Не прошло и месяца с момента вступления в силу поправок в Бюджетный кодекс страны, как в Челябинской области глава Тимирязевского сельского поселения Владимир Горев написал заявление об отставке. По его словам, на такой шаг пришлось пойти из-за нехватки средств на элементарную уборку дорог. Соответствовать принципами реформы местного самоуправления (МСУ) и приблизить власть к народу у него не получилось – реальные рычаги распределения бюджетных средств остались на уровне района. О том, может ли конфликт в Тимирязевском распространиться на другие села и как живется главам небольших деревень в новых условиях – в материале Chelyabinsk.ru.
Несостоявшаяся отставка
По словам Владимира Горева, предвестником намечающегося кризиса стал пакет изменений в 136-й федеральный закон, вступивший в силу в мае прошлого года. Согласно этому документу, практически все вопросы местного значения перешли в районное ведение. Иными словами, около 70% всех расходных обязательств получили муниципалитеты. Оставшиеся полномочия источниками финансирования практически никак не подкреплялись. Напротив, ситуация усугубилась тем, что с 1 января вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс.
В начале января 2015 г. председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Игорь Шпектор выступил с инициативой об увольнении мэров городов, которые некачественно убирают дороги в подведомственной территории.
Из 10% НДФЛ, имеющихся в распоряжении поселений, восемь процентов получили районы. По сборам сельхозналогов уровень сельских поселений потерял 20%. Еще несколько доходных источников бюджета, например госпошлина по транспортным средствам и неналоговые доходы от аренды земельных участков, также передали районным администрациям. В Тимирязевском заваленные снегом дороги не могли почистить из-за того, что в администрацию Чебаркульского района не пришли акцизы на нефтепродукты.
«С 1 января все деньги отдали в районы, финансы стали аккумулироваться в муниципалитетах, – объяснил Горев. – Нам оставили четыре полномочия: вывоз твердых бытовых отходов, уборку дорог, содержание кладбищ и библиотек. Но как выполнять эти работы, если денег у меня нет? Прокуратуре ведь без разницы, что я не могу содержать кладбища на 15 тысяч рублей в год, а отходы убирать за 30 тысяч. Ответственность ведь лежит на мне, есть в бюджете средства или нет. На дороги нам нужно как минимум 1,25 миллиона рублей, но их не дают. Наверху говорят: как придут акцизы, мы с тобой рассчитаемся».
На 2015 год Тимирязевскому из бюджета Чебаркульского района выделили 8,7 миллиона рублей. Владимир Горев говорит, что годом ранее эта сумма достигала 16 миллионов. Из-за двукратного снижения финансовых поступлений встал вопрос о закрытии муниципального спортклуба «Стронг». После нескольких встреч с главой Чебаркульского района Александром Королем Горев написал заявление об увольнении. Однако позже, узнав о намерении односельчан перекрыть трассу М-5 в случае сложения полномочий, передумал и забрал заявление. Он намерен поднять вопрос о дальнейшей судьбе муниципальной реформы перед главой региона и депутатами.
Александр Король отверг критику сельского главы, заявив, что Владимир Горев просто отказывался подписывать соглашение о межбюджетном ассигновании, по условиям которого Тимирязевскому было выделено 1,25 миллиона рублей на уборку дорог. Выступления своего оппонента он назвал блефом и предвыборными инсинуациями.
«Горев говорит так, как ему нужно. Все полномочия и финансы были переданы в район, это так, но почему-то всем остальным средств хватает, а в Тимирязевском возникли проблемы, – выразил недовольство Александр Король. – Такой же фонд у Горева был и в прошлом году, кстати. С совещания с другими главами он демонстративно ушел, но в итоге поставил подпись 21 января. Наступил выборный год. Думаю, что его поведение связано с политикой. Перекрывать М-5 никто не планировал, это блеф. Да, у него есть авторитет, раньше мы нормально работали, все получали поровну. Но скоро выборы. Считаю, в этом нужно искать причины конфликта».
Для примера, Родниковскому сельскому поселению из районного бюджета выделили чуть больше средств на буртование свалок – около 50 тысяч рублей. Глава села Николай Гуцуляк оказался обескуражен такой «щедростью», поскольку нанять хотя бы одного бульдозериста стоит в пределах 20 тысяч рублей.
«На содержание кладбищ мне выделили 574 рубля, примерно по 94 рубля на гектар на весь текущий год, – поделился своими проблемами глава Родниковского сельского поселения Николай Гуцуляк. – Это же смешно! Ребята, мы что, в КВНе сидим? Один литр солярки сколько сейчас стоит! А еще нужно позаботиться об освещении, питьевой воде, охране. Нас и так весь год прокуратура проверяла, следила, как мы выполняем свои обязанности. Но раньше мы сами деньги искали и из своего кармана платили, сейчас средства выделяет район. Людям-то все равно, у кого какие полномочия. Случись беда, они идут ко мне».
В августе 2014 г. глава Н. Гуцуляк заявил, что готов стать фигурантом уголовного дела за срыв отопительного сезона, но не будет ремонтировать и запускать котлы, которые уже не подлежат ремонту. Из-за критического состояния котельных администрацией Троицкого района была создана комиссия, которой было поручено разобраться в ситуации и принять меры для устранения неполадок.
Реализация муниципальной реформы предполагала два варианта развития событий после наступления 2015 года, отметил руководитель Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений Юрий Гурман. Во первых, на региональном уровне можно было принять нормативный акт, закрепляющий за сельскими поселениями все или часть полномочий, ранее относившихся к их компетенции. Во-вторых, руководители органов местного самоуправления муниципальных районов могли договориться с сельскими главами о разграничении полномочий, заключив между собой официальное соглашение, в котором прописывались условия бюджетных ассигнований. В Челябинской области не стали изобретать колесо и выбрали второй вариант межмуниципальных отношений.
«Власть у нас придерживается той позиции, что деньги в села должны идти через районные муниципалитеты, – заявил Гурман. – Равного партнерства в таких условиях не получается. По сути, это удобный инструмент для манипулирования, особенно в отношении неугодных глав. У них остается два варианта: бросить все и уйти, либо как-то выкручиваться и минимизировать свои потребности. По-хорошему, нужно закрепить источники дохода на местном уровне и формировать представительные органы в районах из глав муниципальных поселений. Тогда пирамида перевернется и волю народа начнут диктовать сами жители, а не руководители, сидящие в районах».
Такой же позиции придерживается депутат собрания Троицкого района Александр Лебедев. «Делается все, чтобы главы сельских поселений были выставлены в негативном свете. Им приходиться «дружить» с депутатами, чтобы получить хоть какие-то средства на существование», – отметил он.
Лидер фракции ЛДПР в законодательном собрании региона Андрей Ткаченко считает, что поселковым муниципалитетам необходимо возвращать полномочия и источники их финансирования. Без этого вся муниципальная реформа в глазах простых людей превратится в фикцию.
«Ранее ЛДПР предлагала внести поправки в регионального законодательство о местном самоуправлении, которые позволили бы формировать районные собрания депутатов из числа избранных глав поселений, – написал парламентарий в своем блоге. – Оппозицию не послушали. Чуть позже забрали у глав реальные полномочия и деньги».
27 ноября 2014 г. депутаты ЗСО приняли закон об изменениях в порядке избрания глав муниципалитетов и их отдельных полномочиях, а также формировании представительных органов власти. Согласно нововведениям, главы всех районов станут выборными и возглавят местные администрации. Депутатов представительных органов планируют избирать на муниципальных выборах, а руководители большинства поселений будут выбираться путем прямого голосования населения.
Его коллега, председатель комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Семен Мительман высказал другую точку зрения. На его взгляд, конфликт между главами Тимирязевского и Чебаркульского района кроется в плоскости личностных отношений.
«Реформа МСУ четко определяет 44 вопроса местного значения, которыми наделяются поселения городского типа, и 13 полномочий сельского уровня. За этими вопросами должны идти деньги – ими сельские поселения обеспечивает глава района, – напомнил Семен Мительман. – В данной ситуации нужно не бросаться заявлениями, а работать с прокуратурой по возможным нарушениям законодательства. Чаще всего проблемы возникают в результате личностных отношений, но связаны они с юридической сферой».
Жалобы – предвестник выборов?
Опрошенные Chelyabinsk.ru обозреватели высказали версию о том, что история вокруг несостоявшейся отставки Владимира Горева может быть связана с началом борьбы за пост главы района. По сути, избирательные кампании стартовали во всех муниципалитетах, а конфликт в Тимирязевском мог стать одной из первых ласточек, предвещающих приближение выборов.
Сам Владимир Горев рассказал о том, что в декабре на встрече с губернатором Челябинской области Борисом Дубровским ему было предложено выдвинуться на выборы главы района. Впрочем, Королю он уже обещал, что на выборы не пойдет и свое слово нарушать не намерен.
По мнению политолога Александра Мельникова, определенное несовершенство в муниципальной реформе действительно присутствует, но в большинстве территорий проблемные вопросы решаются в конструктивном ключе. Свой отпечаток на конфликт в Чебаркульском районе наложил и тот факт, что Владимир Горев состоит в ЛДПР и находится в оппозиции к партии власти.
«На мой взгляд, в этом конфликте больше политической подоплеки, и неслучайно, что это произошло в Чебаркульском районе, – рассудил эксперт. – При всем уважении к оппозиции, если бы главой поселка был представитель партии власти, проблемные вопросы решались бы более спокойно. Что касается выдвижения Горева на должность главы района, то содержание разговора с губернатором мы знать в точности не можем. Покуда не было сделано официального предложения, обсуждать эту тему для претендента на победу и уж тем более выносить ее в публичное пространство как минимум несерьезно. Ценность информации, поданной в таком ключе, равна нулю».
Позиции кандидатов от «Единой России» на ближайших выборах будут во многом зависеть от протестных настроений народа, полагает политический консультант Игорь Даченков. Главный фактор, который будет определять повестку дня – социально-экономический кризис, который, как видно, затянется надолго. В этих условиях электоральная повестка будет состоять из двух вопросов: как быстро доберется кризис до регионов и повлияет ли он на рост протестных настроений?
В сентябре 2015 г. жители Челябинской области будут участвовать в выборах депутатов законодательного собрания. Кроме того, предстоит избрать депутатов и глав муниципальных районов. Со списком всех предстоящих муниципальных выборов можно ознакомиться здесь.
«На первый вопрос уже почти с уверенностью можно ответить да. Соцопросы показывают, что россияне уже сегодня чувствуют ухудшение экономической ситуации. А экономисты считают, что до регионов кризисная волна дойдет к началу лета – если не раньше, – написал он в статье для проекта «Региональные комментарии». – А вот ситуация с протестными настроениями пока не совсем понятна. Как отмечают социологи, экономические трудности воспринимаются большинством сограждан как следствие действий внешних противников. Поэтому вызывают не рост недовольства, а напротив – мобилизацию граждан вокруг власти (во всяком случае – вокруг фигуры президента Владимира Путина). Сохранится ли этот объединяющий эффект до осени и в какой степени будет распространяться на региональные власти – вопрос. Однако пока, по мнению экспертного сообщества, оснований ждать в этом году резкой эскалации протестных настроений в регионах нет».