RU74
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Челябинске

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

0 м/c,

750мм 41%
Подробнее
7 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Город Экономика Лайфхак от 74.ru: как правильно себя вести на рынке

Лайфхак от 74.ru: как правильно себя вести на рынке

Только за последний месяц в Челябинске открылось два продуктовых рынка и анонсировано строительство третьего. И это несмотря на активную экспансию федеральных и местных розничных сетей, занимающих практически любое проходимое местечко в миллионном городе. Почему же народ неудержимо тянет на ярмарки и рынки, когда и что там лучше всего покупать, всегда ли торг уместен, почему нельзя повышать голос и зачем смотреть продавцу в глаза? Мы собрали несколько полезных советов от старожилов-покупателей, опытных продавцов и суровых ревизоров.

Говорят, на базаре два дурака – один продает, другой покупает. И никакого оскорбления ни в чей адрес здесь нет. Просто у каждой стороны своя правда, и умение совершать сделки так, чтобы все остались довольны – настоящее искусство. В совершенстве им владеют (зачастую на интуитивном уровне) немногие, но стремиться к идеалу никогда не поздно. Итак, что надо знать и уметь при походе на рынок.

Секрет первый: улыбайтесь

Что заставляет ленивых горожан идти на рынок? Конечно же, широкий выбор продуктов, особенно скоропортящихся. Речь идет о свежих овощах и фруктах, разнообразных видах и сортах мяса и рыбы, а также о молочных продуктах. В магазины все это, по общему мнению, поступает большими партиям, залеживается и выглядит неаппетитно. А здесь, на рынке, больше вероятности приобрести молоко почти из-под коровы, рыбу, еще недавно резвившуюся в морской или озерной воде, молодого поросенка и баклажаны с огурцами прямо с грядки.

Самый качественный товар продавец с готовностью предложит не мрачному типу, который смотрит исподлобья, а располагающему к себе собеседнику. А это уже шанс стать постоянным покупателем и получить в будущем если не весомую скидку, то хотя бы бонус в виде пары яблок, картофелин и пучка зелени. С таким потребителем продавцы не прочь поделиться и достоверной информацией о качестве товара.

– Сметану сегодня не бери, жиденькая, – доверительно шепнула нам одна из продавщиц. – Вот молоко хорошее, вкусное, не пожалеешь.

Постоянным покупателям могут сообщить и более важную информацию: когда ждать завоза чего-нибудь экзотического, где взять коробку или пластиковую тару и даже кто из соседей по прилавку пытается мухлевать. Мелочь, но приятно и полезно.

Секрет второй: узнайте, кто торгует

В магазинах все товары равны перед покупателями. Оказать на нас влияние может лишь раскрученность и сила бренда. А вот на рынках, особенно в выходные дни, можно встретить самих фермеров, владельцев крестьянских подворий и семейных хозяйств. У них за свою продукцию душа болит, а значит в её качестве они уверены. Поэтому смело предлагают попробовать кусочек домашней ветчины, сала или сыра, срез рыбки или ложечку меда.

– У нас настоящий семейный бизнес. Родители выращивают овощи, тётя закручивает банки, мы организуем все и продаем, – рассказывают сестры Светлана и Ирина. – И за сырье, и за хранение, и за доставку – за все ручаемся.

Конечно, хозяин прилавка, увидев действительно заинтересованного покупателя, охотнее даст скидку. Так что торгуйтесь, глядя продавцу в глаза и выражая искреннюю заинтересованность в покупке.

Секрет третий: идите за толпой

Если вы на том или ином рынке впервые, обратите внимание, к какому прилавку подходит больше всего людей. Сарафанное радио – лучшая реклама: значит, здесь действительно качественная продукция. Если к тому же цены одинаковы, покупатели готовы даже в очереди постоять, но купить товар получше - посвежее.

Моя свекровь, к примеру, уже несколько лет ходит за мясом к одному и тому же продавцу.

– Иной раз по телефону договариваюсь, чтобы к определенному часу мне оставили мякоть или фарш перекрутили, – рассказывает она. – В итоге все довольны: у нее товар не залеживается, у меня голова за выбор не болит.

