Голубой карьер на АМЗ, несмотря на маргинальный оттенок (здесь часто собираются компании любителей выпить, а в 2018 году даже случилось заказное убийство), остается излюбленным местом для прогулок и фотосессий. Уж очень хороши каменные берега и ярко-голубая водная гладь карьера. Метрах в ста от берега, со стороны улицы Блюхера, мы наткнулись на странные развалины из бетона и каменной кладки. Когда и кто мог построить это сооружение — 74.RU рассказали в Объединенном государственном архиве Челябинской области.
О том, что в карьерах Челябинского городского бора с конца XIX века добывали гранит, известно давно. Но вот о самом производстве информации очень мало. Одним из первых начинали разрабатывать Голубой карьер. Правда, в конце 1890-х его назвали Уфимским, как и поселок рабочих неподалеку. Поселок Уфимские Каменные Карьеры существует здесь до сих пор.
Гранит для железной дороги и частных домов
По данным архива, Голубой карьер начали разрабатывать в 1895 году. Тогда челябинские купец Кедров и подрядчик Гундобин взяли заказ на поставку камня для строительства Сибирской железной дороги. В то время это была примитивная работа с использованием клина, кайла и лома. Число рабочих доходило до 50. Компания Кедрова-Гундобина хозяйничала на карьере в течение 20 лет, поставляя строительный каменный материал разным заказчикам.
— С 1920 по 1922 год разработки ведет Управление железной дороги, — приводит данные заведующий отделом публикации и научного использования документов госархива Александр Лымарев. — В последующие годы каменоломни переходят в ведение сначала Горкомхоза, затем Челябинского коммунального треста. Добыча камня носила сезонный характер — по мере потребности городского строительства и благоустройства. Гранит, вырубленный здесь, до сих пор украшает цоколи некоторых зданий в центре города.
Гранит для ЧТЗ
В 1930 году Уфимские карьеры получили «стратегического инвестора» — их владельцем стал крупнейший в городе трест «Челябтракторострой». В карьере начали добывать гранит и бутовый камень для фундаментов цехов Челябинского тракторного завода.
С этого момента в городском бору началась промышленная добыча бутового камня и гранита. Информацию об этом периоде сотрудники архива нашли к книге челябинского краеведа Вячеслава Лютова. Труд автора «Тайны Челябинского бора» был опубликован в Екатеринбурге уже после его смерти.
Отпалка — бурение в разрезе скважины глубиной до 100 метров и закладка в нее взрывчатого вещества.
Сосновый бор буквально загудел от людей и техники. Работа шла на двух основных площадках: на Голубом (Уфимском) и Изумрудном карьерах. Краевед Лютов цитирует инженера Глухова, который работал в 1930-е на этом производстве:
— Для добычи камня Тракторострой «задалживал» до тысячи человек рабочих, эксплуатация велась с применением взрывматериалов, системой минных камер. При этом способе одна отпалка давала до нескольких сотен кубометров камня.
К карьерам провели подъездные железнодорожные пути, рядом установили камнедробилки, камнекольные станки и построили электроподстанцию трехфазного тока.
Еще один виток прогресса
В 1933 году карьеры — Голубой и Изумрудный — передали Челябинскому заводу имени Серго Орджоникидзе (Станкомаш). По данным из книги Вячеслава Лютова, новые хозяева установили здесь компрессорные, насосные и тяговые механизмы, камнекольные станки для изготовления брусчатки и дробилки для изготовления щебенки. В тело карьера спускались рельсы для вагонеток, были натянуты стальные тросы лебедок, установлены весы и бункера.
После Великой Отечественной войны ресурсы Голубого и Изумрудного карьеров истощились, и гранит начали добывать в Шершневских карьерах, а около Студенческого карьера появился рабочий поселок. Как люди живут там сейчас — в репортаже из рубрики «В ЧЕрте города».