита Кокшаров сейчас намерен дождаться ответа из УФАС, а затем в случае необходимости обратиться в прокуратуру.
Мы спросили читателей, что они думают об уличной рекламе на Кировке, и большинство высказалось против стритрадио.
С недавних пор заговорили в Челябинске и домофоны. Если вы в числе тех, кто нашел общий язык с «аудиодругом», поздравляем! Но есть те, кого он раздражает или даже пугает.