Работы по установке монумента были проведены без согласования документации с Государственным комитетом по охране объектов культурного наследия, хотя Алое поле входит в перечень памятных мест. Сообщение об этом опубликовал 27 октября на своей странице лидер движения «Архистраж», краевед Юрий Латышев.
Краевед дважды направлял обращение чиновникам по новой скульптуре царя. В полученном ответе сотрудники Госкомитета подтвердили, что объектами культурного наследия является и храм Александра Невского, и само Алое поле. И проводить там работы по закону нужно было с оформлением специальных документов — так, чтобы обеспечить сохранность памятников.
— В адрес Государственного комитета заявления о согласовании документации об обеспечении сохранности объектов культурного наследия при проведении работ по установке памятника императору Александру II <…> не поступали, — говорится в ответе ведомства. — В этой связи нарушены требования федерального закона. Заказчику указанных работ выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Также запланировано привлечение виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.14 КоАП.
Согласно статье 7.14.1. КоАП РФ, уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе выявленных объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до двадцати миллионов рублей.
Получить комментарий РПЦ по этой теме не удалось. Секретарь челябинской епархии сообщил нашему корреспонденту, что находится в командировке и не в курсе последних событий.
Об установке монумента заговорили в январе. Официально он называется «Памятник царю-освободителю императору Александру II». 28 января прошли публичные слушания. Местом была выбрана площадка западнее Александро-Невской церкви. В начале октября в епархии сообщили, что открытие назначено на 10 октября. На церемонию ждали одного из спонсоров установки памятника — православного олигарха Константина Малофеева. Приглашены были также прямой потомок императора великий князь Георгий Романов с женой. Но из-за высокой заболеваемости коронавирусом эти планы пришлось изменить.