ћагазины экономкласса добрались до площади –еволюции
ћагазины экономкласса добрались до площади –еволюции

ћалый бизнес „ел€бинской области бьЄт тревогу – крупные торговые сети продолжают экспансию по городам и вес€м и монополизируют рынок. ¬ итоге индивидуальные предприниматели разор€ютс€ и закрывают бизнес.  то и как может ограничить аппетиты федеральных ритейлеров, нужно ли создавать особые услови€ местным производител€м и продавцам и кто в итоге заплатит за бонусы и льготы, разбиралс€ корреспондент 74.ru.

‘едералы наступают

¬ радиусе одной остановки от моего дома насчитываетс€ шесть супермаркетов. Ќе так давно здесь было много мелких продмагов. Ќо они мен€ли вывески, как перчатки, в конце концов превраща€сь в точки по продаже телефонов или пива и другого алкогол€. ј когда на двер€х по€вл€лось объ€вление по аренде, все понимали – жди очередного сетевика.

ƒискаунтеры занимают самые лакомые и престижные кусочки коммерческой недвижимости.  ак ранее сообщал 74.ru, весной в самом сердце города, практически на главной площади „ел€бинска открылс€ магазин торговой сети «ћонетка».

¬ других городах „ел€бинской области картина ещЄ €рче. “ак, по подсчЄтам златоустовских предпринимателей на 1 июн€ 2017 года, у них в городе работают 72 сетевых супермаркета: 24 «ћагнита», 15 «ѕ€тЄрочек», 6 «ћонеток» и 27 « расное&Ѕелое».

 рупные ритейлеры занимают 89% торговых площадей
 рупные ритейлеры занимают 89% торговых площадей

– Ќа центральной улице города – проспекте √агарина – на 550 метрах разместились шесть супермаркетов и вскоре откроетс€ ещЄ один, – говорит руководитель общественной организации «÷ентр делового сотрудничества предпринимателей» —ергей ‘илатов. – ћы посчитали соотношение занимаемых крупными ритейлерами площадей и вы€снили, что они захватили практически всЄ. ” «ћагнита» – 32% торговых площадей в городе, «ѕ€тЄрочки» – 26%, «ћонетки» – 14%, « расное&Ѕелое» – 17%. ¬ общей сложности это 89%.

ћестные предприниматели забросали власти просьбами проверить, нет ли здесь нарушений. ¬ ответ получили ссылки на законы, в том числе на то, что 25-процентный порог объЄма всех реализованных товаров в денежном выражении у каждого из ритейлеров не превышен. ќднако и жители, и местные бизнесмены вид€т, что сетевые магазины растут у них на глазах.

– Ќеправильно рассчитываютс€ доли торговых сетей на рынке, – настаивает —ергей ‘илатов. – ¬ итоге малый и средний бизнес резко сокращаютс€. “олько в первом полугодии в «латоусте прекратили де€тельность 93 предпринимател€ – это п€ть процентов от общего числа »ѕ в городе. » дальнейший прогноз неутешительный: розница вымирает вместе с малым бизнесом, скоро останутс€ одни сети. ј у них самые попул€рные методы – демпинг и агрессивный маркетинг.

ѕредставитель «÷ентра делового сотрудничества предпринимателей» считает ненормальной ситуацию, когда продовольственна€ безопасность страны зависит только от крупного сетевого бизнеса. ѕроблема в том, что сети за счЄт своих объемов диктуют цены производител€м, вынужда€ их мен€ть рецептуру продукции, рисковать неисполнением об€зательств и толка€ к невозврату кредитов.  роме того, крупные ритейлеры плат€т налоги по месту регистрации юрлица, а муниципалитеты остаютс€ дотационными.

ћестные ипэшники все чаще закрывают бизнес
ћестные ипэшники все чаще закрывают бизнес

– Ќеобходимо ввести лимит на занимаемые сет€ми площади на уровне 65% от всех площадей продовольственного сектора муниципалитета либо прив€зать количество супермаркетов к численности проживающих в этом районе, – предлагает —ергей ‘илатов. – “акже мы поддерживаем ограничение графика работы крупных магазинов в выходные.

¬ антимонопольной службе уточнили, что информацию дл€ расчета 25-процентной доли они берут у органов статистики, а туда данные направл€ют сами торговые сети. —ейчас оперируют цифрами по итогам 2015 года, анализ по 2016-му будет позже.

– «а врем€ действи€ закона о торговле антимонопольное ведомство уже несколько раз отправл€ло предложени€ по его усовершенствованию в различные инстанции – от регионального «аксобрани€ до федеральной ‘ј—, – прокомментировала руководитель „ел€бинского ”‘ј— јнна  озлова. – ≈ще в 2013 году ‘ј— выходила с предложением по изменению методики подсчета, св€занной с торговыми площад€ми. Ќо есть и другой момент: чем больше ты вмешиваешьс€, тем хуже. –ынок должен саморегулироватьс€.

“ем не менее представители ”‘ј— пообещали снова включить это предложение в общий пакет поправок к закону о торговле, который направ€т в ћоскву.

Ќаших зажимают

„ел€бинские производители продовольстви€ жалуютс€, что им т€жело зайти в торговые сети соседних регионов – ≈катеринбурга, ”фы, “юмени. ћол, местные власти став€т ритейлерам условие – про€вл€ть ло€льность к местным производител€м: в сет€х столицы Ѕашкирии – 88% своих, в ≈катеринбурге – до 70%.

ѕредприниматели ёжного ”рала прос€т ограничить торговые сети

–уководитель „ел€бинского ”‘ј— јнна  озлова напоминает, что в –оссии действует единство экономического пространства.

