RU74
Погода

Сейчас-12°C

Сейчас в Челябинске
Погода-12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -19

7 м/c,

зап.

728мм 72%
Подробнее
3 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Город В ЧЕрте города истории Возле Голубого карьера сохранились загадочные развалины с каменной кладкой. Мы выяснили, что это было

Возле Голубого карьера сохранились загадочные развалины с каменной кладкой. Мы выяснили, что это было

Приводим несколько версий — когда, кто и зачем мог построить этот объект

100 лет назад на Голубом карьере были заняты десятки рабочих. О том времени сейчас напоминают только развалины, утопленные в снегу
Источник:

Голубой карьер на АМЗ, несмотря на маргинальный оттенок (здесь часто собираются компании любителей выпить, а в 2018 году даже случилось заказное убийство), остается излюбленным местом для прогулок и фотосессий. Уж очень хороши каменные берега и ярко-голубая водная гладь карьера. Метрах в ста от берега, со стороны улицы Блюхера, мы наткнулись на странные развалины из бетона и каменной кладки. Когда и кто мог построить это сооружение — 74.RU рассказали в Объединенном государственном архиве Челябинской области.

О том, что в карьерах Челябинского городского бора с конца XIX века добывали гранит, известно давно. Но вот о самом производстве информации очень мало. Одним из первых начинали разрабатывать Голубой карьер. Правда, в конце 1890-х его назвали Уфимским, как и поселок рабочих неподалеку. Поселок Уфимские Каменные Карьеры существует здесь до сих пор.

Площадь карьера — 80 тысяч квадратных метров, и местами здесь очень живописно
Источник:

Гранит для железной дороги и частных домов

По данным архива, Голубой карьер начали разрабатывать в 1895 году. Тогда челябинские купец Кедров и подрядчик Гундобин взяли заказ на поставку камня для строительства Сибирской железной дороги. В то время это была примитивная работа с использованием клина, кайла и лома. Число рабочих доходило до 50. Компания Кедрова-Гундобина хозяйничала на карьере в течение 20 лет, поставляя строительный каменный материал разным заказчикам.

— С 1920 по 1922 год разработки ведет Управление железной дороги, — приводит данные заведующий отделом публикации и научного использования документов госархива Александр Лымарев. — В последующие годы каменоломни переходят в ведение сначала Горкомхоза, затем Челябинского коммунального треста. Добыча камня носила сезонный характер — по мере потребности городского строительства и благоустройства. Гранит, вырубленный здесь, до сих пор украшает цоколи некоторых зданий в центре города.

В стороне от пешеходных дорожек мы обнаружили бетонные развалины, они углублены в землю
Источник:
В нижней части сооружения виднеется каменная кладка
Источник:

Гранит для ЧТЗ

В 1930 году Уфимские карьеры получили «стратегического инвестора» — их владельцем стал крупнейший в городе трест «Челябтракторострой». В карьере начали добывать гранит и бутовый камень для фундаментов цехов Челябинского тракторного завода.

С этого момента в городском бору началась промышленная добыча бутового камня и гранита. Информацию об этом периоде сотрудники архива нашли к книге челябинского краеведа Вячеслава Лютова. Труд автора «Тайны Челябинского бора» был опубликован в Екатеринбурге уже после его смерти.

Отпалка — бурение в разрезе скважины глубиной до 100 метров и закладка в нее взрывчатого вещества.

Сосновый бор буквально загудел от людей и техники. Работа шла на двух основных площадках: на Голубом (Уфимском) и Изумрудном карьерах. Краевед Лютов цитирует инженера Глухова, который работал в 1930-е на этом производстве:

— Для добычи камня Тракторострой «задалживал» до тысячи человек рабочих, эксплуатация велась с применением взрывматериалов, системой минных камер. При этом способе одна отпалка давала до нескольких сотен кубометров камня.

К карьерам провели подъездные железнодорожные пути, рядом установили камнедробилки, камнекольные станки и построили электроподстанцию трехфазного тока.

Пик производства на Голубом карьере пришелся на 10 довоенных лет
Источник:

Еще один виток прогресса

В 1933 году карьеры — Голубой и Изумрудный — передали Челябинскому заводу имени Серго Орджоникидзе (Станкомаш). По данным из книги Вячеслава Лютова, новые хозяева установили здесь компрессорные, насосные и тяговые механизмы, камнекольные станки для изготовления брусчатки и дробилки для изготовления щебенки. В тело карьера спускались рельсы для вагонеток, были натянуты стальные тросы лебедок, установлены весы и бункера.

В архиве считают, что сохранившаяся часть здания около Голубого карьера — промышленный объект. Это фундамент либо насосной станции, либо подъемного устройства для извлечения камней из карьера
Источник:
А вот построить этот объект могли на любом этапе работы карьера — и в начале XX века, и после 1930-х годов
Источник:

После Великой Отечественной войны ресурсы Голубого и Изумрудного карьеров истощились, и гранит начали добывать в Шершневских карьерах, а около Студенческого карьера появился рабочий поселок. Как люди живут там сейчас — в репортаже из рубрики «В ЧЕрте города».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
65
ТОП 5
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления