Поселок АМЗ летом выглядит идеальным местом для жизни. Судите сами: городской бор в шаговой доступности, воды — в изобилии, пляжей — несколько на выбор, да и любителей экстрима тут найдут, чем развлечь (имеются конюшня и вейк-парк). Не зря ведь этот райончик активно застраивается дорогими коттеджами, и самые известные жители в этой части города — семьи бизнесменов Александра Аристова и Юрия Антипова. А еще у АМЗ есть неочевидные точки притяжения. Изучаем микрорайон в новом выпуске проекта «В ЧЕрте города».
Медгородок не для всех
Первое, что видишь после поворота в поселок АМЗ, это длинный бетонный забор психоневрологической больницы. Ее адрес наизусть знают многие из тех, кто рос в Челябинске. Даже если ни разу сюда не заглядывали. Были в вашей школе нелепые шуточки на тему «психов» и «Кузнецова, 2»? В нашей они пользовались популярностью. Стоит, правда, внести пару уточнений. Медгородок находится на Кузнецова, 2-а (адрес без буквы принадлежит обычному жилому дому), а визит туда может понадобиться не только душевнобольным. Сюда, например, заглядывают желающие получить водительские права, а в одном из корпусов расположена кафедра психиатрии медуниверситета. Еще здесь находится стационар, куда отправляют на экспертизу и на лечение обвиняемых в громких преступлениях.
Жители соседних домов на расспросы о больнице отвечают с улыбкой:
— Они [пациенты] к нам ведь не выходят. Разве они могут мешать?
Впрочем, в истории больницы были случаи побега из стационара. В 2011 году, например, покинуть медгородок удалось сразу 8 пациентам, отогнувшим решетку, а в 2013 и 2015 были одиночные уходы. Но самый громкий такой случай был в 2004-м, когда побег совершили трое опасных преступников. Найти их, к счастью, удалось достаточно быстро.
Курортная зона
Сразу за территорией больницы — прямо напротив жилых домов — начинается городской бор, и это один из бонусов микрорайона. Многие жильцы устраивают среди сосен долгие прогулки и пикники, занимаются там бегом, йогой или катаются на велосипедах. Пользуются популярностью и расположенные в бору карьеры.
Не протолкнуться в жаркую погоду и на берегу Шершней. Муниципальный пляж находится недалеко от Изумрудного карьера, в конце улицы Калининградской. После благоустройства здесь появился песок, деревянные настилы и навесы. Так что даже в будни в разгар рабочего дня народу теперь немало.
— У берега тут камушки мелкие остренькие, местами тина. А подальше — уже хорошо, — делятся завсегдатаи.
Владения Аристова и Антипова
По дороге к пляжу вам обязательно бросятся в глаза шикарные особняки. Тут даже заборы стоят миллионы, а желающим купить коттедж нужно приготовить от 15 до 56 миллионов.
— Там раньше были домики обычные, деревянные. Люди выкупали эти участки и строились, — рассказывают жители АМЗ. — Где-то в начале 2000-х это началось.
— У нас тут Аристов первым был, — рассказывают старожилы. — Он же дорогу поменял: раньше проезд по Калининградской напрямую был, а сейчас с небольшим заворотом. Так у него участочек побольше стал.
Александра Аристова соседи видят нечасто — он не любитель пеших прогулок по поселку.
— Самого его не видно, — делятся жители. — Слухов много ходит. Говорят, что он здесь не проживает, только иногда приезжает, но дом стоит, всё ухоженное, всё делается. Хотя отгородился он от людей хорошо.
Вторым домом на том же участке владела семья бывшего бизнес-партнера Аристова Юрия Антипова. Несколько лет назад с их владениями был связан скандал. Жители заподозрили олигархов в откачке воды из Изумрудного карьера. Водоем в то время сильно обмелел, а вот пруды на территории бизнесменов выглядели великолепно.
В Минэкологии тогда признавали, что подозрительная труба в водоеме имеется, но ее принадлежность сходу определить не удавалось. А сейчас на дома по решению Арбитражного суда наложены обременения — они фигурировали в деле об изъятии у Аристовых и Антиповых имущества в пользу государства (подробнее об этом можно почитать в наших публикациях).
Владения и проекты Сергея Давыдова
Мелькал в новостях и симпатичный двухэтажный коттедж с башенками. В 2012 году СМИ приписывали его действующему на тот момент председателю Челябинского областного суда Федору Вяткину. В 2017-м году, судя по документам, владелец сменился — и особняк, и земельный участок под ним были подарены. Кстати, самым первым хозяином этой недвижимости — с 2009 по 2010 годы — значится компания «Дивизион». Среди ее учредителей и владельцев указан Петр Конарев — бывший чиновник и советник мэра Челябинска, которого судят сейчас за крышевание незаконных ларьков по всему городу.
Жители АМЗ утверждают, что в этой же части поселка раньше часто видели бывшего сити-менеджера Сергея Давыдова. Его семье тут принадлежит один из особняков.
Сейчас Сергея Давыдов, конечно, чаще видят на Еловом. Но недвижимость у него в поселке АМЗ все-таки осталась — помимо дома это еще и недострой на улице Шахтерской, 29.
— Это бывший санаторий «Союз», тут гостиницу хотели построить, — объясняют жители АМЗ. — Это было еще при Юревиче. А потом Юревича сняли, и буквально через год-полтора стройку заморозили. Вроде как объясняли, что они на карьер начали вылазить, территорию другую захватывать, и на фоне этого приостановили стройку.
Построить на Изумрудном карьере хотели не просто гостиницу, а целый эко-парк. Весной 2013 года территорию огородили забором, начали очистку карьера и береговой зоны. В декабре того же года там запустили зимний парк развлечений. Работой занималась компания «Авега», конечный владелец которой (теперь официально) бывший сити-менеджер Сергей Давыдов. Однако амбициозные планы так и не воплотились, и в 2019 году санаторий даже выставляли на продажу. Новый владелец у недвижимости, впрочем, не появился. Собственником бывшего «Союза» по-прежнему является компания «Авега».
Жизнь с видом на роскошь
С видом на «Союз», особняки и Шершневское водохранилище живут обитатели бараков по улице Шахтерской.
— Эти дома давным-давно строили, годах в 1960-х. Тогда еще карьер работал в Федоровке — там щебенку добывали, песок, — рассказывает Евгений. — Комнаты давали сотрудникам карьера, мои родители тоже там работали.
Дом Евгения элитным не выглядит, несмотря на расположение. Из коммунальных удобств — только электричество, всё остальное во дворе — и вода, и туалет. Нормального водоснабжения и канализации, объясняет житель АМЗ, ждать не приходится.
— Мы находимся в «красной» зоне — близко к водохранилищу. Водоотведение нам не сделают, не положено, — рассказывает Евгений. — Раньше можно было 50 или 200 метров [от берега], потом требования изменили, и барак попал в «красную» зону. Отапливаемся мы дровами или углем.
Звучит такое описание для 2024 года, мягко говоря, дико. Тем более речь идет о Челябинске, а не о глухой деревне. Но надежды на переселение из бараков возле Шершней у жителей нет.
— Это невыгодно. Слишком много квартир, а на этом месте ничего не построить, поэтому [надежды никакой] — даже-даже, — говорит Евгений.
В молодости, признается наш собеседник, он и сам даже не думал о переезде. Вопрос об этом встал после женитьбы и появления ребенка. Выходом для их семьи стала ипотека, но и свой старый дом Евгений не забывает — детство на берегу Шершней, с ловлей рыбы и купанием, было счастливым.
А вот соседка Евгения Анна признается: на переезд не согласилась бы сама, даже если бы пригласили.
— Мы живем лучше всех. Есть, конечно, трудности, но они у всех есть. Да, приходится и дрова таскать, и воду, печку топить. Но раньше жили как-то? Понимаете, нам по нынешним законам ничего не светит. Раньше же жилье при переселении давали по количеству проживающих в семье, учитывались разнополые дети, допустим, — рассуждает Анна. — Сейчас дают только по площади, а площадь у нас маленькая. Дадут нам на целую семью — я, муж и дочь — 21 квадратный метр, и как жить? Здесь у нас есть двор, баня, огород.
В бараке на берегу Шершней Анна живет с 1986 года, перебралась сюда с родителями.
— Они обменялись, чтобы получить тут комнату, — рассказывает наша собеседница. — До этого они жили со своими родителями, хотели разъехаться, и варианты были только такие.
За почти 40 лет ко всем нюансам жизни в бараке Анна привыкла. Летом в поселке прибавляется народу — на пляж приезжают отдыхающие со всего города. Иногда они шумят далеко за полночь или поджигают мусорные баки возле бараков. Зимой тоже есть свои особенности — чтобы выгнать машину из гаража и выехать на главную дорогу, приходится самим чистить проезды от снега. Либо до остановки, чтобы уехать на работу, идти пешком около двух километров. Зато есть неоспоримые плюсы — искупаться в жару можно рядом с домом. А еще вместе с семьей на небольшом участке у своей квартиры Анна выращивает овощи.
— Единственное, землю, конечно, надо потихоньку привозить. Потому что земли тут нет, везде скальная порода, — делится жительница АМЗ.
