В Челябинске службу скорой медицинской помощи теперь станет сопровождать наряд полиции. Такое поручение руководителям ведомств сегодня озвучил сити-менеджер Сергей Давыдов. Поводом для данного решения стало нападение на врача скорой 1 декабря. Недовольный пьяный родственник сначала избил врача, а его товарищи еще и открыли стрельбу. В результате врач скорой госпитализирован в больницу.
В субботу, первого декабря, в одиннадцать часов вечера на подстанцию скорой помощи Тракторозаводского района поступил вызов от родственника 78-летней женщины, у которой поднялось высокое давление. Еще через десять минут этот молодой человек, живший неподалеку от учреждения и увидевший во дворе станции машину скорой помощи, ворвался в учреждение и начал выяснять отношения с диспетчером по поводу того, что врачи до сих пор не прибыли на место. Подвыпившего скандалиста не устроило объяснение диспетчера, что помощь уже в пути, а на станции сейчас находится психиатрическая бригада, и во дворе стоит их машина. Он начал нецензурно выражаться и оскорблять женщину. На помощь диспетчеру подоспели сотрудники психиатрической бригады (доктор и два помощника), которые вывели мужчину на улицу и посоветовали идти встречать доктора, который, к слову, к тому моменту уже был на месте. Однако самолюбие разгоряченного парня видимо было задето слишком сильно, поэтому через час он вернулся выяснять отношения с выдворившим его доктором в компании друзей.
Вызвав врача на улицу, парень тут же нанес серьезный удар в лицо, после которого сотрудник скорой упал на землю. Это воодушевило нападавшего, и он начал добивать лежачего. Группа, стоявшая у ворот станции, поддерживала товарища криками, а когда из здания на помощь поспешили помощники доктора, незваные гости начали стрелять в воздух, предупредив, что следующий выстрел будет на поражение. Шумная компания удалилась лишь через несколько минут, испугавшись приезда полиции и оставив на месте преступления гильзы довольно крупного калибра.
Надо отметить, доктор пострадал серьезно. «При осмотре пациента врачи скорой помощи поставили диагноз «сотрясение головного мозга, ушибы и перелом костей носа», – рассказывает заведующий подстанцией скорой медицинской помощи Тракторозаводского района Николай Слободчиков. – Сейчас наш сотрудник находится в ОКБ №3, и врачи учреждения диагноз подтвердили, поэтому в ближайшее время он будет переведен Центр челюстно-лицевой хирургии».
Ситуации, когда врачи подвергаются оскорблениям и даже нападениям со стороны родственников пациентов, по словам заведующего, происходят практически ежедневно. Недавно, например, за работой приехавшего на вызов к онкологическому больному врача той же станции наблюдал родственник пациента с ружьем в руках, немногим раньше приехавший к ребенку педиатр скорой получил травмы табуретом от пьяного отца малыша. А уж разборки с пациентами, находящимися в алкогольном или наркотическом опьянении, вообще для сотрудников службы являются рядовыми.
«Наш район – один из самых неблагополучных в этом плане, мы лидируем по количеству диагнозов «алкогольное или наркотическое опьянение», – говорит доктор. В результате врачам приходится воевать с пьяными, чьи жены или близкие считают, что их состояние жизнеугрожающее, или хотят оградить себя от лишних проблем. «На практике у врачей реаниматологов на десять выездов приходится восемь пациентов в алкогольном опьянении и всего два случая, на которых доктор действительно «получает адреналин» как профессионал и действительно спасает жизни», – констатирует Николай Александрович. По сути, доктора вынуждены выполнять функции сотрудников медвытрезвителей, и страдают от этого не только врачи, но и ни в чем не повинные пациенты, которые должны терпеть дебоширов, например, в приемном покое больницы. Но если в лечебных учреждениях хотя бы есть охрана, то у врачей скорой помощи ее нет даже на станции.
Понятно, что негодование населения зачастую вызывает то, что скорая не приезжает в первые минуты после вызова, однако врачи не всемогущи. Причинами затянувшегося ожидания врачей являются вовсе не пробки, не недостаток машин, и, естественно, не отсутствие желания оказывать помощь, а серьезный дефицит кадров. «Из тех студентов-медиков, которые подрабатывают на станции в данный момент, лишь один намерен прийти работать на скорую. А всего на станции сегодня 30 вакансий для врачей и фельдшеров, но работать к нам не идут, – говорит заведующий. – У станции есть возможность организовывать дежурства 13-15 бригад, которые бы успевали ко всем пациентам в более короткие сроки, но сегодня их только десять».
Однако вопросы кадрового обеспечения службы видимо пока не в приоритете – молодые врачи не получают подъемные, не обеспечиваются жильем, поэтому стимула идти на опасную работу, кроме идейных соображений, у них нет. Да и полиция до сих пор поддерживала врачей скорой слишком вяло. По словам доктора, приезда наряда, вызванного врачами, иногда приходится ждать часами. Чуть быстрее полиция реагирует, если нападение производится непосредственно на доктора, однако и за 10-15 минут, которые проходят до приезда сотрудников полиции, врач может получить смертельные травмы.
Возможно, в скором будущем ситуация с беззащитностью врачей службы немного улучшится. «Нападения на врачей – проблема не только Челябинска, но других городов нашей страны, однако у нас ситуация уже назрела на столько, что необходимо принимать меры, – говорит руководитель челябинского горздрава Наталья Горлова. – Сегодня на аппаратном совещании в городской администрации было решено начать отрабатывать взаимодействие службы скорой помощи с полицией на предмет быстрого реагирования».
Четкой схемы пока, естественно, нет. По предположениям Натальи Владимировны, возможны несколько вариантов. Первый – отслеживать вызовы, которые поступают из мест, где отдыхают и выпивают горожане. В этом случае выявлять пьяную компанию придется диспетчеру и параллельно посылать сигнал в полицию. Второй вариант – полицейские будут подъезжать на вызовы по принципу немедленного реагирования, первоочередности. «Конечно, полиция не сможет сопровождать каждую бригаду, нет такой возможности, да и надобности, но мы постараемся сделать все, чтобы максимально оградить врачей, – обнадеживает руководитель горздрава. – В противном случае у нас и желающих работать не останется».
Тем же горожанам, которые негативно настроены в отношении сотрудников экстренных служб, врачи напоминают, что приезжают они по просьбе о помощи и помогают в любой ситуации. «Мы ни кому не отказываем, но хотелось бы, чтобы население понимало, что врачи – такие же люди, у них есть семьи, дети, и они достойны уважительного к себе отношения», – подводит итог Наталья Горлова.
Чтобы помочь в решении проблемы, отвечайте на вопросы опроса.