Отмечать день рождения Ленина челябинцы при желании могли бы дважды в год. И весной, и осенью. Так, 5 ноября исполняется 65 лет со дня закладки памятника Ленину на площади Революции и 63 года со дня его открытия. Удивлены? Ведь кажется, что памятник был в Челябинске всегда. В годовщину тех событий редакция 74.RU и Объединенный государственный архив Челябинской области решили вспомнить, как создавался один из самых заметных монументов прошлого и сколько всего он повидал.
Казалось бы, открывать памятник Ленину логичнее было в апреле — ко дню рождения исторической персоны. Но в случае с Челябинском идея сооружения монумента совпала с подготовкой к празднованию 40-летней годовщины Великого Октября.
— В объявленном по этому поводу конкурсе участвовали скульпторы или целые коллективы, включая архитекторов из Москвы, Ленинграда, Свердловска. Челябинск представлял проект Льва Николаевича Головницкого, — рассказывает главный археограф архива Галина Кибиткина. — Всего комиссия рассмотрела 18 проектов.
— Первая премия тогда была никому не присуждена. Две вторые премии достались коллективу авторов из Московского архитектурного института и челябинцам — скульптору Льву Николаевичу Головницкому и архитектору Евгению Викторовичу Александрову. Во втором туре победили Лев Головницкий и примкнувший к нему как соавтор Виталий Зайков. Архитектором выступал Евгений Александров. 5 ноября 1957 года на площади Революции в Челябинске состоялась закладка памятника В.И. Ленину — установлен мраморный пилон с пояснительной надписью, что на этом месте будет сооружен монумент великому основателю Советского государства.
Подробнее об архитектурных особенностях памятника и заложенных смыслах говорится в «Энциклопедии Челябинской области»:
— Постамент и трибуны (высотой 10 м) сложены из полированных гранитных плит красного цвета (эмоциональная составляющая монументального сооружения). Обозреваемая со всех сторон бронзовая фигура показана в динамике (высота — 8,2 метра; отлита на заводе «Монументскульптура»). Геометрические объемы постамента уравновешивают насыщенную пластику статуи. На постаменте надпись: «В.И. Ленину от трудящихся Челябинска». Право торжественного открытия памятника выпало Ивану Степановичу Белостоцкому.
Кстати, прямо под памятником Ленину были милицейский пост и комната отдыха. После демонстраций 1 Мая и 7 Ноября руководители могли отдохнуть в буфете и согреться в холодные дни. У поста даже была телефонная связь.
Первые праздничные колонны демонстрантов прошли перед монументом 7 ноября 1959 года.
— В конце 1940-х годов привычный всем ледовый городок в центре Челябинска называли новогодним детским базаром, — рассказывает главный археограф архива Галина Кибиткина. — В канун Нового года в центре площади ставили украшенную игрушками елку со звездой на верхушке и деревянную горку — «катушку», всё остальное место занимали ларьки торговцев. Из года в год антураж городков был по-советски скромен. Ель, деревянная горка и каток долгое время были единственным украшением площади Революции. И лишь ближе к 1970-м годам на площади стали появляться единичные снежные фигуры больших масштабов. Тогда же в городке начали строить первые снежные горки. Они были небольшими и привлекали в основном маленьких детей.
— С годами компанию Деда Мороза и Снегурочки на площади Революции разбавили другие скульптуры. Снег для них собирали по окрестностям, — рассказывает Галина Кибиткина. — Масштабный снежный дракон появился на площади Революции в 1976 году. А к 1981 году вперемешку со снежными скульптурами на главной площади Челябинска появились фигуры изо льда. Царством льда новогодние городки стали в начале 2000-х. Вместо снега в ход для создания скульптур пошел лед с местного водохранилища. Аттракционы «Ветерок» и «Лодочки» на протяжении многих лет были неотъемлемой частью зимнего городка на площади Революции. Кроме главной большой елки, которую устанавливали в городке, по периметру площади Революции ставили несколько елок поменьше.
Городков не было только в конце 1990-х годов — из-за строительства «Никитинского».
4 февраля Евгению Александрову исполнилось бы 105 лет. Он стал первым архитектором-челябинцем — до этого на Южном Урале творили уроженцы Риги, Киева, Ленинграда. Александрова считали везунчиком: первые проекты воплощали, когда автору было чуть больше 30 лет. О наиболее известных работах мастера, его невоплощенных замыслах и изуродованных проектах — в материале 74.RU.
Любите Челябинск? Тогда присмотритесь к проекту «В ЧЕрте города». Он помогает взглянуть на привычные районы новыми глазами. А в серии материалов «За ЧЕртежом успеха» мы рассказывали о культовых зданиях, площадках, локациях, которые делают Челябинск Челябинском.