АМЗ зацепило строительство Шершней
Среди дорогих коттеджей в частном секторе нам удается найти и уцелевшие старенькие дома. Ближе к береговой зоне их, конечно, можно пересчитать по пальцам. Но и тут есть люди, жившие в микрорайоне еще до коттеджного бума.
— Это дом тестя, они тут жили года с 1947 или 1949, — рассказывает Владимир. — Я переехал в 1980-х.
Помнит Владимир и то, как выглядел поселок АМЗ еще до переезда. Он жил совсем недалеко — в Мебельном поселке.
— Я еще в школе учился, когда плотину [для водохранилища] строили, — рассказывает наш собеседник. — Ездил на велосипеде смотреть, как засыпают дамбу. Вниз они каменные глыбы бросали, чтобы их не сносило. Это было годах в 1960-х. Русло реки тогда было дальше отсюда, на той стороне. А поселок АМЗ нашими домами на заканчивался, тоже был дальше. Этих людей потом расселяли.
О том, как строилось водохранилище и что было на его дне, можно подробнее посмотреть в материале Артема Краснова. В зоне будущего разлива находилась деревня Михайловка, совхоз Митрофановский со спиртзаводом, а также поселения Кисели, Черняки, частично — Смолино, Бутаки, Сосновка. Сейчас о тех временах напоминает разве что элеватор, расположенный в поселке.
— Всё, что между Миассом и АМЗ, было засеяно, — вспоминает Владимир. — Плюс тут коров пасли. Это всё было территорией Митрофановского совхоза. Ближе к тому берегу была их контора, спиртзавод. А потом это всё затопили.
Впрочем, основной костяк жителей, по словам Владимира, был связан не с совхозом или карьерами. Многоквартирные дома в этой части города строили для сотрудников АМЗ — Автоматно-механического завода.
— Это их поселок, практически 70% рабочих из поселка работали на заводе. Сейчас его нет, и не знаю, кто поселком-то заведует, — признается Владимир. — А раньше и стадион, и все объекты относились к АМЗ.
Кто еще живет в поселке АМЗ
Бывших сотрудников АМЗ в поселке действительно немало. Схема была обычная для соцгородков. Поначалу своих рабочих завод расселял по баракам, затем начал строить многоквартирные дома, ДК, спортивные объекты. Шефство было и над школами.
— Мы раньше жили на Толбухина, там были двухэтажные дома на восемь квартир — хорошие, шлакоблочные, — рассказывает нам бывший сотрудник АМЗ. — Я в Челябинск сначала служить приехал, в танковом училище. Потом женился, переехал сюда. Восемь лет я во времянке жил, пока жилье ждал, потихоньку на станке работал. Потом барак нам дали, потом квартиру на Толбухина в двухэтажке. Потом наши дома снесли, нам дали квартиры в новом доме.
На месте двухэтажек, где жили рабочие Автоматно-механического завода, сейчас построили новый ЖК с закрытой территорий. Квартиры в «Ярославском» стоят от 4,4 до 11,5 миллиона рублей. Большинство домов тут панельные, но есть и монолит. ЖК облюбовали молодые семьи с детьми. Внутри двора — шикарные детские площадки.
— Вечером, когда погода хорошая, там не протолкнуться, — рассказывает жительница микрорайона Жанна. — Все соседские дворы идут к нам. Вырывают замки на входе или ждут, когда кто-то из жильцов зайдет, и идут с ним толпой.
С транспортной доступностью в поселке сейчас тоже в целом неплохо.
— У нас два автобуса ходят, — рассказывает Жанна. — Один на Северо-Запад, другой в Ленинский район. Сейчас я в декрете, а раньше на работу каждый день ездила. В семь утра проблем не возникало — ни с автобусом, ни с пробками.
Экстрим в черте города
Недалеко от «Ярославского» любители спорта могут позаниматься на стадионе, а в частном секторе имеется конюшня для поклонников верховых прогулок. Есть у этой части поселка, кстати, и свой пляж. Добраться к нему можно, свернув с улицы Кузнецова в Большой переулок.
От пляжа вглубь водохранилища уходит полоска берега, образуя косу и небольшую заводь. Внутри нее находится вейк-парк. Создатели говорят, что там есть кольцевая установка и два реверса. Они позиционируют себя как первую подобную площадку в Челябинске. Мы застали тот момент, когда здесь только готовились к старту сезона, а сейчас дни тут расписаны. Прийти можно и в качестве зрителя на соревнования, и записаться на тренировку.
В ЧЕрте города
Наш проект — о Челябинске и для челябинцев. В этом сезоне мы уже успели изучить микрорайон КБС в Ленинском районе. А до этого были Тарасовка, цыганский поселок, Чурилово и другие локации.
Все выпуски можно найти в разделе проекта «В ЧЕрте города».