Во второй областной больнице на базе отделения гнойной хирургии открылось новое направление – гнойное остеология. Сюда на лечение попадают пациенты, у которых после эндопротезирования или травм началось воспаление. К счастью, их пока не так много, но чем больше в регионе будет выполнятся операций по замене суставов, тем больше будет и больных.
Эндопротезирование крупных суставов очень активно развивается в последнее время, и в регионе ежегодно проводиться около тысячи таких операций, чаще всего на тазобедренном, коленном суставах. Если растет число операций, то растет и число пациентов, у которых случились осложнения. Необходимость создания такого отделения созрела давно, и во многих регионах они существуют и работают не один год. Теперь и Южный Урал попал в их число.
В хирургии осложнения носят гнойно-септический характер.
– При первичном протезировании процент осложнений невысок – от 0, 5–3% по литературным данным, – вводит в курс дела врач-травматолог ОКБ №2, к. м. н. Николай Бубнов. – При вторичном ревизионном – при нестабильности эндопротеза например, – процент выше – до 20%. Это общемировая тенденция и проблема: при увеличении числа операций по эндопротезированию растет и число пациентов, которым нужна помощь при осложнениях.
Лечение только хирургическое – санация очага воспаления и замена компонентов эндопротезов. Подходы разные: бывают одноэтапные ревизии, когда репротезирование выполняется сразу. И двухэтапные, когда сначала устанавливаются временные компоненты из так называемого костного цемента с добавлением антибиотиков. А потом, после санации сустава, когда и лабораторные исследования, и клинические проявления доказывают отсутствие воспаления, уже устанавливается протез – новый постоянный.
По словам Николая Владимировича, такие операции – очень сложные, дорогостоящие. И пациенты особенные – их состояние тяжелое как в физическом, так и в моральном плане: они уже настрадавшиеся, уставшие от больниц, операций, лечений. Поэтому требуют особого психологического и технологического подхода.
– Если бы точно знали, в чем причина такого воспалительного процесса, то его бы не было, – уверен врач. – К сожалению, докопаться до причины порой невозможно, приходится справляться уже со следствием.
Воспаление кости протекает иначе, чем воспаление мягких тканей. К тому же эти кости уже прооперированы с использованием металлических конструкций.
– Большая мировая проблема в эндопротезировании – это биопленки: микробы чаще всего обсеменяют металлические компоненты и образуют защитные полисахаридные пленки, которые защищают их от антисептиков и антибиотиков, – поясняет Николай Владимирович. – Если перелом сросся и потом началось нагноение, то, казалось бы, все просто – убрал конструкцию, и нагноение ушло. А если еще не сросся, а нагноение есть, то тут все сложнее. И таких пациентов тоже много. С травмой пациент всегда строго индивидуален.
Бывают тяжелые ситуации, которые требуют больших усилий. Бывают, что и сделать уже ничего нельзя. И такие болячки могут закончиться ампутацией конечности, но это тоже решение проблемы, как бы это грубо ни звучало – все-таки очаг инфекции удаляется. Это происходит крайне редко, так и называется в хирургии – метод отчаяния.
Чтобы не доводить до крайностей и создано новое направление. Пока это 15 коек в составе отделения гнойной хирургии ОКБ №2, но со временем специалисты уверены, что эти койки, или группа, как называют их в больнице, вырастут в самостоятельное и полноценное отделение.
– С гнойными артритами и остеомиелитами в отделении гнойной хирургии проходило порядка 200–250 случаев в год, – добавляет ведущий хирург ОКБ №2, к.м.н. Олег Котельников. – С этого года мы целенаправленно занимаемся лечением пациентов с перепротезной инфекцией. Наше отделение – единственное в Челябинской области. Если раньше такие пациенты оперировались либо в гнойной хирургии, либо в травматологических отделениях, то теперь они направляются сюда – в отделение гнойной хирургии в группу гнойной остеологии.
Она только-только набирает обороты в своей работе. С осложнениями после эндопротезирования в ней успешно пролечили пока первый десяток пациентов. Другая часть – пациенты после травматологических операций с гнойными осложнениями, с посттравматическими остеомиелитами – их было уже более 60. Специалисты надеются, что когда больные будут знать о такой возможности, то их поток увеличится.
Фото: Фото Олега Каргаполова