RU74
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Челябинске

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

4 м/c,

южн.

750мм 41%
Подробнее
6 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Мой дом Юрий Серов, директор Челябинского Федерального лицензионного центра: «Действенной альтернативы лицензированию в России пока нет»

Юрий Серов, директор Челябинского Федерального лицензионного центра: «Действенной альтернативы лицензированию в России пока нет»

" src=

Вопрос об отмене лицензирования в строительной сфере обсуждается уже давно, и успел набить оскомину. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» уже подписал президент России Владимир Путин. С 1 января 2007 года будет отменено лицензирование деятельности по проектированию, строительству зданий и сооружений, а также по инженерным изысканиям для строительства зданий. Закон также предусматривает оптимизацию порядка лицензирования, упрощение процедур получения и переоформления лицензий, обеспечение открытости и доступности информации лицензирующих органов для граждан и хозяйствующих субъектов. О том, насколько серьезные изменения в строительной сфере повлечет за собой этот закон, корреспонденту сайта DomChel.ru рассказал директор Челябинского филиала государственного учреждения «Федеральный лицензионный центр при Госстрое России» Юрий Серов.

– Юрий Алексеевич, как изначально создавался и для чего существует институт лицензирования, как долго он применяется в нашей стране?

– Лицензирование применяется не только в строительстве. Когда требуется обеспечить безопасность зданий, сооружений и прочих строительных конструкций, необходимо государственное регулирование – именно для этого применяется институт лицензирования. Он начал свою деятельность во времена перехода России к рыночной экономике. Однако система действующих правил и нормативов существовала, конечно, и раньше. Значимость этого института трудно переоценить: руководители различных госслужб отмечают, что сегодня эта служба при Росстрое необходима. Однако правительство России имеет другое мнение.

– В чем суть государственного регулирования в строительной сфере?

– Государственное регулирование в сфере строительства можно разделить на два этапа: регулирование доступа на строительный рынок ; контроль и надзор за выполнением строительных норм. Лицензирование обеспечивает эффективность строительного производства , его надежность и безопасность. Сегодня структура Лицензирования регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности». Этот закон относится не только к строительству. До названного выше изменения лицензирование касалось более 150 видов деятельности: начиная от ветеринарии, и заканчивая военной промышленностью. Главная цель лицензии – не допустить на профессиональный рынок неквалифицированных производителей продукции.

– Как часто закон о лицензировании в сфере строительства подвергался изменениям?

– Как любой нормативно-правовой акт, закон о лицензировании требует постоянного обновления. И такие изменения, той части, которая касается строительства, последовали 2 июля этого года. Основополагающие принципы и подходы, касающиеся лицензирования в этом законе остались. Например, территориальный принцип выдачи лицензии сохранен: она по-прежнему выдается в Москве и действует на территории всей России. Более важным является то, что были изменены сроки выдачи лицензии соискателю: с 60 дней срок уменьшился до 45 дней. У лицензирующего органа появилось право проверить достоверность той информации, которую предоставляет соискатель лицензии. Уменьшилось до 100 число лицензируемых видов деятельности.

– Как происходит процедура лицензирования сейчас и что будет с ней после первого января 2007 года?

– Необходимые для выдачи лицензии документы предоставляются соискателем лицензии в лицензирующий орган, который находится в Москве. Наша структура – «Федеральный лицензионный центр при Госстрое России» – лицензию не выдает, а занимается сбором и подготовкой документов соискателей. До действия Федерального закона 128, эта структура существовала, но компетенция у нее была иная: «Федеральный лицензионный центр при Госстрое России» занимался тем, что выдавал рекомендации по лицензированию. С первого января 2007 года, лицензирование строительной, проектной деятельности и изыскательской деятельности в составе лицензируемых видов будет прекращено. Но до того, пока этот момент не наступил, строительное лицензирование остается.

– Это значит, что ваша структура «Федеральный лицензионный центр будет расформирована»?

– Нет, это не совсем так. Институт Лицензирования останется, но в его компетенции будет несколько иная деятельность. Пока, что будет вместо «Федерального лицензионного центра при Госстрое России» не известно. Политика в сфере регулирования строительной деятельности только выстраивается. Государственное регулирование в строительной сфере не будет отменено никогда, а вот с институтом Лицензирования возможны различные изменения.

– Как планирует развиваться институт Лицензирования до 2007 года, какие изменения происходят?

– В плане развития института лицензирования сегодня делается очень многое: сейчас территориальное лицензирование стало государственным. Было постановление Правительства №174 «О лицензировании», которое определило, что понимается под строительством, это пять позиций: новое строительство, расширение, техническое перевооружение, реконструкция и капитальный ремонт. Из всей структуры строительства выделены части, от которых зависит безопасность строительства. Этот подзаконный акт выделил лицензионные требования и условия. Первое условие – наличие соответствующих кадров с заявленным профилем.