– Ёто значит, что чел€бинцы имеют такое же право быть поставщиками в магазины ≈катеринбурга или ”фы, как и все остальные. ≈сли возникла реальна€ проблема, нужно обратитьс€ в контролирующие органы, в том числе в антимонопольную службу, – объ€сн€ет она. – ¬ам самим нужно быть позубастее. Ќо зачастую всЄ остаетс€ на словах, до конкретного разбирательства, не говор€ уже о суде, дело не доходит.

ѕри этом, как только речь заходит о „ел€бинской области, большинство участников рынка ратует за то, чтобы у нас были созданы преференции дл€ местных производителей и поставщиков.

– ≈катеринбург нас прессует, а у нас в „ел€бинске кого только на полках не встретишь, – удивл€етс€ руководитель отдела продаж компании «„ел€бмасло» —ветлана  озупица.

≈й вторит ƒмитрий  олесников, руководитель направлени€ компании, торгующей водой «јква »рендык».

– Ќужно законодательно прописать, что половина полок в магазинах отдаЄтс€ местным производител€м, – утверждает он.

¬ то же врем€ руководитель отдела закупа компании «јриант» Ќаталь€ Ѕабенко считает, что местные товары априори интересны сет€м:

– ћестные поставщики изначально обладают конкурентным преимуществом. »х товары не надо далеко везти, а значит логистика удешевл€етс€. ƒл€ чего ограничивать дополнительно? – удивл€етс€ она. – ѕусть производитель выстраивает свою систему ценообразовани€, высчитывает себестоимость так, чтобы его продукт был конкурентоспособен. ≈сли будем оп€ть вводить какие-то ограничени€, то просто лишим рынок конкуренции. ѕокупатель должен сам выбирать, какую колбасу ему купить – из м€са или нет.

Ѕонусы запретили – повысили штрафы

— начала 2017 года начали действовать знаковые поправки в закон «ќ торговле» – ликвидировали ретробонусы, убрали отдельную плату за продвижение товаров, ограничили общий размер вознаграждени€, выплачиваемого торговым сет€м. —тало ли теперь легче жить и работать производител€м и поставщикам?

ѕредприниматели ёжного ”рала прос€т ограничить торговые сети

„ел€бинские антимонопольщики проанализировали 238 договоров поставки, заключЄнных между торговыми сет€ми и поставщиками продовольстви€, и пришли к выводу – продавцы подстелили себе соломку. Ќапример, торговые сети установили дополнительные штрафные санкции за нарушени€ срока предоставлени€ документов поставщиком.

– «ѕ€тЄрочка», « арусель» и «ѕерекрЄсток» за каждое нарушение требуют с поставщика 15% от стоимости товара, а сеть « расное&Ѕелое» вообще прописала в договорах 100-процентный штраф от суммы счЄт-фактуры и накладной, – привод€т пример антимонопольщики. – —читаем, что такое наказание несоразмерно провинности.  стати, дл€ самих сетей подобные зеркальные штрафы не предусмотрены.

»гроки рынка сетуют, что сети не хот€т делить с ними риски в равных пропорци€х.

– ѕротоколы разногласий не принимаютс€. я сам объ€влени€ об этом видел у менеджеров сетей, – призналс€ директор по продажам «ѕервого хлебокомбината» —ергей  онстантинов. – √овор€т – работаем или так, или никак. ƒаже с нами так разговаривают, что уж вз€ть с мелкого ипэшника. ’от€, на мой взгл€д, штрафы должны обсуждатьс€, быть разными в зависимости от вида товаров.

Ќекоторые торговые сети, например, «Ћента», в договоре предусмотрели себе право проводить аудит поставщика. ≈сли что-то не понравитс€, сеть вправе приостанавливать исполнение договора.

ѕредприниматели ёжного ”рала прос€т ограничить торговые сети

ќсобую боль у поставщиков вызывает проблема возврата нереализованного товара. “оргова€ сеть получает товар надлежащего качества, а через определенное врем€ возвращает его с истекающим сроком годности без изменени€ цены.

– я нахожусь в ћагнитке, ближайший распределительный центр сети – в ќренбурге. ќткуда мне знать, как образовалась просрочка? ћожет, товар слишком долго на –÷ пролежал, – разводит руками один из предпринимателей.

—ветлана  озупица больше склон€етс€ к методу «сами везЄм – сами контролируем возвраты».

– ћожно доставить товары в распределительный центр, пусть даже с удаленностью в 600 км, или развозить продукцию в каждый из 570 магазинов да ещЄ несколько раз в неделю, – говорит она. –  ому как выгоднее, тот так и делает.

—реди мечтаний большинства производителей и поставщиков – ограничение торговой наценки на товары массового спроса и сокращение отсрочки платежа поставщикам. Ќа это пессимистично смотрит начальник управлени€ торговли администрации „ел€бинска —ергей Ѕерезуев.

– —ети всегда найдут лазейку, игры с наценками обречены, – считает он. – „то бы мы ни придумали, они всегда на шаг впереди. ј в конечном итоге за всЄ заплатит потребитель.

Ќовые поправки в закон о торговле оказались не слишком эффективны из-за активного сопротивлени€ сетей, признаЄт и сенатор от „ел€бинской области »рина √ехт, работавша€ над этим документом. Ёкспансию сетей она называет порождением монстра и призывает законодательно ограничить их присутствие в регионах.

‘ј— –оссии запустила гор€чую линию дл€ пострадавших от нарушений закона о торговле. ѕроизводители, поставщики и ритейлеры могут сообщить о неправомерных действи€х своих контрагентов, заполнив специальную форму на сайте ‘ј—.