Происшествия Женщина 10 лет продержала детей взаперти проблема

«Она обманывала всех»: женщина подожгла дом и покончила с собой после побега трёх её детей-пленников

Две дочери и сын 10 лет провели в изоляции от мира из-за опеки матери

20-летняя дочь женщины решилась на побег вместе с братом и сестрой, когда ситуация дома стала совсем невыносимой

В городе Усть-Катаве Челябинской области многодетная мать подожгла дом и покончила с собой после того, как трое её детей сбежали и обратились в соцзащиту. Женщина держала их взаперти 10 лет, чтобы защитить от опасностей внешнего мира. Всё это время органы опеки, чиновники, соседи и даже её муж не догадывались о происходящем. Как так вышло — разбирался 74.RU.

«Сменила три адреса и пропала»

Утром 7 ноября в частном доме в Усть-Катаве произошёл пожар. Соседи вызвали спасателей. Сотрудники выезжавшей на место пожарной части № 75 рассказали, что во время тушения в соседнем от горящего строении обнаружили тело женщины — она покончила с собой.

Оказалось, что 55-летняя хозяйка дома жила вместе с тремя своими детьми — двумя дочерьми 20 и 11 лет и 15-летним сыном. 6 ноября мать заявила в полицию об их пропаже. Найти несовершеннолетних удалось в тот же день, но домой они не вернулись. Всех троих поместили в медсанчасть из-за ОРВИ. Наутро женщина совершила суицид. В тот же день проверку начали силовики, администрация города и соцзащита.

Дети рассказали, что сбежали из-за гиперопеки матери. Женщина 10 лет не давала им выходить из дома и оборвала все их социальные связи. У детей не было друзей, они не посещали школу и многие годы практически круглые сутки находились лишь с мамой.

— Ситуация неоднозначная. Самое интересное, что их соседи тоже не знали об этой ситуации. Я, когда собрал межведомственную комиссию, думаю: ну как же так, система профилактики не сработала? Но система профилактики сработала! Но только после случившегося факта. Мы более двух часов сидели на межведомственной комиссии, разбирали этот случай. Под конец у меня даже голова закипела от этой истории. Это надо же было [женщине] так обманывать! — недоумевает в разговоре с 74.RU первый замглавы Усть-Катава Сергей Пульдяев. — Мы сами просто не можем ещё разобраться, где, что и как [пошло не так]. Очень запутанная ситуация! Сейчас психологи работают [с детьми]. Но дети пока ещё очень закрыты — такая трагедия. Столько лет они были только с мамой. И тут дом сгорел, маму похоронили.

Из поля зрения социальных служб семья пропала в 2009 году. На тот момент в ней было трое несовершеннолетних детей — 10-летняя дочь, пятилетний сын и ещё 11-месячная дочь. Старшая 23-летняя дочь женщины уехала в Набережные Челны и создала там свою семью.

— Тогда у мамы где-то что-то перемкнуло. Она написала заявления в школу и в поликлинику, где осуществляли патронаж над её грудной дочерью, о том, что семья выбывает в Уфу. Ей в школе отдали личное дело ребёнка в руки. После этого она сменила три адреса, прописалась в деревне и пропала из поля зрения у всех, — рассказал Сергей Пульдяев. — До 2014 года она ещё получала пособия как малообеспеченная семья. Но в 2014 году она не пришла его переоформлять, и выплату прекратили. Она нигде не работала. Но она хорошая швея, и у неё очень много заказов было — даже дети ей помогали. Полиция разбиралась, не попала ли женщина в какую-то секту. Но нет, в секте она не была. И к ней-то никто не ходил. У неё дома и внутри, и по периметру снаружи стояли видеокамеры.

«Мама всем верховодила»

Чиновники говорят, что семья благополучная и непьющая. В Усть-Катаве у них хороший двухэтажный дом со всеми удобствами. Его, по словам 69-летнего главы семейства, купили на материнский капитал. Дети в семье опрятны, ухожены и хорошо одеты. Дома у них были игрушки, книги и всё необходимое.

20-летней дочери женщина купила телефон с выходом в интернет. Впрочем, пользоваться им можно было только под строгим контролем. Но время от времени девушке удавалось тайком от матери переписываться с молодым человеком.

После общения с ним девушка вместе с младшими братом и сестрой отважилась на побег. Чиновникам дети признались, что решились на это, когда с матерью стало совсем невыносимо — женщина стала очень подозрительной. Созвонившись с юношей, девушка совместно с ним придумала план. А когда все трое наконец оказались у него дома, молодой человек обратился в органы соцзащиты за помощью, а те связались с полицией.

69-летний глава семейства последние полтора года провёл на заработках в Кургане. До этого он трудился на двух работах, чтобы содержать семью. Всё это время, по словам мужчины, он ни о чём не догадывался, как и старшая сестра детей в Набережных Челнах.

— Когда я утром шёл на работу, жена при мне собирала детей в школу, — рассказал чиновникам отец детей. — Все деньги, что я зарабатывал, отправлял семье.

Мать умело придумывала истории о том, как и где учатся дети, какие оценки они получают и что у них происходит.

— Я с ними созванивалась. Мама брала трубку, включала громкую связь, и мы со всеми разговаривали, — уточнила сотрудникам мэрии 33-летняя сестра детей. — Я спрашивала, как учатся дети. Она говорила, что хорошо. Якобы сестра учится в Санкт-Петербурге. Мама просила помочь — я ей деньги [на учёбу] высылала.

Внутри дома и по его периметру женщина установила видеокамеры

Правдоподобные оправдания на вопрос, где же дети, получали и соседи женщины. Им она говорила, что все на каникулах у старшей дочери. Сами дети никому о вынужденной изоляции не говорили.

— У них было чинопочитание мамы. Как я понял, она у них всеми верховодила, а отец самоустранился. Он у ней был добытчиком, — комментирует Сергей Пульдяев. — Детям, по их словам, женщина объясняла, что мир очень плохой. Говорила: «Сейчас ничего хорошего нет там. Поэтому вам лучше воспитываться здесь. Я вам во всём помогаю. И обуваю, и кормлю, и учу. А там очень плохие люди, поэтому вам там не нужно быть».

По мнению главного детского психиатра Минздрава Челябинской области Татьяны Чижовой, речи о гиперопеке женщины над детьми в этом случае не идёт.

— При гиперопеке мать пытается облегчить жизнь ребёнка, помочь ему адаптировать в жизни, а не совсем изолировать его от общества. Раз дети от мамы убежали, значит, им не было там хорошо, — считает Татьяна Чижова.

Сейчас властям предстоит решить вопрос с учёбой младших детей. Также решается, где и с кем они будут жить. Дом семьи пострадал при пожаре, и, возможно, на какое-то время несовершеннолетних придётся поместить в детский спеццентр.

— Мы проводим с ними тестирование. Их нужно будет куда-то учиться определять. По возрасту мальчик должен учиться в восьмом классе, но по уровню знаний он не тянет. У младшей девочки пока не проводили [тестирование], потому что она болеет. И без начального образования мы никак не можем их в более старшие классы перевести. Сейчас будем планомерно решать все эти вопросы, — уточнил первый замглавы Усть-Катава. — Органы опеки решают вопрос, кто будет заботиться о детях. Сестра хочет забрать их к себе [в Набережные Челны], оформляет документы. Отец не готов их отдавать. Возможно, несовершеннолетних на время пристроят в центр помощи детям, у нас есть места. Но не хотелось бы семью разделять. Нужно найти человека или организацию, которая их будет постоянно патронировать. У них и дохода сейчас нет. Мы выделили деньги, оформляем им паспорта. Они будут писать заявление на пособие по потере кормильца. Нужно будет пенсию назначать двум несовершеннолетним.

Тем временем в Следственном комитете проводят проверку по факту смерти матери детей.

— По предварительной информации, когда дети ушли, женщина высказала им вслед, что, если они не вернутся, она сделает с собой что-нибудь нехорошее. После она общалась с ними по телефону. Проверка по факту её смерти проводится. Предварительно, она, скорее всего, подожгла один дом и в соседнем доме совершила суицид. Тело женщины обнаружили при осмотре помещений после пожара, — прокомментировал руководитель следственного отдела СК по Усть-Катаву Павел Дорофеев.

«Для внимания соцорганов не было повода»

11 ноября в Усть-Катаве с проверкой побывал министр социальных отношений Челябинской области Ирина Буторина. 74.RU запросил в Минсоце комментарий о её результатах.

— В рамках выезда министра социальных отношений Челябинской области в Усть-Катав со слов детей подтвержден факт того, что мать не разрешала им посещать образовательную организацию, члены семьи не обращались за помощью в медицинские учреждения. Эти факты проверяют правоохранительные органы. Однозначно ответить на вопрос, почему дети не ходили в школу, каковы были причины таких действий, не представляется возможным. Но из тех данных, которые есть — это принципиальная позиция матери, — прокомментировали в министерстве от лица Ирины Буториной.

В ведомстве подчёркивают, что соцзащита Усть-Катава не получала ни одного сигнала о возможном неблагополучии семьи.

— По всем данным, которые имеются в настоящий момент в системе профилактики детской безнадзорности, семья характеризовалась как положительная, никаких негативных сигналов зафиксировано не было. Основания для выхода в семью отсутствовали, — сообщили в Минсоце.

Кого вы поддерживаете в этой ситуации?

Детей. Маме лечиться надо было
Поддерживаю мать — кругом опасности
С отца ответственности не снимали
Мне всё равно, хочу узнать ответы

Официально представителем детей на сегодня является их отец. Но к нему у органов опеки есть вопросы.

— В настоящий момент сохраняется ситуация, в которой пока мы не видим ресурсов у папы, чтобы он забрал детей и смог их правильно реабилитировать в сложной стрессовой ситуации. Кроме этого, к нему сохраняются вопросы, каким образом он реализовывал свои родительские обязанности по воспитанию детей. Пока эти вопросы открытые, мы будем решать вопрос о возможной передаче их под опеку, — подчёркивают в Министерстве социальных отношений. — Органы системы профилактики отрабатывают родственные связи, чтобы сохранить детям именно семейную обстановку. Если по каким-то объективным обстоятельствам установление опеки в отношении несовершеннолетних детей будет невозможно, то будет рассмотрен вопрос об их помещении в центр помощи семье и детям. Но все решения будут взвешены и приняты максимально в интересах несовершеннолетних детей и их старшей сестры. Также дети пройдут комплексное медицинское обследование, и в дальнейшем им будут предоставлены все необходимые медицинские услуги по показаниям.

В доме, где семья жила до этого, требуется серьезный ремонт. Решать этот вопрос планируется через администрацию Усть-Катава. Соцзащита готова оказать детям материальную помощь в связи с пожаром и гибелью матери.

Знакомы с этой семьёй? Знаете подробности этой истории? Ждём ваши сообщения на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления