На Южном Урале со второго полугодия подняли тарифы на свет, тепло, холодную и горячую воду, то есть почти на все коммунальные услуги. Первые квитанции с новыми цифрами мы увидим в начале августа. О том, почему пандемия коронавируса не затормозила рост цен, насколько подорожали услуги ЖКХ и кто может уменьшить удар по вашему кошельку, в понедельник, 20 июля, на пресс-конференции в «АиФ» рассказала министр тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Татьяна Кучиц.
Почему цены растут каждый год
Если вы ищете стабильность в нашей стране, то посмотрите на «коммуналку». Ежегодно с 1 июля в России дорожают услуги ЖКХ.
— Для всех нас как жителей чувствителен коммунальный платёж. Это обязательная статья расходов, и на её рост все реагируют мгновенно. Но есть вторая сторона. Тарифы и платежи должны позволить ресурсоснабжающим организациям обеспечить их работу, возможность предоставить требуемую услугу. Это совершенно конкретные вещи. Например, чтобы вовремя подать тепло, у предприятий должны быть деньги на покупку газа или угля. А цены на это сырьё тоже растут. Если мы говорим о водоканалах, то у них основная статья расходов — более 30% — это электроэнергия. А на рынке рост цен на электроэнергию даже превышает те самые 3,6%, на которые индексируется стоимость коммунальных услуг, — объяснила Татьяна Кучиц. — Минтарифов анализирует запросы ресурсников об изменении тарифов и смотрит, насколько они обоснованны. Ежегодно эксперты исключают необоснованных расходов на миллиарды рублей. Но рост тарифов прежде всего связан с инфляционными процессами.
В региональном Минтарифов также отметили, что тарифы не всегда только растут. Редко, но бывают и снижения. Иногда платежи определённое время держатся на одном и том же уровне — как платеж за газ до недавнего времени или за вывоз мусора в Челябинске в этом году.
Что такое 3,6%
Изменение платежа за коммунальные услуги для жителей Челябинской области сейчас ограничено на уровне 3,6%.
— Но здесь важно понимать, что речь идёт о совокупном ограничении платежа, за все виды коммунальных услуг, а не по отдельности. То есть это весь набор — и электроэнергия, и тепло, и вода, и газ — в зависимости от того, в каком доме проживает потребитель. Цифра за тепло или свет, водоснабжение или водоотведение может быть выше, это зависит от поставщика ресурсов в каждом городе. Но в любом случае главным остаётся контрольный показатель — увеличение совокупного платежа не должно превышать 3,6%, — акцентировала Татьяна Кучиц.
На самом деле экономически обоснованный рост платежа выше, заметили в ведомстве. Дело в том, что с 2013 года используется механизм субсидирования тарифов на тепло для энергетиков, который позволяет применять льготные цены для обычных жителей. А тепло — как раз одна из основных составляющих в коммунальных платежах.
Как посчитать превышение
Когда мы рассказали, какие услуги ЖКХ подорожают с 1 июля, многие читатели сообщали, что заметили повышение цен гораздо раньше — ещё в первом полугодии. Региональный министр подтвердила, что её ведомство также получило множество обращений от южноуральцев. «Как? Почему? Обещали, что рост на «коммуналку» — только с июля, а вот же он, нам уже прислали завышенные счета», — недоумевали челябинцы и жители области.
— Мы изучили эти обращения и выяснили, что большинство из них связано не с ростом тарифов, а с ростом объёма потребляемых услуг. А это разные вещи. Тут, конечно, сказался карантинный период. В условиях самоизоляции жители потребляли больше услуг — электроэнергии, воды и так далее, — объяснила Татьяна Кучиц. — Но случаи, когда ресурсники самовольно назначали тарифы, тоже были. Мы их пресекли.
Каждый владелец квартиры получает кучу квитанций — за воду, тепло, мусор и так далее. Журналист 74.RU спросил: как подсчитать, есть для конкретной квартиры превышение пресловутых 3,6% или нет?
— Когда мы говорим об ограничении платежа 3,6%, имеем в виду только коммунальные услуги. К ним относятся электроэнергия, отопление, водоснабжение и водоотведение, газ. Причём в сопоставимых объёмах. Плата за содержание жилья, например, сюда не входит. Как понять, есть превышение или нет? Складываем платежи за свет, тепло, воду, вывоз мусора и газ (если он входит в этот набор — Прим. ред.) и смотрим, как итоговая сумма соотносится с совокупным платежом за предыдущий период — декабрь 2019 года. Если больше, чем на 3,6%, то здесь нарушение. При этом обязательно обратите внимание, одинаковый ли в обоих случаях объём потребляемых услуг.
Для наглядности мы взяли среднюю семью из трёх человек, живущую в квартире площадью 54 квадратных метра. Допустим, наша «ячейка общества» живёт в Челябинске, её дом относится к первой зоне теплоснабжения (обслуживается «УСТЭК-Челябинск»). В декабре прошлого года эта семья заплатила за коммунальные услуги 5690 рублей, с июля им начислят 5884 рубля. Таким образом, повышение составит 3,4%, то есть даже меньше, чем предельное ограничение, отметила Татьяна Кучиц. И основную часть в этом платеже составляет плата за тепло — 2677 рублей.
— При этом рост тарифа на каждую услугу в отдельности может отличаться. Например, в Челябинске на электроэнергию рост будет 3,5%, по теплу и горячей воде — 4,6%, по водоотведению — 1,6%, а по холодной воде — всего 0,1%. По вывозу мусора тарифы не меняются, — привела пример Татьяна Кучиц. — За счёт того, что водоснабжение и водоотведение практически не увеличились или поднялись ниже, чем уровень инфляции, рост совокупного платежа уложился в 3,4%.
Если цифры в квитанции всё-таки кажутся неправильными, в Минтарифов посоветовали обращаться сначала в ресурсоснабжающую организацию. Не развеяли сомнения в правильности расчётов? Тогда путь лежит в Госжилинспекцию. Ну, и последней инстанцией станет региональное Министерство тарифного регулирования.
Сколько задолжали южноуральцы
Жители Челябинской области, по данным на июль 2020 года, задолжали 17,5 миллиарда рублей по коммунальным услугам. Сумма накопилась с учётом всех предыдущих лет. При этом за последний год, по данным регионального Минстроя, прирост составил более миллиарда рублей.
— В апреле и мае, когда люди сидели дома во время пандемии, расход электроэнергии увеличился, но незначительно — на два процента. Но самоизоляция отразилась на платежах — они упали сразу на 10%. Нам задолжали за электроэнергию уже 482 миллиона рублей, — привёл данные директор по сбыту компании «Уралэнергосбыт» Андрей Святых. — В итоге за полгода собираемость платежей — менее 90% за полугодие, тогда как раньше превышала 98%.
Такие настроения у потребителей энергетики связывают с временным запретом на режим ограничений в связи с пандемией коронавируса. До этого каждый месяц направляли уведомления о том, что скоро отрубят свет, ежемесячно их получали 20 тысяч южноуральцев. До отключений дело доходило не всегда, без света оставались 2000–2500 должников.
— С 6 апреля по 31 декабря действует временный мораторий на ограничения подачи электроэнергии и тепла. Многие восприняли запрет на отключения как возможность вообще не платить за свет и тепло. Но энергия — это точно такой же товар. В магазине, когда мы берём хлеб или молоко, мы сначала платим на кассе, потом получаем товар, — напомнил Андрей Святых. — Попасть в должники легко, а выйти из долговой ямы затруднительно. Поэтому лучше не накапливать задолженность. К тому же меры судебного воздействия никто не отменял.
В разгар пандемии коронавируса пенсионеры Челябинской области столкнулись с резким снижением доплат на коммунальные услуги. Во время прямого эфира в инстаграме 74.RU губернатор Алексей Текслер пообещал разобраться в ситуации. В итоге все, у кого в апреле–мае уменьшили субсидию, получат доплату вместе с суммой за июнь.
Во время пандемии жители и предприятия, в том числе бюджетные, стали реже и меньше переводить денег за услуги ЖКХ. Часть наших земляков восприняли отмену штрафов как возможность вообще не оплачивать квитанции.
Но есть и другая причина. В разгар режима самоизоляции челябинцы получили квитанции на сумму от 15 до 50 тысяч рублей. Прокуратура выясняет, почему возникли астрономические счета за воду.
Столкнулись с несправедливым, по вашему мнению, начислением за коммунальные услуги? Присылайте сообщения и фото на 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74.