– Как проверяется соответствие кадров, проводится ли аттестация?

– Предполагается, что кадры должны проходить систематическую переподготовку. Это вызвано постоянно меняющимися требованиями и условиями работы на предприятиях строительства, а так же техническими нормами, которые также претерпевают изменения. А строителям нужно быстро ко всему адаптироваться. Повышение квалификации предполагается не реже, чем раз в 5 лет. Компетенцию сотрудников строительных организаций раньше мы проверяли при помощи компьютерных тестов. Тестирование инициировалось нашей организацией. Респонденту задавалось 100 вопросов. Но потом в отношении этой процедуры были инициировано несколько гражданских судов. Те, кто не прошел аттестацию, посчитали проведение этой процедуры вне нашей компетенции. В итоге, с 2003 года эта процедура была отменена.

– Что касается СНИПов, как часто они должны обновляться?

– Этот вопрос не в компетенции лицензирования, но скажу, что в соответствии с законом о «техническом регулировании» все выданные ранее СНИПы считаются недействительными, должны быть созданы новые технологические нормативы в течение 6-8 лет. Потом законотворцы изменили свою позицию по СНИПам, и решили, что до выхода новых требований можно пользоваться старыми СНИПами, все старые СНИПЫ – легитимны, и они до сих пор действуют.

– Какие еще условия ставит закон при лицензировании?

– Это наличие системы качества. Сегодня действует система сертификации. Но она носит добровольный характер. В обязательном порядке из всего огромного перечня работ, которые есть в строительстве, обязательной сертификации подлежат двери и окна, и все, не говоря уже о строительных работах.

– Если сертификация носит добровольный характер, как же тогда проверять систему контроля качества?

– Вот в этом я вся загвоздка. Обязать сертифицировать каждую составляющую строительного процесса нельзя. Но существует порядок, определенный подзаконными актами, которые обозначают, какую компетенцию должна выполнять строительная организация. В строительной организации должен быть ответственный заказчик, наличие нормативно-правовых актов, обеспечивающих качество, наличие видов контроля над строительным процессом. Контроль над строительным процессом должен инициироваться, как и проверяющими органами (Архстройнадзор, Госэкспертиза), так и самой строительной организацией. Весь этот комплекс работ записан в методических указаниях лицензирующего органа.

– Изменилась ли сама система контроля качества?

– Да, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству «Росстрой» издало приказ, который предполагает проведение специальных мероприятий во время лицензирования. Эти мероприятия должны проводиться по системе «ГОСТ Р ИСО 9000». Эти мероприятия подразумевают пропаганду и доведение до производителя строительных работ новой системы качества: «ГОСТ Р ИСО 9000». В начале августа «Челябинский филиал государственного учреждения «Федеральный лицензионный центр при Госстрое России», совместно с окружным филиалом и министерством строительства области, провел семинар, на котором присутствовали руководители 120 строительных организаций Челябинска и области. На семинаре мы озвучили преимущества этой системы, и рекомендовали применять ее в строительных организациях. Подобные семинары будут проводиться еще. Кроме того, предусмотрено обучение кадров – повышение квалификации работников и менеджерского состава строительной организации. До 2003 года лицензии выдавались строительным организациям без подтверждения их квалификации, сейчас ситуация изменилась. В Челябинске существуют спецкурсы повышения квалификации при «ЮУрГУ», есть отдел, который занимается обучением и в рамках нашей Челябинского филиала «ФЛЦ». «Монтажный колледж Челябинска», «Челябинский Институт путей сообщения» – там тоже есть строительная кафедра.

– Что делать, если строительная организация выполняет определенный вид работ, но не имеет на них лицензии?

– По статье 171 УК России производство работ, которые по закону подлежат лицензированию, но выполняются без лицензии –есть незаконное предпринимательство, а это уголовно наказуемое деяние.

– Что может быть причиной отзыва лицензии?

– Могут быть две причины: по результатам проверки лицензионных требований и условий, а так же по информации от исполнительных органов власти, либо юридических или физических лиц, в том числе после проверки. Для того, чтобы отозвать лицензию, нужны серьезные основания.

– Какие меры применяются к недобросовестным строителям?

– Ответственность наступает, если выявлены нарушений при выполнении лицензионных требований, а меры воздействия следующие: первое – это предупреждение, второе – приостановление действия лицензии и третье – ее аннулирование. Приостановка возможна от трех месяцев, до полугода. Приостановка действия лицензии, на мой взгляд, не менее строгое наказание, чем ее отмена, потому что, если, скажем, лицензия приостановлена, а работы ведутся, это является уголовным деянием и карается по закону. Если же лицензия была аннулирована, то возможно ее последующее восстановление по предоставленным соискателем документам.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления