На публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки Челябинска в киноцентр Пушкина, по предварительным оценкам, пришли около 500 человек. Не обошлось без выкриков и подколок. Кратко рассказываем о трех основных темах спора между горожанами и чиновниками.
Слушания должны были состояться еще две недели назад, но администрация перенесла их из-за шквала вопросов, предложений, замечаний от жителей Челябинска. Всего от людей поступило более 1000 писем. За это время представители мэрии объясняли, что ПЗЗ — не «застройка».
Что сразу бросается в глаза в новых ПЗЗ — это появление дополнительных зон. Например, зонами развития обозначили территории, для которых предполагают интенсивное градостроительное освоение; зоны стабилизации — ограниченное освоение; на зонах сжатия не предполагается никакого развития.
В чем суть Правил землепользования и застройки
Правила землепользования и застройки (сокращенно ПЗЗ или ПЗиЗ) — это документ, в котором устанавливаются территориальные зоны и их градостроительные регламенты. В них прописаны такие параметры, как высотность, плотность, объемно-пространственные характеристики застройки. Получается, что именно ПЗЗ определяет, где в городе место для парков, где будут жилые дома, где можно возвести офисные центры, а где заниматься промышленным производством. Правила подчиняются Генплану города и принимаются муниципалитетом. Документ представляет собой карту Челябинска, которая выглядит как разноцветное лоскутное одеяло. На ней выделены четыре основные зоны — зеленая (А), деловая (Б), жилая (В) и промышленная (Г). Внутри каждой идет разделение — какие здания и с какими параметрами допустимы (этажность, назначение). Но подчас разобраться в обозначениях могут только узкие специалисты. Сейчас в Челябинске действуют ПЗЗ от 2012 года.
Что с городским бором
Больше всего писем в управление архитектуры направили по теме городского бора. На пересечении улиц Худякова и Лесопарковой раньше значилась зона парков, теперь в этом месте будет смешанная общественно-деловая зона. По задумке чиновников, эта зона учитывает все виды разрешенного использования объектов, которые там располагаются: стадион «Инга», школа-интернат № 4, клинический областной центр, апартаменты, запланированные спортивные объекты, территория комплексной реновации. И зона рекреации без кадастрового учета — тот самый лес, который не входит в официально утвержденные границы бора, но является единой с ним экосистемой.
Именно из-за этого леса и переживают горожане. По их мнению, землю под деревьями переводят в категорию смешанной зоны, чтобы потом там можно было что-нибудь построить или проложить дорогу к новым микрорайонам.
— Правила не являются проектом застройки, не фиксируют вид объектов на какой-либо территории, — рассказывали в мэрии перед слушаниями. — Они дают общие параметры для всего города, обязательные к исполнению любыми застройщиками. Проектом Правил не устанавливаются, не изменяются границы Челябинского городского бора, не регулируется застройка ни в нем, ни в его охранной зоне. Распространяемая информация о предстоящей застройке бора, территории стадиона «Инга» или школы-интерната не соответствует действительности.
Заметим, что на жалобы горожан на ПЗЗ, которые якобы угрожают городскому бору и социальным объектам, ранее обратил внимание глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Он потребовал от областного управления ведомства доложить ему о ситуации,
— Тут начинается непонимание со стороны жителей: будто это (принятие ПЗЗ — Прим. ред.) равно утверждению проекта застройки, будто мы уже разместили домики, начинается строительство. Так вот, это кардинально не так, — рассказывала ранее врио главного архитектора Челябинска Ольга Никитина. — Внутри этой зоны есть набор разрешенного использования, которые возможно размещать на территории. И не только на этой — на любой смешанной зоне. Если посмотрите, то и по генплану смешанная зона занимает огромное количество территорий в городе — и это те точки, которые насыщены инфраструктурой. Если внутри смешанной зоны есть жилье, это не значит, что там еще появится жилье.
Ленинские беды
Жители Ленинского района Челябинска боятся, что их дома в частном секторе начнут изымать с мизерными компенсациями, а на этом месте будут строить многоэтажки. Раньше эта территория по ПЗЗ значилась как зона для индивидуальной жилой застройки. Теперь же устанавливают зону среднеэтажной застройки (до восьми этажей).
Заметим, что и в 2012 году часть частного сектора находилась в зоне среднеэтажной застройки — там до сих пор стоят домики, а не многоэтажки. Но люди уверены — ситуация поменялась, застройщикам запретили «размазывать» город, обязывают строить в существующих границах, поэтому они уже боятся, что их домам угрожает опасность из-за дальнейшей застройки участков.
Врио главного архитектора Ольга Никитина попросила челябинцев написать заявления, чтобы спецкомиссия рассмотрела их пожелания. Если они не противоречат действующему законодательству и генеральному плану города, то зону изменят на «индивидуальное жилищное строительство».
Жители частного сектора Ленинского района выразили уверенность, что это все отговорки, а реально они окажутся в ситуации, когда вокруг частных домов построят многоэтажки.
Исторический центр
В генплане Челябинска предусмотрели, что в городе наконец-то будет официальный исторический центр. В ПЗЗ теперь определяют, что можно будет строить в этом месте, а что нельзя. Например, планируют ограничить возведение высоток — шестью этажами в самом историческом центре, а на территориях, которые примыкают к нему, — восемью.
Заместитель председателя госкомитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области Наталья Рыбакова попросила комиссию рассмотреть возможность уменьшения этажности новоделов. Делать это будут в «рабочем режиме».
Публичные слушания длились два с половиной часа. Подробно о них мы рассказали в онлайн-репортаже.
В итоге президиум слушаний рекомендовал одобрить проект Правил землепользования и застройки, направил его на комиссию. Результат должны опубликовать на сайте администрации Челябинска в течение 30 дней.
Напомним, новые ПЗЗ пытались утвердить еще в 2021 году, но тогда у общественников возникла масса вопросов (например, как правила могут быть готовы раньше генерального плана города), и обсуждение отложили. В начале 2022-го городские власти начали искать подрядчика на разработку ПЗЗ и объявили закупку на сумму более 40 миллионов. По итогам аукциона был заключен контракт с компанией из Петербурга «Джи Динамика», эта фирма скинула цену до 38 миллионов.