Водитель BMW X5 50-летний Дмитрий Мальков, который протаранил Hyundai Solaris на Университетской Набережной, приговорен к двум годам колонии-поселения и на два года лишен водительских прав. Такое решение во вторник, 28 мая, принял Калининский районный суд. Виновник аварии должен выплатить семье погибшего Кирилла Болдырева 3 миллиона рублей в качестве компенсации морального вреда. Близкие жертвы ДТП назвали приговор мягким.
Дмитрий Мальков, судя по его поведению в суде, остался удовлетворен приговором и на вопрос судьи, понял ли он его смысл, бодро отреагировал:
— Да, конечно!
Для отбывания наказания водитель BMW должен будет самостоятельно прибыть в колонию-поселение. Выслушав приговор, он покинул зал суда и отказался от комментариев журналистам.
Семья погибшего осталась разочарована приговором, посчитав его излишне мягким в первую очередь потому, что Дмитрий Мальков не извинился и не проявил признаков раскаяния.
— Он никак с нами не контактировал, даже не извинился, а один раз на какую-то мою реплику крикнул: «А твой, что ли, не нарушал?» — рассказала мама Кирилла Болдырева Татьяна. — Он никаких выводов не сделал. Когда пришли результаты экспертизы и стало ясно, что он виноват, позвонил его адвокат и предложил один миллион рублей, чтобы мы пошли на мировую, но как я на это пойду? Он у меня сына отнял.
После этого, по словам семьи, Дмитрий Мальков с семьей не общался.
— Он на всех судах так держался, бодро, улыбался всё время, всячески показывал, что он не чувствует раскаяния, — добавила Татьяна.
Авария произошла 27 февраля 2023 года на пересечении Университетской Набережной с улицей Наркома Малышева. Hyundai Solaris подъехал к регулируемому перекрестку и начал движение на зеленый сигнал светофора. BMW X5, по словам очевидцев, мчался на красный: позже к таким же выводам пришла экспертиза. Следствие установило, что скорость кроссовера перед столкновением была в диапазоне 111–148 км/ч. В результате бокового удара 24-летний Кирилл Болдырев оказался зажат в салоне, потребовалась помощь спасателей для его извлечения из автомобиля. Спасти Кирилла не удалось: от полученных травм он скончался на месте.
На следующий день против водителя BMW X5 Дмитрия Малькова возбудили уголовное дело по части 3 статьи 264 УК РФ, максимальное наказание по которой составляет 5 лет лишения свободы. Альтернатива — принудительные работы на срок до четырех лет.
Старший брат Кирилла, Алексей Христолюбов, рассказал, что они учились в одной школе и Кирилл окончил кадетский класс, после чего прошел срочную службу в армии. Вернувшись, он уехал к старшему брату на Сахалин, где тот работал управляющим в торговой сети: Кирилл помогал ему в ранге менеджера. Алексей отметил, что брат отличался отзывчивостью и порядочностью: на него можно было положиться. В Челябинске Кирилл планировал развивать бизнес, связанный с установкой рольставней на окна, и автомобиль был служебным: Алексей уточнил, что брат только-только начал создавать свою фирму и в тот день ездил на Hyundai Solaris по делам.
Мама погибшего, Татьяна, ранее рассказывала нам, что о смерти сына узнала от следователя.
— Пришел, спросил, кем мне приходится Кирилл. Я ответила, что я мама. Он сказал, что произошло ДТП на Университетской Набережной. Я сразу спросила: «Он жив?» Следователь ответил: «К сожалению, нет». И всё, с этого момента я ничего не помню. Не помню, как доехала до этого места. Земля из-под ног выскочила. Я без него шага ступить не могла, он все вопросы решал, меня содержал. У меня сердце выдернули, и как без него жить, я не понимаю.
Сына Татьяна вспоминает очень общительным и готовым прийти на помощь:
— Ребенку звонишь: «Сыночек, надо приехать, гвоздик вбить». Прошло пять минут, и он под дверью уже стоит с дрелью. И он всем так помогал. С детками маленькими любил нянчиться, он очень хотел детей. Он на горных лыжах катался, занимался хоккеем, боксом. Никогда в жизни не пил, не курил. Занимался танцами, выигрывал конкурсы. Он настолько был разносторонним! И во всех городах у него очень много друзей — начиная от молодежи и заканчивая взрослыми людьми.
По словам семьи, водитель BMW X5 Дмитрий Мальков поначалу отрицал вину, но в ходе дальнейших заседаний изменил позицию:
— На заседаниях судов его сторона не отрицала, что он ехал на красный. Он говорил, что признает вину, но при этом всё время добавлял, что и вина Кирилла есть, — рассказал Алексей. — Он считал, что Кирилл тронулся слишком рано и тоже ехал на красный. В СМИ попала только одна видеозапись этого ДТП, снятая камерой на доме, и на ней не видно основных сигналов светофора. Но хорошо видно мигающий белый сигнал, который включается в местах, где при повороте нужно уступать дорогу пешеходам. Этот сигнал всегда мигает одновременно с включением зеленого, поэтому Кирилл начал движение на разрешающий.
По словам Алексея, в деле есть и другая запись с видеорегистратора автомобиля, который ехал позади BMW X5:
— Экспертиза в основном использовала именно эту запись, и там хорошо видно, что он ехал на красный: он даже стоп-линию не успел проехать до включения красного, а она там отнесена от пересечения метров на двадцать, — добавил Алексей. — Скорость у него была 148 км/ч.
Семья заявляла иск о компенсации морального вреда от лица трех человек — брата погибшего и его родителей — в общей сумме на 45 миллионов рублей. Суд снизил сумму, назначив выплату маме погибшего 1,5 миллиона рублей и еще по 750 тысяч брату и отцу. Семья Кирилла Болдырева еще не решила, будет ли обжаловать приговор, и планирует обсудить этот вопрос с адвокатом.
— Понимаете, нам не деньги важны в данном случае, нам нужно было, чтобы он понес справедливое наказание, — объяснил Алексей. — Если даже мы выиграем апелляцию, то что будет? Ну дадут ему на год больше.
Ранее мы показывали, в каких условиях отбывают наказание в колонии-поселении под Миассом, где сидит много водителей, виновных в смертельных ДТП. Осужденные по «автомобильным» статьям, как правило, могут претендовать на условно-досрочное освобождение после отбытия половины срока, но для этого необходимо согласие родственников погибшего.
Перекресток Университетской набережной с Наркома Малышева сделали регулируемым в конце 2022 года, и он превратился в очаг аварийности. Многие ДТП здесь случались при попытках машин повернуть налево на Наркома Малышева.
Осенью 2023 года изменили схему движения: например, повороты налево теперь регулируют дополнительные секции светофора. Поначалу это привело к образованию пробок. Но выделенный поворот налево здесь был необходим, поскольку видимость на встречную полосу крайне ограничена, а скорости на Университетской Набережной высоки.