В квартире 80-летней челябинки уже трижды установили фильтры для очистки воды, в последний раз престарелая женщина отдала за это 24 тысячи 600 рублей. Родные пенсионерки убеждены, что такие фильтры стоят раза в три дешевле. Можно ли вернуть деньги старушке, выяснял 74.ru.
Новенькие фильтры под раковиной обнаружил племянник Альбины Касьяновой, когда приехал её навестить. Пенсионерке 80 лет, живёт одна, общается в основном с родными и соседями. Но оказалось, что на прошлой неделе к пожилой женщине приходили гости.
— Он был в восьмом подъезде, рядом. Там тоже у одной бабки фильтр протекал, — рассказывает пожилая женщина. — Сначала он позвонил, спросил, не протекает ли. Я говорю: «Да нет вроде бы». А потом вот пришёл. Я, говорит, пришёл посмотреть, что у вас, не протекает ли: «А то протечёт к соседям, и плохо будет».
Сотрудник фирмы по продаже фильтров для очистки воды, вежливый и услужливый, поздоровался с хозяйкой и прошёл на кухню. Обнаружил, что один фильтр под раковиной действительно протекает. Гость сам вытер воду с пола и предложил недостаток устранить. Дальше события разворачивались быстро. Сотрудник фирмы позвонил мастеру, и тот вскоре пришёл вместе с фильтрами, в сопровождении ещё одного (уже третьего) мужчины. Пенсионерка посчитала его «бухгалтером»: он составил договор, дал его подписать. Предлагал оформить кредит, но нужная сумма нашлась наличными — и после этого начался монтаж системы.
— Да я, собственно говоря, не особо сопротивлялась, потому что мы с племянником сняли пенсию с книжки, и деньги-то дома были. Если бы не было денег, я бы и говорить с ними не стала, — рассказывает женщина. — Да они особо и не спрашивают, сразу начинают с денег, с ветеранства.
За систему фильтрации Альбина Александровна отдала 24 тысячи 600 рублей. Говорит, ей как ветерану сделали ей скидку — 50%. Теперь на кухне у пенсионерки два крана: один — чтобы сразу пить, во втором — вода для чая или супа. Казалось бы, бытовой рай! Вот только племянник женщины уверен — Альбину Александровну «развели».
— У неё за год три раза фильтры меняли, — рассказывает Константин Касьянов. — Она по доверчивости пускает людей. Первые фильтры ей поставили в районе 6 тысяч, вторые — за 12 тысяч. Они буквально три месяца поработали, я приезжаю — и у нее стоят уже новые фильтры за 25 тысяч. Я так понимаю, что там или капкан ставить надо, или находиться постоянно. Она понимает всё, но отказать не может. И вот они по старичкам ходят, смущают их. Ко мне вот ни разу не приходили фильтры ставить, к сестре моей двоюродной тоже ни разу не приходили, к соседке её не приходят. А к ним приходят, к пожилым, и те за доброе слово всё отдадут.
При этом мужчина уверен — стоимость установленных фильтров завышена в несколько раз.
— Тот фильтр за 12 тысяч, он нормальный, хороший, но ему цена красная — 4 тысячи вместе с установкой. Так же как и этот: изумительный фильтр, наверное, поставили, но он стоит тысяч 7–8, никак не 25.
Сама Альбина Александровна уверяет — нынешний визитер был ей уже знаком. Это он, по словам пенсионерки, осенью продавал ей фильтры за 12 тысяч. Обещал чистую воду, гарантийное обслуживание, а теперь — спустя месяца три-четыре — якобы вернулся. Рассказал, что прежний экземпляр уже устарел, и новые фильтры чистят воду гораздо лучше.
Установили пенсионерке фильтр «Нортекс-осмо7». Если забить это название в поисковике, то практически вся первая страница пестрит ссылками «Осторожно, лохотрон» и вопросами «Можно ли вернуть деньги?». Причём жалуются не только челябинцы, но и жители Москвы, Московской области, Рязани, Красноярска и других городов. Есть и данные о стоимости, они разнятся. Одним покупателям фильтры предлагают за 4,5 тысячи рублей, другим за 14,7 тысячи, третьим за 24,6 тысячи — как и Альбине Касьяновой.
В случае с Альбиной Касьяновой ситуацию, возможно, удастся решить мирно. Предприниматель, чьи сотрудники устанавливали фильтры, пообещал вернуть пенсионерке деньги.
— Заявления нам не поступало, — заявил корреспонденту 74.ru бизнесмен Дмитрий Максимовас. — Пусть нам заявление поступит, рассмотрим, вернём деньги. Какие проблемы? Мы первый раз у неё были. Если претензии есть, пусть к нам приходит племянник. Забираем систему, ворачиваем в полном объёме деньги, забираем документацию — и всё, и прощаемся.
Возвращать деньги клиентам они будут не впервые, уточнил предприниматель.
Если решить вопрос мирно не получается и человек чувствует себя обманутым, в челябинском управлении МВД советуют писать заявление в полицию. И напоминают правила безопасности: незнакомым людям двери лучше не открывать, без тщательного изучения товары не покупать.
— Первое действие — запросить все необходимые документы, подтверждающие право на продажу этих товаров или оказание услуг, — объяснили в пресс-службе УМВД по Челябинску. — Потому что если всё это имеется и вы добровольно согласились, подписав документы, то это уже чисто гражданско-правовые отношения. После этого вы можете только в гражданском порядке обратиться в суд с претензией на некачественно оказанную услугу, некачественный товар и так далее. Полиция здесь уже ничем не поможет. Если вы всё-таки пользовались услугами таких людей или покупали товары, не спрашивая при этом разрешения, и посчитали, что вас обманули, прямая дорога в полицию. Заявляйте обо всех таких фактах. Уже полицейские проведут проверку. Всё, два пути.
Несколько вариантов решения проблемы видят и юристы. Так, с пожилым родственником можно договориться: если приходит кто-то чужой, нужно дать телефон сына или дочери. Чтобы именно они вели переговоры о покупках или услугах. Если визитёры окажутся мошенниками, то в этом случае резко потеряют интерес к пожилому человеку. Если же это добросовестные мастера, то для них переговоры с кем-то более искушенным не станут препятствием.
Что касается ситуации с Альбиной Касьяновой, здесь есть шанс доказать злой умысел, уверен член адвокатской палаты Челябинской области Евгений Ковалёв:
— Нужно после каждого вот такого случая документировать, что случилось, что ей поставили. Я абсолютно не уверен, что ей ставят что-то новое и пригодное. Поэтому нужно смотреть приборы, которые ей установили, смотреть их стоимость. Указывать на неадекватность цены, делать запросы относительно стоимости аналогичных товаров на рынке. И всё это в совокупности поможет доказать мошеннические схемы. Как правило, у нас суды, правоохранительные органы с понимаем относятся к таким человеческим слабостями, какой-то даже немощи возрастной, поэтому здесь неплохие шансы.
Правда, такая схема решения проблемы затратна по времени, уточнил юрист, и гарантировать успех на 100 процентов никто не сможет. Есть и еще один вариант: в случае постоянного повторения ситуаций с покупками фильтров/счётчиков можно юридически лишить пожилого человека дееспособности. В этом случае любой подписанный им договор будет недействителен и компаниям придётся вернуть деньги.
Осенью прошлого года на 74.ru обратилась пенсионерка из Копейска, которой установили фильтр для воды за 50 тысяч рублей. В прошлом году в Челябинске активизировались лжегазовщики, предлагающие установить счетчик. Ходили по квартирам и фирмы, незаконно предлагающие жителям сменить приборы энергоучета. Мошенники действуют якобы от имени ПАО «Челябэнергосбыт».
Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».