Современный человек постоянно живет на грани стресса: скверная экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы… От этого страдают все – взрослые и дети, нищие и олигархи, руководители и рядовые труженики. Кто из нас хоть раз в жизни не произносил: «Ах, это был такой стресс для меня!» Термин «стресс» стал привычным в нашем повседневном лексиконе. В это короткое и емкое слово мы вкладываем представления об изменениях своего поведения и целой гамме чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни. Однако людям свойственно несколько драматизировать трудности текущего момента. Человеческое существование никогда не было легким. Чего только не натерпелось многострадальное человечество за несколько тысячелетий своего существования! Голод, войны, болезни, природные катаклизмы… Так неужели стресс – «достижение» современности? Или раньше просто меньше задумывались о том, что и почему чувствует человек, как он себя ведет в критических ситуациях? И как человечеству удалось выжить, если вся его история есть череда непрекращающейся ломки сложившихся механизмов адаптации?
В ответ на любое агрессивное воздействие внешней среды в протекание физиологических процессов (прежде всего биохимических) происходит три типа характерных изменений. Они получили название классической триады признаков стресса. Во-первых, происходит увеличение коры надпочечников и резкий выброс в кровь катехоламинов (адреналина, норадреналина и их производных), что приводит к учащению частоты сердечных сокращений и повышению тонуса сосудов и мышц, усилению дыхания, обогащению состава крови кислородом и глюкозой. По сути дела, автоматически повышается готовность к экстренным действиям в сложной ситуации. Во-вторых, происходит точечное изъязвление слизистых желудка и кишечника. Этот на первый взгляд непонятный феномен объясняется тем, что в период острого реагирования на опасность работа организма перестраивается на режим траты сил, а процессы восстановления и накопления ресурсов блокируются. Выделение секретов во многих органах приостанавливается: каждый чувствует, что пересохло во рту, сокращается и секреция желудочного сока, а это приводит к высушиванию слизистых и, как следствие, их травматизации. Причина столь «жестокого» обращения организма с самим собой двояка. С одной стороны, это защита от потребления чего-либо неподобающего в критической ситуации. С другой стороны, усвоение новых питательных веществ – «дорогостоящий» процесс, на который у организма в условиях повышенной активности нет средств (кстати, «заедание» неприятностей, которым грешат многие люди в стрессовой ситуации, – скорее форма пассивного ухода от активного реагирования на трудности). Третья составляющая – сморщивание лимфатических узлов и вилочковой железы – органов, связанных с поддержанием иммунитета. Однако нельзя утверждать, что при возникновении стрессовой ситуации иммунитет сразу снижается. Напротив, описанный признак свидетельствует о резком повышении иммунной активности на первых этапах реагирования на опасность: формула крови быстро «омолаживается» за счет поступления в кровоток большого количества лимфоцитов, синтеза тромбоцитов и других реакций. Однако с течением времени этот ресурс быстро иссякает.
Подтверждением тому, что именно описанная триада признаков соответствует главным проявлениям стресса на физиологическом уровне, служат типы болезней стрессовой этиологии, о которых так много говорят и пишут сегодня. Работу нашего организма в период возникновения стресса можно сравнить с осажденной крепостью. На ее защиту брошены все ресурсы, однако они не беспредельны. Либо враг будет побежден и осада снята, либо крепость падет, поскольку никто не может обороняться вечно. Именно в этом случае возникают болезни стресса.
Недуги, вызванные длительным или чрезмерным переживанием стресса, многообразны. Прежде всего это заболевания сердечно-сосудистой системы и органов дыхания (ишемическая болезнь сердца, инфаркты, гипертония, астма), которые, по данным медицинской статистики, относятся к числу самых распространенных причин смертности. Следующую категорию болезней чаще всего связывают с неправильным питанием, что не всегда верно. Речь идет о язвах желудка и двенадцатиперстной кишки, колитах, гастритах, от которых страдают люди, ведущие совершенно разный образ жизни. Зачастую они являются следствием длительного переживания или частого повторения травмирующих ситуаций. Например, проблемы с желудочно-кишечным трактом возникают или обостряются у студентов во время экзаменов. К третьей категории болезней стресса относят эндокринные расстройства и нарушения обмена веществ. Обеспечение экстренной энергетической мобилизации сил организма связано с выбросом в кровь большого количества гормонов, глюкозы и других веществ для усиления метаболизма. Поэтому дисфункции щитовидной железы, сахарный диабет, гипоталамический синдром, ожирение можно считать следствием не только плохой экологии и качества питания, но и стресса. В последние десятилетия специалистами получены многочисленные доказательства того, что нарушения в работе иммунной системы при длительном стрессе ведут к онкологическим заболеваниям, аллергиям, понижают сопротивляемость организма к различным инфекциям.
Чрезмерное напряжение ведет и к сбоям в поведенческой и психологической адаптации. Типичные для стресса болезни духа (неврозы, психотические реакции, психосоматические расстройства) и формы поведенческой дезадаптации (алкоголизм, наркомания, суицид) относятся к характерным нарушениям психического здоровья, о которых с тревогой говорят современные исследователи стресса.
Печальная картина болезней и различных форм дезадаптации заставляет думать, что стресс – всегда плохо. Однако он дан нам природой как глобальный механизм мобилизации внутренних ресурсов для преодоления возникающих затруднений. Однако в зависимости от того, какие результаты и какой ценой достигнуты человеком в ходе преодоления затруднений, различают позитивный эустресс (eu-stress) и негативный дистресс (distress). Интересно, что в случаях продуктивного стресса у человека обычно доминирует мотивация «на дело» («Каким способом лучше добиться желаемого результата?»), тогда как при деструктивном стрессе обычно сильнее выражена мотивация «на себя» («Как я буду выглядеть в этой ситуации?» или «Что будет со мной, если не справлюсь с заданием?»). Несмотря на разницу в терминологии, суть проблемы остается неизменной. Если стресс в принципе призван выполнять продуктивную функцию, обеспечивающую эффективное поведение в трудных условиях, то почему и когда возникают сбои в процессе адаптации, приводящие к развитию дистресса?
Стресс начинается со стадии тревоги, когда реакции возникают практически мгновенно и связаны с экстренной подготовкой к действиям в новых условиях. Поскольку изначально характер произошедшего не ясен, то в работу включается заданный природой механизм защитного реагирования «борьба или бегство», требующий прежде всего мощной активизации энергетики. Перехватило дыхание, защемило сердце, пересохло в горле, замер от страха – эти первичные стрессовые реакции быстро переходят в повышенное возбуждение, гнев, ярость, волнение. На этой стадии резко возрастает мобилизация защитных сил, повышающих сопротивляемость организма. Далее следует стадия устойчивой сопротивляемости стрессу: помимо усиления энергетической мобилизации происходит активизация функций внимания, памяти, мыслительных процессов, что дает возможность человеку найти адекватный способ преодоления затруднений и перестроить свое поведение. По сути дела, это стадия продуктивного напряжения или еu-stress. Как только выход из сложной ситуации найден, развитие стресса прекращается и организм переходит на нормальный режим функционирования. Однако часто человек не находит позитивного разрешения ситуации, поиск новой тактики и стратегии поведения затягивается. В этом случае развивается дистресс: совершение случайных, необдуманных действий и ошибок, неоправданный риск, пассивное пережидание. Именно в этот момент люди обращаются за помощью к окружающим. Проблему на этой стадии часто может разрешить, например, телефонный звонок, подсказка, совет, просто участие.
Однако если затруднение по-прежнему не преодолевается, стресс вступает в стадию истощения, когда возникают серьезные нарушения биологической и психологической адаптации. Данный этап чреват возникновением болезней стресса. Человек, находящийся в состоянии стресса на стадии истощения, в повседневной жизни может долгое время производить впечатление физически и психически здорового. Однако что-то в характере подспудно меняется. Прекрасный специалист вдруг становится недееспособным (синдром «выгорания»), добрый и мягкий человек превращается в раздражительного и подозрительного субъекта...
Чтобы противостоять агрессивной внешней среде, организм в первую очередь мобилизует физиологические защитные механизмы, а затем и психологические ресурсы. У каждого человека на протяжении жизни вырабатывается набор подходов, позволяющих справляться с ситуацией. Чем их больше, тем лучше человек адаптирован. Базовый биологический механизм на уровне инстинкта диктует: убежать, спрятаться, бороться! Природа снабдила нас также способностью эмоционального реагирования: смех, слезы, гнев. Однако современное общество диктует жесткие нормы поведения, запрещающие человеку проявлять на людях подобные слабости, хотя они являются абсолютно нормальной реакцией, более того – механизмом первичного снятия стресса. Недаром считается, что слезы приносят облегчение. Постоянное подавление эмоций может привести к серьезным нарушениям психики. Эмоциональное реагирование, кстати, непременно вызывает у окружающих встречное движение души – эмпатию, сочувствие, сострадание, которого в глубине души ждет даже жесткий человек, поскольку это тоже возможность снять стресс.
Стресс сам по себе – не зло и не болезнь (хотя в своих крайних проявлениях может привести к ним), подобно тому как высокая температура является лишь следствием какого-либо воспалительного процесса и сигналом того, что организм с ним борется. Стресс позволяет живому существу, попавшему в неблагоприятные условия, сконцентрироваться, напрячь все свои силы и найти оптимальный выход из затруднительной ситуации. Без него первое же препятствие стало бы гибельным. Более того, ни одно существо, будь то муравей, птичка или слон, не обходится без стресса. Его испытывает дерево, выросшее в расселине скалы, и лань, бегущая от хищника, ребенок, на мгновение потерявший маму из вида, и целая страна в лихую годину. Каждый день мы подвергаемся воздействию мелких стрессов, заставляющих нас поминутно решать житейские проблемы. Опоздал на работу, огрызнулся начальник, сын схватил двойку, сломался каблук, даже неожиданный дождь может в отсутствие зонтика обернуться стрессом. И так изо дня в день «закаляется сталь» нашего характера, мы учимся спокойнее реагировать на мелочи, трезво оценивать возникающие проблемы и планомерно их решать, строить взаимоотношения с людьми и в конечном счете сохранять свое внутреннее пространство.