Когда за плечами десяток неудачных попыток ЭКО, сложно не впасть в отчаяние. Однако терять надежду не стоит, даже если тебе за 40, а у мужа диагностировали аспермию. Сегодня врачи ЭКО-клиники «Источник» берутся за самые сложные случаи. Чтобы помочь паре родить долгожданного здорового малыша, они устраивают консилиумы и привлекают к решению проблемы профессоров и специалистов других медицинских направлений.
Какой процент успешных ЭКО в клинике? С чем связана вероятность генетической поломки у эмбриона? И можно ли узнать о ней перед процедурой оплодотворения? На эти и другие вопросы ответила заведующая отделением ВРТ ЭКО-клиники «Источник», врач — акушер-гинеколог, репродуктолог, эндокринолог, врач ультразвуковой диагностики, кандидат медицинских наук Надежда Трошина. Сегодня она не только руководит клиникой, но и активно ведет пациентов.
— Надежда Анатольевна, скольким малышам помогли появиться на свет специалисты ЭКО-клиники «Источник»?
— В этом году клиника отмечает пятый день рождения. За годы работы проведено более 1500 программ ЭКО и уже родилось около 600 малышей, многие женщины вынашивают долгожданную беременность. Радостно встречать пациенток, которые приходят в клинику повидаться с лечащим врачом, сказать ему теплые слова, берут с собой малышей.
У нас даже есть свой стенд с совместными фотографиями докторов, мам и детишек. Ну и, конечно, многие возвращаются к нам за вторым и третьим ребенком.
После 35 лет растет риск хромосомных поломок
— Звучит здорово. Но с чего эти счастливые родители начинали свой путь? Опишите типичный портрет пациентки с бесплодием.
— Современные социальные вызовы, потребность в профессиональной, карьерной самореализации всё чаще сдвигают возраст деторождения на более поздний срок. Но, к сожалению, с возрастом увеличивается вероятность генетических аномалий. После 35 лет растет риск хромосомных поломок, у женщины меньше шансов на беременность даже в программах ЭКО. Так, у пациентки старше 40 лет из семи полученных эмбрионов только один будет с правильным набором хромосом.
Кроме того, у женщин старшего репродуктивного возраста велик риск развития хронических заболеваний, это может быть гипертония, эндокринные нарушения, лишний вес и другие, а также гинекологических заболеваний — миомы или эндометриоза.
Секрет успеха — комплексный подход
— И несмотря на всё это, реально стать мамой? Вы работаете с такими сложными пациентами?
— Когда клиника открывалась, в нее пришли работать опытные репродуктологи, за пять лет профессионализм врачей, диагностические и лечебные возможности клиники достигли высочайшего уровня. Благодаря индивидуальному подходу к каждой пациентке и накопленному клиническому опыту решение даже самых сложных случаев нам под силу. Мы делаем всё, чтобы максимально вникнуть в проблему пациентов и помочь им.
В клинике ведут прием врачи-репродуктологи, андрологи, генетики, гемостазиологи, в штате даже есть свой психотерапевт. В лаборатории «колдуют» эмбриологи, их «пациенты» — эмбрионы и клетки: ооциты, сперматозоиды.
Большинство врачей — специалисты высшей квалификационной категории, многие — кандидаты медицинских наук. У нас есть все ресурсы, необходимые для эффективного лечения бесплодия. Специалисты клиники «Источник» проводят не только классические программы ЭКО, но и другое лечение методами вспомогательных репродуктивных технологий: ИКСИ, ПИКСИ, внутриматочную инсеминацию, получение половых клеток хирургическим путем и их криохранение. Кроме того, проводится всесторонняя диагностика и женщины, и мужчины, чтобы найти причину или совокупность причин бесплодия. Порой лечение части выявленных заболеваний или корректировка некоторых состояний может помочь естественному зачатию.
— Какой в клинике процент успешных ЭКО?
— Процент успешных программ вспомогательных репродуктивных технологий зависит от многих факторов, в частности от возраста. До 34 лет эффективность программ составляет 57–59%, с 35 до 39 лет — 30–32%, у женщин старше 40 лет 13–15%.
