У 60-летнего челябинца Игоря Антипова непроизвольно стягивало половину лица судорогой, а глаз закрывался. Такие приступы могли длиться несколько минут. Оказалось, что случай запущенный. Нейрохирурги успешно провели сложнейшую операцию, теперь пациент идет на поправку, рассказали в Челябинской областной клинической больнице.
— Началось это в 2017 году. Просто был тик под нижним веком. Он то появлялся, то проходил. Через какое-то время начал глаз подергиваться, так продолжалось до 2021 года. Потом стал глаз прикрываться. Ну, естественно, появились трудности с вождением машины. Когда нервничаешь, он непроизвольно просто закрывался, — рассказал Игорь.
Проблема оказалась в лицевом нерве, который отвечает за движение мышц лица. Он находится слишком близко к одной из артерий. Кровь течет, артерия пульсирует и стенка сосуда задевает нерв.
— Нерв болезненно реагирует на нарушение своего личного пространства, как будто вздрагивает. Это и вызывает непроизвольное сокращение мышц лица. Снимок сделан во время операции через микроскоп с 25-кратным увеличением. Представьте все то же самое, но меньше в 25 раз. Это то, с чем работают руки нейрохирурга, — объяснили в ЧОКБ.
Мышцы лица очень чувствительны даже к самому легкому прикосновению, любая неточность способна привести к параличу. Поэтому в подобных операциях участвует нейрофизиолог, который контролирует мышцы.
— У подобных пациентов существует такой феномен, как аномальная мышечная активность. И мы его используем. Мы стимулируем одну веточку лицевого нерва, которая отвечает за определенную группу мышц. Бывает, что на операционном поле хирург видит несколько сосудов рядом, нейрофизиолог должен выделить именно тот сосуд, который создает проблему, — поделилась заведующая отделением нейрофизиологии ЧОКБ Ирина Щербакова.
Заболевания, подобные тому, что были у Игоря Антипова, часто можно легко вылечить на ранних стадиях. Однако многие пациенты затягивают до последнего.
— Проблема в том, что такие пациенты, до того, как обратиться к нейрохирургу, пытаются обходиться консервативным лечением — много лет лечатся у неврологов, получая ботулинотерапию и приходят к нам уже в запущенных случаях. Если болезнь длится более 3–4 лет, то эффект от лекарственной терапии все время сокращается. И после операции такой пациент восстанавливается намного дольше, — объяснил врач-нейрохирург ЧОКБ Игорь Журавлев.
Напомним, в январе челябинские удалили из мозга ребенка 12-сантиметровую кисту с личинками паразита. Перед выявлением заболевания 12-летний Миша начал отставать в школе, стал быстро утомляться.