Не стоит метаться по рынку, выискивая помидоры на три рубля дешевле в одном месте, огурцы – в другом, а лук с перцем – совсем в дальнем углу. Если вы закупаете довольно большой объем, к примеру, овощей, такой мини-опт дает законное право попросить хорошую скидку. Для продавцов это бесспорный аргумент, и вряд ли они будут стоять насмерть на первоначально озвученной цене.

Секрет четвертый: ищите недостатки

Это пригодится и для обычной оценки – стоит покупать здесь или пойти дальше, и для того, чтобы сбить цену.

Например, выбирая огурец, смотрите на его хвостик – он не должен быть завядшим. А толстая кожица помидоров наводит на мысль о наличии нитратов, подсказали нам продавцы со стажем.

– Если выбираете капусту для засолки, лист у нее должен быть белым и хрустящим, – звучит еще один совет.

В общем, рассматривая кусок мяса или перебирая персики, говорите вслух, что вам не понравилось. Без надрыва и возмущения, просто констатируя факт. Возможно недостатки не так уж и критичны, и велика вероятность, что продавец поспешит скинуть цену. Особенно, если скажете, что еще походите и, может быть, вернетесь...

Секрет пятый: берите с собой калькулятор

При покупке нескольких весовых товаров держите наготове телефон с калькулятором: записывайте называемую цену за каждый вес или хотя бы делайте вид, что все это отмечаете.

Дело в том, что обычный, замороченный базарной суетой человек не запомнит и не сложит в уме больше трех-четырех цифр. Не потому, что в школе плохо учился. Психологи говорят, что таковы свойства нашей «оперативной» памяти, к тому же избалованной современными гаджетами. Среднестатистический потребитель начинает путаться уже на третьей цифре, а значит его легко обсчитать, называя подряд то вес, то стоимость.

Секрет шестой: следите за руками

Банальный, казалось бы, совет – внимательно смотреть на весы. Но есть важный нюанс: глазеть нужно не только на стрелочку, но и наблюдать за самим процессом взвешивания товара.

Вы будете смеяться, но самые распространенные методы обвеса покупателей – на бросок, на скорость и «с походом» – используются веками. Ими не брезговали купцы в XVIII-XIX веках, в ходу такие хитрости и сейчас.

Вспомните, как часто продавец кладет на весы товара больше, чем просил покупатель. Иногда последний машет рукой – оставьте, мол. Но если столько, к примеру, мяса человеку не нужно, продавец с готовностью отрезает лишнюю часть («поход») прямо на весах. Стрелка при этом колышется, покупатель наблюдает за ней и вряд ли замечает, что торговец чуть придерживает чашу весов пальцем.

– Еще одна часто встречающаяся ситуация: товар резко кидают на весы и тут же снимают. Сколько он там точно весит, за эти мгновения не понять – в этом и смысл обвеса на бросок, - объяснила такую любовь к стремительности экс-сотрудница госторгинспекции, много лет проводившая проверки в магазинах и на рынках.

И, наконец, скоростное взвешивание – делается так быстро, что покупатель не успевает просчитать вес и стоимость товара. Рецепт от подобных хитростей один – еще раз положить товар на весы и лично убедиться в соответствии названных цифр реальности.

Секрет седьмой: приходите на рынок к вечеру

В конце дня многие продавцы, особенно скоропорта, снижают цены – святое правило вечернего базара.

– В сильную жару и мороз скидки могут быть еще больше. Продавцы понимают, что лучше им продать побольше сегодня, чем выкинуть завтра, – рассказал нам директор одного из рынков. – Единственный минус – ассортимент уже не тот, что с утра, скидки делают на то, что осталось и долго храниться не будет.

В какое время цены пойдут на снижение, зависит от графика работы рынка – где-то уже в 17 часов, а где-то лишь в полседьмого.

Кстати, в такое время замечательно работает метод «кнута и пряника». Это когда покупатель достает деньги и уже вроде готов купить, а потом начинает сомневаться, высказывать недовольство ценой и убирать деньги в кошелек или карман. Для продавца такой жест, как ножом по горлу. Ведь он уже почти получил оплату и вдруг она уплывает... Вот здесь и начинается настоящий торг, и появляются реальные скидки.

Р.S.: А как вы, уважаемые читатели, покупаете продукты на рынках? Часто ли торгуетесь, что предпочитаете приобретать и насколько довольны результатами таких походов? Поделитесь своим опытом и советами с читателями 74.ru.

Фото: Фото Олега Каргаполова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления