После пожара в микрорайоне «Залесье», когда 22 июня дом загорелся после удара молнии, прошло больше месяца, а к ремонту кровли даже не приступали. Более того, за это время специалисты не провели экспертизу, чтобы понять, в каком состоянии сейчас несущие конструкции. Пока работники управляющей компании просто натянули пленку, которая, по словам жителей, протекает при каждом дожде. Из-за потопов многие семьи до сих пор не вернулись в свои квартиры и боятся, что раньше зимы работы не начнут. Плюс ко всему власти будто забыли об обещанной материальной помощи — выплат сумели добиться единицы. Разбираемся, почему режим ЧС в «Залесье» превратился в режим ожидания.
С высоты птичьего полета видно, что вместо кровли в доме на улице Еловой, 3 сделали «времянку»: натянули пленку и придавали ее досками, чтобы ветром не унесло. Но такая консервация мало от чего спасает, возмущаются жители трехэтажки.
— Недавно был дождь — вода рекой текла по электрощиту в подъезде, — показал житель второго подъезда Кирилл. — У меня дома потолок уже весь пятнистый, как леопард, из-за того, что влажный постоянно. Течет, даже когда нет осадков: утеплитель, как губка, впитал влагу во время тушения пожара, и сейчас она стекает, а если на улице дождь — у меня тем более льется. Ламинат весь вздулся, пошла черная плесень, пришлось его весь снимать, теперь живем с бетонным полом. Мебель разбухает от влаги — практически всё на выброс пойдет, что можно спасти, закрыл пленкой. Но мне еще относительно повезло, многим пожарные стекла повыбивали.
В итоге мириться со спартанскими условиями решились единицы. Соседке Кирилла Елене вместе с мужем и ребенком пришлось остаться, потому что некуда пойти, но многие скитаются по родственникам и съемным квартирам.
— У нас в подъезде на третьем этаже из четырех квартир только мы одни живем, — поделилась девушка. — Во втором подъезде люди остались только в двух из пяти квартир. Ремонт в таких условиях, когда всё течет, начать невозможно. Месяц без крыши живем, а они сейчас до зимы так дотянут, зима-то близко! Как тогда нам жить?! Всё вымерзнет.
Ранее по договоренности с жильцами и областным правительством было решено, что крышу восстановит регоператор капремонта. В руководстве организации нас заверили, что готовы приступить к работам хоть завтра, но процесс тормозят сами владельцы квартир.
— На сегодняшний день разработана проектная документация крыши по адресу: «Залесье», улица Еловая, дом 3, она находится на стадии согласования с собственниками, — объяснил гендиректор регоператора капремонта Виктор Тихоненко. — После согласования будет оперативно заключен договор, и подрядная организация приступит к выполнению строительно-монтажных работ. Мы в прямом контакте с собственниками.
Впрочем, жильцы заявляют — доверия к проекту регоператора у них нет.
— Судя по тому, как мы разговаривали с регоператором, ему вообще не интересно, в каком состоянии сейчас несущая плита, — утверждает Елена. — Как я понимаю, уже есть не очень хорошие показатели по плите. Здесь необходима экспертиза, но регоператор готов строить непонятно что даже с риском, что это обвалится. Ему никакие экспертизы не нужны. А мы поднимали вопрос, что обследование необходимо. На основании этого управляющая компания всё же заказала экспертизу.
Жильцы считают, коммунальщики и регоператор мало того что не смогли скоординировать свою работу, так еще и закрывают глаза на возможные последствия. По словам людей, существующий проект разрабатывали с надеждой на то, что несущая плита — в целости и сохранности, но если это не так, то дополнительно придется заказывать расчеты по возведению новых конструкций, а потом и переделывать сам проект, что будет дороже и дольше.
— Они потеряли месяц: видимо, сначала не хотели делать экспертизу, потом искали где дешевле. По сути, все надеются, что там всё в порядке, — рассказал житель дома на Еловой, 3 Михаил. — Там в любом случае при строительстве были какие-то нарушения: так гореть, как дом горел, он не должен был.
В МЧС продолжают устанавливать причину пожара, так что пока неизвестно, были ли допущены дефекты при строительстве трехэтажки и можно ли привлечь к ответственности застройщика. В управляющей компании «Тополинка», которая обслуживает дом в «Залесье», отказались комментировать ситуацию. Но нам удалось дозвониться до эксперта, с которым УК заключила договор на проведение экспертизы, и он рассказал о порядке предстоящих работ.
— Там будет всё вскрываться и проводиться обследование плиты перекрытия в районе третьего этажа, — сообщил эксперт Центральной строительной лаборатории Сергей Зарецкий. — Мы будем исследовать физико-механические характеристики бетона, но он пока под утеплителем и стяжкой. Убирать это будет управляющая компания, когда они разберут, мы сможем приступить к нашим работам. По итогу мы выдадим заключение о техническом состоянии плиты, ее несущей способности и необходимых показателях для разработки проекта новой крыши. Сроки подготовки заключения могут быть разные — от недели до полугода, но надеемся, что здесь уложимся в кратчайшие сроки.
Действительно ли есть смысл в данной процедуре, мнения разошлись. Строительный эксперт Денис Главинский считает, что жители не зря настояли на обследовании крыши: как правило, пожар не проходит бесследно для конструктива здания.
— Высокая температура не могла не повлиять на перекрытия, — указывает Денис Главинский. — Там железобетонная плита, внутри у нее арматура, а полыхало прилично. Есть основания полагать, что были изменения, в том числе по показателям прочности. Еще очень большой вопрос: как проводится экспертиза? Если только с использованием неразрушающих методов, то она может дать косвенную картину: она не до конца показывает свойства материалов. А вообще надо отбирать образец и использовать разрушающие методы контроля, в результате чего делать оценку — какая прочность бетона осталась и можно ли эти плиты дальше эксплуатировать, и отдельно также по арматуре проводить испытания.
Другой специалист в строительной сфере Дмитрий Непомощев рассудил, что последствия ЧП, если они есть, будут видны. В противном случае экспертиза — лишняя трата денег.
— Арматуру от перегрева защищает массивное бетонное тело с пустотами, — объяснил Дмитрий Непомощев. — Количество тепловой энергии, которая может привести к разрушению перекрытия, — это запредельно высокие значения! По сути, в «Залесье» можно провести экспертизу на уровне дилетанта. Если на потолке под перекрытием нет никаких трещин, то беспокоиться абсолютно не о чем. Скрытые повреждения абсолютно исключены, если внешние отсутствуют.
Но если ремонт крыши затягивается отчасти по объективным причинам, рассуждают хозяева квартир в «Залесье», то почему нет обещанных выплат, люди понять не могут.
— Нам обещали по 15 тысяч рублей от районной администрации и по 30 тысяч от областной, — возмущается житель полуразрушенной квартиры. — На выплаты от области, как нам сказали, пока еще нет согласования правительства, а от района кто-то что-то получил, но немногие. То есть их получили только те, кто являются собственниками, и те, кто здесь прописаны. А у нас здесь люди в основном не прописаны: здесь же ни школ, ни больниц. Получается, если человек собственник, но здесь не прописан, то он ничего не получит.
Информацию о том, что материальную помощь от района получили не все, подтвердил глава Сосновской администрации Евгений Ваганов.
— В связи с пожаром была проведена работа с 32 пострадавшими, с заявлениями на оказание помощи обратилось 30 человек, — привел данные Евгений Ваганов. — Из них по 15 гражданам было принято положительное решение о выплате по 15 тысяч рублей, 10 семей уже получили денежные средства, по оставшимся пяти — документы в работе, готовятся распоряжения на выплату. В связи с тем, что остальные 17 из 32 не соответствуют условиям порядка оказания адресной материальной помощи гражданам в Сосновском муниципальном районе, утвержденного решением собрания депутатов, в настоящее время вносится изменение в порядок, чтобы еще 17 человек были охвачены помощью. Решение об оказании помощи и ее сумме за счет средств областного бюджета рассматривается Министерством социальных отношений Челябинской области. Муниципалитетом были осмотрены квартиры, составлены и отправлены в Минсоц личные дела на выплату помощи за счет средств региона по 32 пострадавшим.
В Министерстве социальных отношений не смогли назвать точные сроки перечисления компенсаций жителям «Залесья».
— Мы работаем над этим вопросом, сейчас всё процедурно оформляется, документы из района поступили к нам не так давно, — сообщила глава Минсоца Ирина Буторина. — Там необходимо заактировать размер ущерба по каждой квартире. Мы должны всё это рассмотреть, установить право на данную недвижимость и принять решение. Мы работаем, уточняем объемы помощи, стараемся рассмотреть всё в максимально сжатые сроки.
Молния попала в многоквартирный дом в микрорайоне «Залесье» (поселок Западный) вечером 22 июня. Здание мгновенно загорелось, людей эвакуировали. Мы собирали всю информацию о происшествии в онлайн-репортаже.
В результате пожара пострадало две трети крыши. Масштаб случившегося был виден с высоты птичьего полета. Жители заподозрили, что были допущены дефекты при возведении трехэтажек. Мы спросили у строителя, почему огонь распространился так быстро. Потом отдельно разбирались, обязательна ли защита от молний на таких домах.
Власти Челябинской области пообещали оказать пострадавшим материальную помощь.