Мы уже рассказывали о потоке читательских жалоб на диагностику и лечение ковида в Челябинской области, но то были субъективные оценки. В шлейфе обсуждений один из читателей предложил нам сделать простую вещь: проверить количество поисковых запросов по ковидным темам и сравнить с официальной статистикой. Мы проверили, и вот что получилось.
Для анализа мы использовали сервис Wordstat.yandex.ru, который показывает частоту запросов по заданным ключевым словам для Челябинской области (регион можно задать в фильтре сервиса).
По многим не специфическим запросам вроде «вызвать скорую», «температура 38», «кашель», «арбидол» никакой тенденции нет: видны сезонные всплески и не более. По тому же «арбидолу» есть отчётливый пик интереса в конце марта, когда это средство пиарили как некую защиту от ковида. В целом частота запросов не противоречит здравому смыслу: люди интересуются подобными темами в сезон болезней, что естественно.
А теперь перейдём к специфическим для ковида запросам, в число которых мы включили несколько словосочетаний. Первое — «пропало обоняние», один из наиболее характерных симптомов коронавируса. Второе — «КТ легких» (компьютерная томография), основной способ диагностики ковидной пневмонии. Третье — «клексан», препарат, предотвращающий образование тромбов, которые считаются одним из опасных осложнений при ковиде. Наконец, «поражение лёгких» — одно из крайне неприятных последствий ковида.
На графике мы отразили число выявленных за неделю заболевших и недельное число специфических запросов, которые в основном набираются один раз в течение болезни. То есть, в теории, эти кривые должны быть параллельны, пусть и с некоторым временным лагом. Хотя для запросов вроде «пропало обоняние» как такового лага быть не должно — это один из первых симптомов, информацию о котором ищут на начальной стадии заболевания.
Все запросы имеют тенденцию к долгосрочному нарастанию, притом что официальная статистика вышла на запланированное плато в июне, а затем начала снижаться. Кстати, и запросы, и общее количество запросов, содержащих слово «ковид», заметно выросли за лето. Растёт интерес к ряду препаратов для лечения ковида или его побочек, например антибиотику азитромицину. К другим распиаренным препаратам челябинцы равнодушны, скажем, к противомалярийному гидроксихлорохину, но это и неудивительно — сомнения в его эффективности возникли у медиков многих стран.
Естественно, люди могут вводить запросы не только ради практической пользы, но и, например, из любопытства. Однако та же потеря обоняния как один из симптомов ковида была выявлена в конце апреля, и логично предположить, что любознательные удовлетворили свой интерес в последующие дни. А значит, есть основания полагать, что новые запросы — от тех, кто интересуется не просто так.
Аналогичный анализ делали блогеры и журналисты в других городах, например, ниже приведён график для Москвы, где красным обозначена официальная статистика заболевающих, синим — специфические запросы в «Яндексе». Как видите, форма кривых похожа и пики почти совпадают. При реальном спаде заболеваемости статистика запросов должна снижаться.
В Челябинской области выход на плато и снятие ограничений создают впечатление, словно коронавирус если не побеждён, то локализован. Однако челябинцы интересуются темой всё активнее, и остаётся гадать почему.
Кстати, бодрые рапорты о количестве выписанных ковидников создают впечатление, что нам удалось достичь баланса. Но на деле количество больных, даже по официальной статистике, в конце июля достигло максимума почти в 3900 человек. Для сравнения: в конце июня их было в районе 3200, в конце мая — менее 1800, в конце апреля не доходило и до 500. В среднем прибавка больных ковидом в Челябинской области составляет порядка 1200 человек в месяц, что, вероятно, и приводит к перегрузке медицинской системы на всех её уровнях.
Так, мы получаем большое количество жалоб на запоздалую диагностику: вот история челябинки, которая после трёх недель болезни не может добиться КТ. Ещё одна разновидность жалоб — долгое ожидание скорой: больной с высокой температурой потратил на это 40 часов. А вот как Минздрав комментирует проблемы с вызовом скорой.
Вы столкнулись с COVID-19? Расскажите нам об этом на почту 74@rugion.ru, в нашей группе во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Анонимность гарантируем.