Для владельцев коммерческой недвижимости настали сложные времена. Большинству из них приходится либо подолгу искать новых платежеспособных арендаторов, либо соглашаться на заметный дисконт.
Стрит-ритейл: арендаторы беднеют
Владельцы помещений формата стрит-ритейл стараются избавиться от своей недвижимости. С ноября прошлого года объем предложения по Челябинску вырос на 31,6%. Многие готовы распрощаться с коммерческими квадратными метрами из-за изрядно похудевших кошельков арендаторов. Разбег цен, по данным РК «Служба недвижимости», в этом сегменте составляет сегодня от 12 до 150 тысяч за квадрат, что заметно меньше показателей ноября 2015 г. (см.таблицу).
Стрит-ритейл (продажа)
*Данные РК «Служба недвижимости»
Руководитель АН «Дан-Инвест» Валентин Корытный отмечает, что желающих купить свободные площади мало. «С рынка практически ушли инвесторы, которым интересны помещения метражом до 120 кв. м, – говорит эксперт. – Те, кто готов купить что-то площадью от 180 кв. м, смотрят только готовую недвижимость на очень хороших местах. К строящимся объектам интереса почти нет».
Самыми дорогими будут помещения в Советском районе – 67,8 тыс.руб./кв. м. Почти столько же – в Калининском районе, 66,84 тыс.руб./кв. м. Самым недорогим в Челябинске остается Ленинский район: здесь продавцы попросят в среднем 49,47 тыс.руб./кв. м.
Кстати, ряд инвесторов снимается с якоря и отправляется строить бизнес в города Челябинской области. «Там есть неплохие помещения, которые можно сдавать крупным сетевым арендаторам с высоким ежемесячным оборотом. Цена покупки объекта при этом может быть на 30-40% ниже, чем в Челябинске», – добавляет Валентин Корытный.
Ставка аренды за последний год на помещения стрит-ритейл тоже снизилась: минимальная – на 2% до 200 руб./кв. м., а максимальная – на 11,11% до 1,6 тыс.руб./кв .м.
Офис-центры: больше не предлагать
Кризис решил проблему с предложением и на рынке офисных центров. Теперь не проблема найти дом для бизнеса любого метража, будь то фронт-офис высокого класса или скромное помещение на периферии. В компании «Служба недвижимости» констатируют: рынок Челябинска насытился офисными площадями. Так, с 2015 года доля вакантных площадей выросла с 24,6 тыс.кв. м до 50,3 тыс. С качественными площадями почти та же картина: рост с 12,6 тыс.кв. м до 27,3 тыс.кв. м. И эта ситуация будет сохраняться до тех пор, пока деловая активность будет оставаться столь же невысокой.
Что касается арендных ставок, то здесь собственники помещений предпочитают договариваться с партнерами в индивидуальном порядке. Каждый арендатор – на вес золота. Особенно если он планирует заехать в офис-центр надолго и снять больше, чем 80-100 квадратных метров. В этом случае торг может быть очень существенным.
Торговые комплексы: исход арендаторов
Поиском арендаторов сегодня весьма озабочены торговые центры. В числе заметных потерь для ряда ТК Челябинска за последний год оказались гипермаркет «Наш», гипермаркет бытовой техники и электроники Media Markt и другие.
«Вакантные площади есть у большинства торговых и торгово-развлекательных комплексов: «Гагарин-Парк», «Маяк», «Маяк+», ТК «Северо-Западный», ТК «Набережный» и других. Немало пустующих площадей в ТРК «Алмаз». Во многом это связано с местоположением объекта и невысоким уровнем платежеспособности аудитории в ближайшем окружении комплекса, – поясняет заместитель директора по развитию РК «Служба недвижимости» Денис Стукалов. – ТРК «Родник» – пожалуй, пока единственный объект, где ситуация более благополучная. На это работает и отлично выбранное место, и разнообразный состав арендаторов. Тем не менее перед всем рынком коммерческой недвижимости сейчас стоит одна общая задача: поиск реальных бизнесов, которые начнут развиваться в нынешней экономической ситуации».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com