¬ышки аэропорта видно пр€мо из двора жилых домов
¬ышки аэропорта видно пр€мо из двора жилых домов

“ерритори€ „ел€бинска занимает около 53 тыс€ч гектаров. Ёто сопоставимо с размерами европейского кн€жества јндорра и гораздо больше, чем Ћихтенштейн, ћонако или ¬атикан. ћногие из нас живут здесь с рождени€ и привыкли думать, что хорошо знают свой город. Ќо так ли это на самом деле? Ќа любом ли снимке вы узнаете „ел€бинск? » во всех ли районах бывали лично?  орреспонденты 74.ru помогут вам открыть город с новой стороны.

«— нас начинаетс€ город», — гордо говор€т жители посЄлка јэропорт. » с этим утверждением довольно сложно поспорить, ведь их дома видишь сразу после приземлени€ самолЄта. ј вот до других кварталов „ел€бинска — ехать и ехать через сады или промзону.

¬ посЄлке и сегодн€ все друг друга знают: или в лицо, или по имени
¬ посЄлке и сегодн€ все друг друга знают: или в лицо, или по имени

ћаленький — буквально на п€ть–шест улиц — и довольно уютный. “акое впечатление производит посЄлок јэропорт. —разу за сто€нкой, сделанной дл€ встречающих рейсы водителей, идут направо садовые участки, а по левой стороне — жилые дома. –екордов высотности строители здесь €вно ставить не собирались. ¬сЄ-таки р€дом — буквально в километре — аэродром, сад€тс€ и взлетают самолЄты. ÷ентр посЄлка застроен кирпичными и панельными п€тиэтажными здани€ми. —амый высокий дом — на шесть этажей — возвели здесь уже в 2000-х годах, и жители в шутку зовут его «высоткой». ј начиналс€ посЄлок јэропорт с двухэтажной застройки. “уда-то мы и отправл€емс€.

»з энциклопедии «„ел€бинск»: посЄлок јэропорт — обособленный посЄлок, расположенный в ћеталлургическом районе, на северо-востоке „ел€бинска. —троительство началось в начале 1950-х годов одновременно со строительством аэропорта.

— Ќаш дом построили году в 1952-м, и его вообще надо снести! ≈го немцы ещЄ строили, пленные. ” нас подвала нет, дом на шлакоблоках стоит. Ѕыло как временное жильЄ, а нет ничего более посто€нного, чем временное. ” нас в квартире несущие стены потрескались, — рассказывает нам жительница одной из двухэтажек Ћюбовь ѕетровна.

— » всЄ нам каждый год говор€т: дом сн€т с баланса, переселим. » не пересел€ют, — добавл€ет еЄ соседка Ћюбовь ¬асильевна.

¬месте в одном доме Ћюбовь ¬асильевна (слева) и Ћюбовь ѕетровна живут с 1979-го года
¬месте в одном доме Ћюбовь ¬асильевна (слева) и Ћюбовь ѕетровна живут с 1979-го года

¬ одном доме эти женщины живут лет 40, но в самом посЄлке јэропорт — ещЄ дольше. Ћюбовь ¬асильевна переехала сюда вместе с мужем в конце 1950-х.

— ћы сначала жили на станции Ѕаландино у д€ди на квартире, потом нам дали осенью в бараках комнату, а потом — во втором доме комнату, — вспоминает Ћюбовь ¬асильевна. — ћуж был сначала слесарем в гараже здесь, потом сдал на права — шофЄром всю жизнь проработал. ј € сначала, когда аэропорт строили, работала в ƒ—–е. Ёто значит «дорожно-строительные работы», они [рабочие] строили полосу, а € там учЄтчиком работала. —ледила за машинами, которые бетон на полосу возили, сколько рейсов сделают. ѕотом перешла кастел€ншей в аэропорт. ¬ыдавала бельЄ на самолЄты: подголовники, полотенца на кухню, всЄ такое. ѕотом уже на выдаче багажа работала.  огда большие самолЄты стали, выдавали [чемоданы, сумки] на ленту. ј когда маленькие были, Ћи-2, јн-2 — там носильщики сами выдавали. » на пенсию ушла оттуда.