Одно из слагаемых успеха клиники — комплексный подход. Чтобы лечить бесплодие, нужно работать с обоими партнерами. Берем семейную пару под крылышко и ведем сразу несколькими специалистами. С женщиной работает гинеколог-репродуктолог, с мужчиной — врач-андролог. За эмбрионами наблюдают специалисты эмбриологи. Такая командная работа дает высокие результаты.
В самых сложных случаях организуем с коллегами консилиумы, вместе разбираем тяжелые клинические случаи. Клиника сотрудничает с кафедрой акушерства и гинекологии ЮУГМУ, пациентов «Источника» консультируют два профессора: Валентина Федоровна Долгушина и Илона Владимировна Курносенко.
В клинике есть своя лаборатория, где можно провести полный спектр клинико-лабораторного обследования, паре не нужно никуда ездить, чтобы сдать анализы. Это очень удобно.
Мужское бесплодие молодеет
— С чего обычно начинается лечение?
— Бесплодие, как правило, многофакторная проблема. В первую очередь важно уточнить причину, она может быть как со стороны женщины, так и со стороны мужчины. Так, сегодня увеличился процент мужского бесплодия. И возраст здесь ни при чём. Проблема с зачатием может быть и у 43-летнего мужчины, и у 23-летнего.
— Что в вашей практике считается сложным случаем?
— К нам обращаются пациенты с многократными неудачными программами ЭКО. В таких случаях порой требуется принятие коллегиального решения. Еще одна из актуальных и непростых задач с мужской стороны — аспермия (патология нарушения образования и выведения семенной жидкости). В этом случае проводится операция микро-TESE по извлечению сперматозоидов из ткани яичка.
В клинике можно пройти глубокое детальное обследование у андролога, сдать на анализ спермограмму, ее исследованием занимаются врачи-эмбриологи. Выяснить причину мужского бесплодия также помогают такие исследования, как ДНК-фрагментация сперматозоидов, MAR-тесты.
Пациентки к нам приходят, как правило, непростые. Чаще всего они уже имеют опыт общения с репродуктологами, неудачное ЭКО в прошлом. У женщины может быть иммунологический фактор бесплодия, проблема невынашивания беременности, повторная неудача имплантации эмбриона. В сложных случаях мы привлекаем к лечению врачей-генетиков, гемостазиологов, психотерапевтов. Значительную помощь оказывают консультации профессора, д. м. н., врача гемостазиолога Натальи Константиновны Вереиной.
Реально ли перепутать эмбрионы?
— Как в клинике обеспечивается безопасность процессов отдельных этапов лечения ЭКО? Например, есть риск перепутать эмбрионы? Как исключаются такие моменты?
— В клинике действует электронная система идентификации биоматериала RiWitness. Каждому пациенту выдается пластиковая ID-карта с уникальным кодом. В день пункции ооцитов, заходя в операционную, женщина всегда имеет при себе эту карту. Мужчина с ней сдает биоматериал. Весь биоматериал пары привязан к их электронным картам, и перепутать его невозможно — не даст программа.
Вся лабораторная посуда, в которой находятся половые клетки или эмбрионы, имеет электронную маркировку, которая автоматически считывается, когда эмбриолог подносит ее к микроскопу или манипуляторам. При процедуре оплодотворения система идентифицирует и контролирует принадлежность биоматериала конкретной паре. Перед переносом эмбрионов при несовпадении кодов система блокирует выполнение процедуры, предотвращая любые потенциальные ошибки. Перенос эмбрионов происходит только при совпадении кода с ID-карты пациентки с меткой на чашке.
Работают только с сильными эмбрионами
— При оплодотворении удалось получить несколько эмбрионов, женщине перенесли одного. Что ждет остальных?
— В клинике есть эмбриологическая лаборатория и криохранилище.
Оставшиеся эмбрионы хранятся в клинике сколько угодно долго — и два, и пять, и десять лет. Когда женщина посчитает нужным, она может прийти к нам, чтобы получить следующую беременность. В ее случае будет проведена программа без стимуляций — криоперенос размороженных эмбрионов.
— Морозятся эмбрионы только хорошего качества?
— Плохие и слабые не морозим. Работаем только с сильными эмбрионами, витрифицируем их на пятые сутки развития. Плохие останавливаются в развитии на третьи-четвертые сутки. Поэтому у нас есть четкое понимание, что эмбрионы, которые идут в крио, сильные и будут впоследствии хорошо разморожены.
— Теряют ли эмбрионы в качестве после разморозки при проведении криопротокола?
— Эмбрионы очень хорошо замораживаются и размораживаются, даже лучше, чем женские клетки. Последние — ооциты — более нежные и после разморозки выживают только 85%. А вот эмбрионы и сперматозоиды более живучие. Размороженные эмбрионы не теряют в качестве. Более того, при переносе размороженных эмбрионов показатели даже чуть выше, чем в свежих циклах.
На каждую женщину в клинике заводится эмбриопротокол. Она прекрасно знает, сколько эмбрионов у нее заморожено и какого они качества.
— Может ли пациентка быть уверена, что у эмбриона нет генетических поломок?
— Мы не будем переносить эмбрионы с заведомо неправильным набором хромосом. Женщинам старше 35 лет, тем, кто имеет неудачный опыт ЭКО, проблемы в семье с генетикой или хромосомными заболеваниями, предлагаем исследование ПГТ-А — преимплантационное генетическое тестирование на неправильный набор хромосом.
На пятые сутки развития у эмбрионов проводится биопсия (забирается несколько клеток), материал отправляется в московскую лабораторию, а сами эмбрионы замораживаются и остаются в клинике. В течение месяца мы получаем ответ по эмбрионам и видим, что, например, два из трех рекомендованы к переносу, у них правильный набор хромосом, что увеличивает шансы на наступление желанной беременности.
Процесс планирования лучше не затягивать
— Что бы вы посоветовали женщинам, которые пока не планируют беременность? Когда нужно идти на прием к репродуктологу?
— В первую очередь не затягивать процесс планирования. Например, женщине 23 года, она молодая, только вышла замуж и начала жить регулярной половой жизнью. Если пара не предохраняется и год у женщины не наступает беременность, желательно прийти на прием к репродуктологу.
Если есть нарушения менструального цикла или диагнозы «поликистоз», «эндометриоз», надо обратиться к репродуктологу сразу. Но не для того, чтобы ей поставили диагноз «бесплодие», а для того, чтобы ей помогли спланировать беременность. Сложился стереотип, что репродуктолог — это специалист, который занимается исключительно ЭКО. На самом деле, это врач, который помогает выяснить причину ненаступления беременности и спланировать зачатие в более благоприятный период.
35-летней женщине желательно прийти к репродуктологу, если беременность не наступает через шесть месяцев регулярной половой жизни. Всем женщинам после 30 лет рекомендуем сдать гормон АМГ, показывающий овариальный резерв (запас яйцеклеток).
На практике порой при ультразвуковом исследовании у женщины видим небольшое количество фолликулов в яичниках и также порекомендуем сдать АМГ и задуматься о планировании беременности. При этом врачи клиники сделают всё возможное, чтобы помочь ей стать мамой.
Если женщине около 30 лет, пока нет детей и в ближайшем будущем беременность не планируется, но через несколько лет этот вопрос может возникнуть, есть вариант воспользоваться программой отложенного материнства, заморозить собственные ооциты.
Первичная консультация — бесплатно
— С чего стоит начать паре, которая мечтает о ребенке, но не может самостоятельно забеременеть?
— В первую очередь нужно записаться на прием к репродуктологу. Все первичные приемы специалиста для новых пациентов клиники бесплатные. Если женщина живет в другом городе и не может приехать, проводим первичную телемедицинскую консультацию с репродуктологом. Она также бесплатная. Специально никакие анализы сдавать не нужно — доктор порекомендует все необходимые обследования после сбора анамнеза. Можно приготовить результаты анализов и обследований, которые проводились ранее. Уже на первом приеме мы понимаем, как действовать дальше, и составляем план пути к желанной беременности и рождению долгожданного малыша.
Записаться на прием к Надежде Анатольевне или другому специалисту ЭКО-клиники «Источник» можно по телефону: (351) 77-88-910.
ЭКО-клиника «Источник»,
ул. Чичерина, 36б;
(351) 77 88 910.
ООО «ЭкоКлиника», ci74.ru.