Заячий остров — одно из самых интересных мест в Челябинске. Он окутан темной историей и непроходимыми зарослями, но зато с него открываются шикарные виды, а людей гуляет много даже в будни. Мы тоже прошлись по «челябинскому Манхэттену», вспомнили, как он появился и узнали, когда там начнут наводить порядок.
«Вода пробила себе новое русло»
Заячий остров образовался посреди реки Миасс благодаря предприятиям. В середине XVIII века на нынешней улице Российской стояла мельница, ее передавали то одному купцу, то другому. Периодически она разрушалась, ее восстанавливали. А потом для работы мельницы построили плотину — из камня, дерева и навоза. В 1906 году рядышком появился маслобойный завод. Это здание сохранилось до наших дней, оно расположено на Российской, 18 и признано объектом культурного наследия регионального значения.
В архивной «Ведомости зданий, сооружений и оборудования маслобойного завода по состоянию на 6 февраля 1928 года» говорилось: «Плотина смешанной постройки, с тремя свинками, земляной насыпью, обложена частично камнями и укреплена сваями. Построена в 1896 году и ремонтирована в 1917 году. В плотине имеются три прореза: рабочий, вешняжный и для пропуска льда».
Газета «Челябинский рабочий» в апреле 1927 года писала: «[...] плотина была очень ветха, и ее легко могло бы сорвать еще в прошлом году. Не случилось этого только потому, что уровень вешней воды был выше, и вода пробила себе новое русло. Но сравнительно низкий уровень вешней воды в этом году дал возможность льдам сделать колоссальный напор на заградительные белоноги и сваи. К тому же лед нынче был чрезвычайно крепкий. В результате снесено несколько заградительных свай, срезан бычок (главный устой) плотины и сорвана сама плотина».
Остров появился ближе к 30-м годам прошлого века, когда река пробила себе новое русло, окружив часть суши. В это же время в Челябинске построили государственную районную электростанцию, а землю так и назвали — остров ЧГРЭС. Вскоре на нем поставили несколько бараков. Краевед Юрий Латышев утверждает, что там жили люди. В качестве доказательства он приводит заявление о замене паспорта челябинки, дом которой был зарегистрирован на острове.
В 50–60-е годы на острове ЧГРЭС высадили тополя. Там стали отдыхать горожане, выгуливать собак. Но со временем территория заросла. То, как тополя, клены и вязы отвоевывали эту землю, хорошо видно на спутниковых снимках.
«Огромная головная боль района»
Остров называли «Чэгрэсовским» до 90-х годов. Потом вдруг появились названия Собачий и Заячий. Последнее закрепилось и вошло в XXI век. Правда, зайцев на острове никогда не водилось. Зато в нулевых заросший участок облюбовали бездомные и наркоманы, стали совершаться кражи и даже убийства. Заброшенная территория стала местом и другого рода трагедии — три года назад здесь в открытом коллекторе утонула женщина.
По сведениям Росреестра, в середине 2011 года земельный участок в центре южной части острова приобрело ООО «Вектор-П» за 750 тысяч рублей. Берег же, который окаймлял остров, компания взяла в долгосрочную аренду. По другим данным, собственник распоряжался этой территорией еще с начала 90-х годов, тоже на праве аренды. В 2008-м компания заказала у «Челябинскгражданпроекта» некую проектно-сметную документацию северной части острова (правда, неясно, на каких основаниях). Фирма многократно меняла планы по развитию: то хотела строить тут жилые дома, то развлекательный центр, то «Остров-сад».
Власти штрафовали собственника за ненадлежащее состояние участка, в ответ владелец предлагал чиновникам выкупить землю и самим заниматься островом.
В 2014 году фирма нашла китайского инвестора и представила проект «чайна-тауна» — наисовременнейшего многофункционального культурно-делового комплекса Китайской Народной Республики «Нефритовый город». Его стоимость оценили в три миллиарда рублей. В нем планировали разместить центр инновационных технологий, офисы, гостиничный блок, кафе и рестораны, спортивные сооружения, центр китайской медицины и даже детский сад. В центре этой зоны предлагалось создать крытый парк, позволяющий «вести рекреационную деятельность» зимой и летом.
За аренду южного берега острова компания перестала платить через три месяца после заключения договора аренды. С января 2012 по конец июня 2016 года ООО «Вектор-П» задолжало мэрии 783 тысячи рублей. В декабре 2016-го суд обязал фирму вернуть администрации участок, выплатить основной долг, а еще пеню в 190 тысяч рублей.
В 2019 году ООО «Вектор-П» признали банкротом, а единственное имущество — центр южной части острова — оценили в 39,7 миллиона рублей. В 2020-м на торгах его продали в 10 раз дешевле — за 3,7 миллиона рублей. В мэрии Челябинска отказались предоставить информацию о новом собственнике, сославшись на защиту персональных данных. Но на сайте «Федресурс» в открытом доступе можно найти, что владельцем стал предприниматель Виталий Золотухин. Мы с ним связались, но получили очень странный ответ.
— Я ничего такого не делал [не покупал], — коротко сказал Золотухин, ничего не объясняя.
Предприниматель Виталий Золотухин в 90-е годы вел свою деятельность в области права в Бурятии, Воронеже, Москве. С сентября 2015 года у Золотухина открыто ИП в Кургане — предоставляет услуги в области права. С 2015 по 2017 год владел в Челябинске половиной «антикредиторского» ООО «Витакон». В 2016-м также на Южном Урале открыл «Благотворительный Фонд Виталия Золотухина» — организация зарегистрирована на Молодогвардейцев, 31, в ТЦ «Беларусь». Это здание Золотухин также приобрел на торгах за 81,5 млн рублей. Кроме того, о нем можно найти информацию как об арбитражном управляющем.
Сейчас у южной части острова, судя по кадастровой карте, категория земель «для организации зоны отдыха на реке Миасс (остров-сад)». Глава Калининского района Владимир Шамне в разговоре с корреспондентом 74.RU выразил надежду, что когда-то территория преобразится, но, кажется, скоро этого ждать не стоит.
— Это огромная головная боль района. Южная половина острова находится в [частных] правах. Она самая интересная для благоустройства. Северная часть — болотистая — в муниципальной собственности и ни за кем не закреплена, — рассказал Владимир Шамне. — Хотелось бы сделать на острове нормальный проект, но сначала нужно, чтобы он весь был в правах у муниципалитета. Мы к этому шагаем и когда-нибудь придем. Но пока права [собственности] не будут изменены... Я не знаю, в каких целях люди взяли этот участок: там ничего не происходит, мусор не убирают, асоциальных элементов не гоняют. Сейчас город движется вдоль берега реки в рамках благоустройства и дойдет до Заячьего острова. Он должен быть местом отдыха горожан, а не в таком безобразном виде.
Правда, когда «благоустройство дошагает» — неясно. На 2024 год было запланировано обустройство трех участков: от Свердловского проспекта до ТРК «Родник».
— Благоустройство иных участков прибрежной территории и набережных реки Миасс планируется концепцией на более поздний этап, — ответили в мэрии на запрос 74.RU. — В связи с чем в настоящее время сроки проведения и источники финансирования для комплексного благоустройства территории Заячьего острова не определены. Также ограничивающим фактором для проведения благоустройства острова является то, что значительная его часть в настоящее время находится в частной собственности.
Сказочные тропинки, шалаши и живописные виды
Как выглядит остров сейчас — мы решили посмотреть своими глазами. Сквозь клены, вязы, ивы и тополя можно пробраться по неширокой тропинке. На берегу немного пахнет болотиной. На коричневой воде покачивается ряска. Ее покой нарушает только утка с выводком пушистых птенцов. И не поверишь, что совсем рядом центр города с офисными зданиями, многоэтажками и широченными дорогами.
Тропинка выводит к небольшой полянке со «скамейкой», которая представляет собой завалившееся дерево с приколоченной доской. Тут же костровище и разбросанные бутылки. Через пару десятков метров еще одна такая «поляна». Чуть в стороне под кустом акации — сдутый волейбольный мяч, одноразовые тарелки и вилки, бутылки.
Выходим на своеобразный мыс, заросший травой и кустарниками. Открывается вид на ЧГРЭС, мост на Новомеханической и улицу Болейко. У основания мыса покоятся крошащиеся бетонные блоки — на одном кто-то оставил удочку.
С восточного берега острова открывается вид на старый стадион и окна нескольких медучреждений.
Шагая по дебрям, добираемся до склона, на котором дорожка к мосту. Здесь женщины любуются рекой, мужчина гуляет с собакой, еще один сидит на камнях и смотрит на воду, дышат воздухом родители с малышами в колясках.
Под мостом сохранились части былой плотины.
С моста открывается вид на ЧГРЭС. Прохожие останавливаются, опираясь на перила, наблюдают, как из гигантских труб выходит пар. Кто-то оглядывается по сторонам в поисках урны и прячет фантики в карман. Кто-то выбрасывает хлам в срезанные трубы, полагая, что это мусорки. Тут же на деревьях и столбах наклеены объявления: «Выкупим ВИЧ-гепатит препараты», «Новая социальная гостиница на Российской», «Помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию», «Приглашаем всех на субботник 15 мая».
Южная часть острова более «обжитая» — здесь уже не тропинки, а настоящие дорожки с бордюрами, мусора гораздо меньше, кое-где видны спилы деревьев — постарались активные жители, пришедшие на субботник. Несмотря на то, что визуально эта часть острова оживленнее, на берегу все еще много коряг, сломанных деревьев, костровищ со сваленными в них бутылками.
На конечной точке шагомер показывает отметку в восемь тысяч, значит, мы прошли чуть больше 2,5 километра. Примерно столько показывают и карты. Отличное место для прогулок, если бы не дебри, мусор и шалаши в кустах. Надеемся, что все-таки здесь наведут порядок.