¬о дворах посЄлка мы встретили несколько колоритных зон отдыха
¬о дворах посЄлка мы встретили несколько колоритных зон отдыха

ќбе соседки в один голос завер€ют — чужих в посЄлке јэропорт тогда не было.  вартиры в этих домах давали только сотрудникам воздушной гавани и их семь€м. ј сам посЄлок даже считалс€ элитным.

— ћы летали и в “ашкент, и в Ћенинград, и в  арелию. ¬езде! — вспоминает Ћюбовь ¬асильевна.

— “огда было хорошо: всем, кто работал в аэропорту, билеты были бесплатные, — подхватывает Ћюбовь ѕетровна.

— —начала мы летали за 50 процентов, потом бесплатно стали, — уточн€ет Ћюбовь ¬асильевна.

— Ѕабушка мо€ дворником была, и даже ей бесплатно был билет, — вспоминает Ћюбовь ѕетровна. — ј € по еЄ билету [летала] — и никто не провер€л!

“акие бесплатные билеты на самолЄт получить, правда, можно было не каждый мес€ц, а только раз в год, зато провести отпуск можно было в любой точке —оветского —оюза. ј вот в будни выезжать за пределы посЄлка жител€м было необ€зательно. ¬ 1962 году здесь открыли детский сад, школу. ѕричЄм учились в последней не только дети, но и взрослые (по вечерам). ѕри школе же со временем был создан детский хор, кукольный театр. Ѕыл в посЄлке и свой магазин.

ѕоначалу школа была восьмилетней, сейчас — обычна€ общеобразовательна€
ѕоначалу школа была восьмилетней, сейчас — обычна€ общеобразовательна€
—тоит выйти солнцу — и дети отправл€ютс€ гул€ть
—тоит выйти солнцу — и дети отправл€ютс€ гул€ть

—ейчас и детский сад, и школа в посЄлке продолжают работать. ѕравда, школа потер€ла независимый статус и стала филиалом 94-й —ќЎ ћеталлургического района. ј магазинов в посЄлке теперь больше, чем один — целых дев€ть, рассказывают нам жители. ≈сть и кулинари€, и свой салон красоты. » стоит только выгл€нуть солнцу — на улице по€вл€ютс€ дети и компании бабушек.

— Ёто всЄ американцы придумали, — шутит ветеран аэропорта Ћеонид  олганов, име€ в виду пролетающий совсем недавно снег. — –аньше € всЄ говорил: это американцы и турки, но потом Ёрдоган начал к ѕутину подлизыватьс€, и € перестал говорить. “еперь только про американцев.

¬ чел€бинском аэропорту Ћеонид  олганов работал 41 год
¬ чел€бинском аэропорту Ћеонид  олганов работал 41 год

Ћеонида  олганова мы встретили в одном из дворов, когда он бодро нЄс к сто€щим там перекладинам коврики и пластиковую хлопушку.

— ¬есна пришла, пора пор€док на балконе наводить, — объ€сн€ет он нам. ¬прочем, ради проекта «¬ „≈рте города» с готовностью отрываетс€ от хлопот и пускаетс€ в воспоминани€. — ¬ аэропорту € работал с 1964-го, а живЄм ты здесь с 1966-го. я вообще по образованию авиационный техник, а потом институт заочно окончил и работал председателем объединЄнного комитета профсоюза, начальником штаба. ¬ то врем€ мы же были как запас военных сил, и начальник штаба должность была. ј закончил работать € в 2005 году — помощником генерального директора.

¬ советское врем€, уточн€ет Ћеонид  олганов, у „ел€бинска был объединЄнный авиационный отр€д: свои лЄтчики, штурманы, самолЄты. ¬ 1990-х была создана сво€ авиакомпани€ — «Ёнкор». ѕравда, выдержать борьбу с конкурентами она не смогла.

јвиакомпани€ «Ёнкор» функционировала в –оссии с 1997 по 2004 годы. Ѕыла образована „ел€бинским авиапредпри€тием. ¬ 2001 году приобрела часть активов «Ѕур€тских авиалиний». — 2002 года наблюдалось устойчивое развитие компании. ќбъЄм пассажирских перевозок вырос до 470 тыс€ч человек в 2003 году. ¬ыполн€лись регул€рные внутренние и международные рейсы (более 80 еженедельно) в 41 пункт назначени€. ¬ окт€бре 2004-го компани€ вошла в состав перевозчика «—ибирь», бренд «Ёнкор» прекратил своЄ существование. Ќа момент сли€ни€ «Ёнкор» владел более чем 20 самолЄтами различных модификаций.

ѕервый вылет по рейсу —вердловск — „ел€бинск — ћагнитогорск был совершЄн в 1930 году, но на нынешнее место аэропорт перебралс€ в 1953-м
ѕервый вылет по рейсу —вердловск — „ел€бинск — ћагнитогорск был совершЄн в 1930 году, но на нынешнее место аэропорт перебралс€ в 1953-м
¬ 1990 году в парке воздушных судов чел€бинского аэропорта были солидные самолЄты
¬ 1990 году в парке воздушных судов чел€бинского аэропорта были солидные самолЄты

— –аньше было очень много самолЄтов: јн-2, як-40, »л-18, як-42, “у-134, “у-154, — вспоминает Ћеонид  олганов. — Ќе только нашей авиакомпании, а вообще транзитов.  огда € ещЄ работал авиационным техником, втроЄм мы пошли в ночную смену на обслуживание. «а ночную смену прошло 26 “у-154-х. “олько “у-154-х! ј там, значит, другие реб€та из бригады обслуживали и транзитные “у-134, и як-42 — и транзитные, и базовые. ј ещЄ € одно врем€ работал инженером по сертификации авиационно-технической базы. 461 человек там работал! “еперь € кого ни спрошу знакомых… —воей авиакомпании нет, и людей теперь мало. „еловек 10 наберЄтс€ на перроне. ѕотому что летают в основном «Ѕоинги», а на «Ѕоинги» не переучивают наших людей. » они только встречают самолЄт, став€т колодки. Ќет такой работы, кака€ была раньше.

—ейчас Ћеонид  олганов на пенсии
—ейчас Ћеонид  олганов на пенсии

— Ћетали везде — в ћоскву много, в Ћенинград много, в “ашкент. ƒа куда только не летали! ¬о много городов и посЄлков „ел€бинской области летали наши јн-2. ≈здили мы туда, провер€ли, как там оборудование. Ёти јн-2 боролись с вредител€ми.  лещей же не было в ту пору: одна из задач јн-2 — химработы. ќбрабатывали пол€, леса — и никаких вредителей не было. ’имработы, они не только от нас летали. Ѕазировались и на других населЄнных пунктах, — вспоминает Ћеонид  олганов. — я, например, летал с проверкой в ¬арненский район — в посЄлок Ќиколаевка. Ёто р€дом с посЄлком јлександровка, где мы жили во врем€ войны. — теми городами, которые покрупнее, сообщение в области было авиационное. ј потом начал развиватьс€ автобусный транспорт, дороги начали строить — и потихоньку всЄ сошло на нет.

— Ќе мешает вам соседство с аэропортом? Ўумно ведь? — спрашиваю €. Ќо Ћеонид  олганов в ответ только смеЄтс€.

— ƒо того привыкли!  огда мы здесь начали жить, вот этих домов ещЄ не было. ј были только двухэтажки. » јн-2 заходили на посадку тут. »м же не надо бетонную полосу, они на поле пр€м сад€тс€. » заход, и взлЄт был над нашим домом. ”уууууу! — копирует он гудение двигателей. — ћы до того привыкли, что не просыпались. ќни же по утру это делали, а по ночам не летали. » потом, сейчас международные требовани€ к уменьшению шума двигателей. » сейчас делают двигатели, у которых намного ниже уровень звука. —лышим их, но не просыпаемс€.

¬ одном доме с Ћеонидом  олгановым живЄт ещЄ один ветеран аэропорта — ¬асилий Ћеонтьев. ќн на работу в аэропорт устроилс€ в 1958 году — сторожем. ј с апрел€ 1959-го был прин€т в военизированный отр€д. –аботал там до 1990 года, со временем стал руководителем.

¬асилий Ћеонтьев в аэропорту работал 31 год
¬асилий Ћеонтьев в аэропорту работал 31 год
ѕерва€ запись в трудовой книжке сделана 22 сент€бр€ 1958 года
ѕерва€ запись в трудовой книжке сделана 22 сент€бр€ 1958 года

— ћы охран€ли самолЄты, склад √—ћ, автохоз€йство и другие объекты. Ќазывалось это — отр€д военизированной охраны аэропорта „ел€бинск ”ральского управлени€ гражданской авиации. ћой ведомственный отр€д обеспечивал охрану аэропорта „ел€бинск, мне подчин€лась отдельна€ команда охраны  ургана, отдельна€ команда охраны ћагнитогорска, — вспоминает ¬асилий јлександрович. — –аньше никаких ограждений не было. —вободно со всех сторон можно было заезжать и проходить. Ќа работу из посЄлка —олнечного ходили через лЄтное поле — через аэродром, аэровокзал ездили [местные жители] на работу в город. “ут проходной двор был! “ерритори€ аэродрома вс€ усыпана €годами была, клубникой. ѕо €годы многие ходили. ћы их гон€ли. ј когда разросс€ аэродром, уже ввели режим, огородили, контрольно-пропускные пункты поставили.

Ќа работу ¬асилий Ћеонтьев в молодости ездил на мотоцикле
Ќа работу ¬асилий Ћеонтьев в молодости ездил на мотоцикле
ј это уже более поздний снимок: здесь ¬асилий Ћеонтьев уже возглавил отр€д и проводил зан€ти€ дл€ своих сотрудников
ј это уже более поздний снимок: здесь ¬асилий Ћеонтьев уже возглавил отр€д и проводил зан€ти€ дл€ своих сотрудников

¬прочем, гон€ть приходилось не только охотников за €годами.

— –аньше, когда маленькие самолЄты были ѕо-2, у них там часы были такие хорошие! «а этими часами мелюзга охотилась, — вспоминает ¬асилий Ћеонтьев. — ј потом уже, позже, когда нам караульное помещение построили, был случай. ¬ аэропорт новый радиолокатор привезли, установили только ещЄ. » на пульт управлени€ вывели. —работал сигнал — и мы по тревоге выехали. ƒнЄм было дело. я сам лично сел на машину — и поехали туда. ”видели четверо пацанов. ќни по кустам, по кустам — и бежать. ј мы думали: на дорогу-то они не пойдут, коли мы на машине, пойдут на ћиасс. ƒушной речкой мы его называли тогда. ћы машину бросили — и пошли вдогонку. ƒогнали, а пацаны перешли реку и на другой стороне сид€т, хохочут: «ѕоймали нас, поймали? ¬от они мы, возьмите». Ќу, мы уж не полезли в воду. ќбратно поехали. ѕриехали, подумали: куда же они пойдут? Ќаверное, по воде выйдут на дорогу. “огда на повороте, где заправка, был «белый дом» — генерал жил. я вз€л пистолет, со мной трое работников — ждЄм в кустах. ¬от они [нарушители] идут, хохочут.  ак только сравн€лись они, € в воздух стрельнул и грозным криком: «Ћожись!». ќни как упали! » лежат. ѕодн€ли их, в машину посадили и привезли в аэропорт. ” нас тут была слесарна€ мастерска€. «аписали мы их адреса, закрыли в мастерской. я пошЄл на обед, жил тут. — обеда прихожу, открываем — а реб€т-то нет! ќкно открыли и сбежали. ” старшего водител€, бригадира, краги утащили и так, по мелочи. “акой был смешной случай.

ќгородили территорию аэропорта примерно в 1970-х, вспоминает ¬асилий Ћеонтьев. ѕоставили заборы, пропускные пункты — и попасть на аэродром чужим стало труднее.

ѕервую медаль ¬асилий Ћеонтьев получил в 17 лет — за доблестный труд во врем€ войны
ѕервую медаль ¬асилий Ћеонтьев получил в 17 лет — за доблестный труд во врем€ войны
— июн€ 1941-го (ему тогда было 11) ¬асилий јлександрович работал с матерью в колхозе
— июн€ 1941-го (ему тогда было 11) ¬асилий јлександрович работал с матерью в колхозе

ƒети по стопам ¬асили€ јлександровича не пошли: с авиацией не св€заны, живут сейчас на —еверо-«ападе. ѕродолжить дело решила только внучата€ плем€нница — трудитс€ в аэропорту инспектором по досмотру.

” посЄлка јэропорт есть, кстати, одна особенность. ” многих местных домов нет традиционных — по общеприн€тым меркам — адресов: с улицей и номером. ≈сть только номер. Ќапример, посЄлок јэропорт, дом 5. »ли посЄлок јэропорт, дом 17. јдреса с названием улицы есть в частном секторе, у новых домов и у местного клуба.

јлександр ѕаластров каждый день ездит в посЄлок с „ћ«
јлександр ѕаластров каждый день ездит в посЄлок с „ћ«

— ƒом культуры «—окол» был основан 65 лет назад, работал под эгидой авиапредпри€ти€, — рассказывает руководитель ƒ  «—окол» јлександр ѕаластров. — «десь сотрудники проживали: лЄтчики, обслуживающий персонал, штурманы, авиадиспетчеры, и ƒ  открыли, чтобы им досуг скрасить. ѕосЄлок ведь находитс€ в отдалении от города. «десь показывали фильмы, как в кинотеатре. Ѕыла киноаппаратна€, сейчас она у нас под костюмерную зан€та, а на сцене сто€л большой экран — и показывали фильмы. » здесь же проводились зан€ти€ дл€ детей, дл€ сотрудников. ¬ праздничные дни проводились меропри€ти€ на уличной сцене р€дом с ƒ , там были гул€нь€.  луб почему и стоит за посЄлком, потому что дальше идЄт авиапредпри€тие. Ћюди с работы шли и заходили раньше, в выходные они шли сюда.

—ам јлександр ѕаластров в посЄлке не живЄт. ≈здит сюда каждый день из ћеталлургического района. ќфициально и сам посЄлок јэропорт считаетс€ частью „ћ«, но по факту центр района и дома авиаторов раздел€ют примерно 20 километров пути. ¬озможно, именно поэтому клуб удалось сохранить и сегодн€. «ал вмещает 250 человек, и на отчЄтных концертах он часто бывает заполнен до отказа, а уличные меропри€ти€ собирают до 500 жителей.

¬ клубе расположена библиотека.  ниги тут выдают и взрослым, и дет€м
¬ клубе расположена библиотека.  ниги тут выдают и взрослым, и дет€м

— Ќа ћасленицу и хороводы, и интерактивные программы бывают, блины раздаЄм бесплатно. Ќа 9 ћа€ мы ставим здесь полевую кухню, бесплатно раздаЄм кашу гречневую с тушЄнкой, чай и показываем концерт, — рассказывает руководитель ƒ  «—окол» јлександр ѕаластров. — ¬ыступают коллективы наши. Ёто хор ветеранов-бабушек «Ќадежда». ’ореографические две студии: одна L`Sсhool — это дети, а втора€ — это фитнес, это жители посЄлка. јнсамбль у нас здесь есть любительский, вокально-инструментальный, из сотрудников аэропорта состоит — называетс€ группа «Ќаши».  то-то работает диспетчером, кто-то бортинженером, кто-то механиком. ” них есть свой фан-клуб тут, они довольно попул€рные, люд€м нрав€тс€. Ќаш клуб — первое здание по пути в „ел€бинск. Ќадеемс€, что к саммитам фасад отремонтируют.

 стати, концерты в клубе бывают не только по большим праздникам. «рителей сюда приглашают один-два раза в мес€ц. ѕишет сценарии и ведЄт меропри€ти€ худрук ≈катерина Ѕусунина. ќна в посЄлке новичок. ∆ивЄт здесь 10 лет — муж местный.

≈катерине Ѕусуниной посЄлок јэропорт нравитс€ больше, чем —еверо-«апад
≈катерине Ѕусуниной посЄлок јэропорт нравитс€ больше, чем —еверо-«апад

— ћой супруг здесь живЄт с детства, с первого класса. ќтец у него работает в аэропорту. “ут мы все друг друга знаем. ƒаже если в лицо не знают, фамилию знают. ƒружно живЄм, — объ€сн€ет ≈катерина.

¬ городе она жила на —еверо-«ападе, но в посЄлке јэропорт ей нравитс€ больше.

¬ последние годы, рассказывает ≈катерина, посЄлок привод€т в пор€док
¬ последние годы, рассказывает ≈катерина, посЄлок привод€т в пор€док

— √ород есть город. “ам устаЄшь от множества людей. —уматоха, все посто€нно куда-то спешат, тороп€тс€. ј здесь спокойно, сюда как в рай, на работу тоже как в рай ходишь, спокойно. “ем более, если работа любима€, — улыбаетс€ ≈катерина. — — освещением тут была проблема, сейчас вз€лись более-менее. ƒетские площадки нам начали делать. √де 20-й, 22-й, 21-й дом — площадку новую сделали. “олком не убиралось ничего, не вывозилось, свалка везде страшенна€ была. Ќа уборку территории в этот раз — порадовало очень — много жителей вышло. «а посЄлок все очень сильно переживают. Ёто большой плюс, что не остаютс€ люди равнодушными.

ƒежурство по подъезду дл€ посЄлка и сегодн€ — обычна€ практика
ƒежурство по подъезду дл€ посЄлка и сегодн€ — обычна€ практика

¬прочем, не обходитс€ и без ложки дЄгт€.

— ѕосЄлок јэропорт осталс€ в стороне от цивилизации, от большой жизни, от реконструкции, — за€вл€ет нам посетитель клубной библиотеки и кивает в сторону трассы, ведущей из аэропорта в город. — ¬от она, больша€ дорога, проходит мимо. ѕриезжают президенты, премьер-министры, а мы как на обочине были, так и остались. Ўикарна€ автомагистраль, но буквально сто метров пройдЄте — и совершенно убитые дороги, не ремонтируютс€ дома, не убираетс€ мусор и так далее. ј когда здесь была сво€ авиакомпани€, когда аэропорт был государственным предпри€тием, он поддерживал посЄлок. «десь было всЄ шикарно, здесь были соответствующие услови€.  огда праздник проходил — ƒень воздушного флота — здесь создавалась больша€ сцена, выступали артисты, самолЄты малой авиации летали над посЄлком! ј сейчас ничего нет... 

ј вот цены на жильЄ даже в старых домах посЄлка низкими не назовЄшь. —огласно данным портала недвижимости N1.ru, стоимость квадратного метра в двухэтажных здани€х — от 20 тыс€ч. “ак что купить там двухкомнатную квартиру можно за 900 тыс€ч. ¬ панельных и кирпичных домах цены уже выше — до 34 тыс€ч за квадратный метр. ¬ итоге за двухкомнатную квартиру жители прос€т 1 миллион 650 тыс€ч, за трЄхкомнатную — 1 миллион 700 тыс€ч. 

≈сть на окраине посЄлка и элитна€ застройка
≈сть на окраине посЄлка и элитна€ застройка
Ќомерами такси исписаны киоски, заборы и стены домов
Ќомерами такси исписаны киоски, заборы и стены домов
¬ небольшом посЄлке три диспетчерские такси плюс дес€тки частников
¬ небольшом посЄлке три диспетчерские такси плюс дес€тки частников

«¬ „≈рте города»

Ќаш проект — о „ел€бинске и дл€ чел€бинцев. „то уже можно прочитать? ќ том, как живЄтс€ в посЄлке ћелькомбината, мы рассказали в первом выпуске проекта. «атем побывали в цыганском таборе и за чашкой ча€ в гост€х у барона узнали, что в посЄлке под Ўаголом живут самые юные бабушки. ¬ третьем выпуске проекта мы отправились в городок чекистов — самый закрытый квартал „ел€бинска, где с советских времЄн селили генералов Ќ ¬ƒ и сотрудников облисполкома. ј неделю назад геро€ми проекта стали жители посЄлка „√–Ё—: когда-то он считалс€ элитным, а теперь превратилс€ в криминальный