Участвовать в заседаниях смогут губернатор Алексей Текслер и глава Саткинского района Александр Глазков. Указ в понедельник, 21 декабря, подписал президент России Владимир Путин. И если присутствие главы региона в составе Госсовета для Челябинской области — не новшество, то попадание туда же главы района политологи тут же назвали беспрецедентным. Мы решили разобраться с экспертами, будет ли практическая польза от новых назначений.
— Глава региона продолжит работу в должности руководителя комиссии (ранее — рабочей группы) по направлению «Экономика и финансы». Кроме того, Алексей Текслер входит в состав президиума Госсовета, — сообщила пресс-служба главы региона. — Глава региона включен в список членов комиссии по организации согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, а также в комиссию по координации и оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Сразу поясним, что Государственный совет РФ — это совещательный орган. Членство там получают председатели обеих палат парламента, полпреды президента в федеральных округах, руководители фракций в Госдуме, главы высших исполнительных органов госвласти. Возглавляет Госсовет лично Владимир Путин, и по его решению включить в состав структуры могут и губернаторов. А вот появление там мэров и глав районов — нововведение, которое уже успели одобрить проправительственные политологи.
— Понятно, что это такой беспрецедентный случай: в обновленный состав Госсовета, который [является] серьезной структурой, видимо, с более серьезными полномочиями, входят сразу же два представителя региона, политика. Это, безусловно, усиливает возможности отстаивать интересы региона на федеральном уровне и добиваться поддержки проектов, которые требуют именно федерального участия, — заявил провластный политолог Александр Мельников. — То, что Глазков представляет Саткинский район, у которого такие передовые муниципальные практики, постоянно есть какие-то свежие креативные идеи, я думаю, существенно увеличивает шансы Челябинской области на то, что можно будет действительно сделать определенный рывок в развитии.
А вот оппозиционные политологи и политтехнологи настроены скептически.
— Глазков… Вы знаете, кто такой Глазков? Я, например, не знаю. Я первый раз слышу его фамилию, — заявил политолог Александр Подопригора. — Госсовет — это такое всенародное представительство делегированных представителей различных слоев населения, представляющих территории и города. Должен быть глава района, должен быть губернатор, должен быть глава крупного города. Эти люди берутся из разных, естественно, регионов, чтобы создавалось ощущение полного представительства классов управленцев, которые хорошо знают, понимают проблемы территорий разных именно в разрезе по численности, по структуре экономике (сельских районов, промышленных районов, малых городов, больших городов). Это абсолютно формальная вещь. Мог бы быть Ашинский район, и мы с вами так же сидели, гадали, какой в этом тайный смысл. Нет никакого тайного смысла. Не посылать же туда Копейск или Озерск, это все-таки не очень характерные города, а Сатка — да. Какая польза может быть? А какая польза была, когда заседали губернаторы? Смысла никогда никакого не было. Ну посидит человек, щеки понадувает, поедет домой.
В состав Госсовета раньше уже входили представители Челябинской области, напоминает Александр Подопригора:
— Госсовет большой, туда вошел далеко не один губернатор Текслер, там десятки губернаторов. Я думаю, добрая половина губернаторов России в состав Госсовета включена. Это обычная история, она всегда была. Все эти годы Госсовет работал в том же режиме, в каком работает и сейчас. И ровно таким же образом входили в состав Госсовета и в состав президиума на ротационной основе все челябинские губернаторы — и Дубровский, и Юревич.
Помимо Глазкова, в состав Госсовета попала и глава Евпатории Олеся Харитоненко. То, что выбрали именно эти территории, а не чиновников среднего уровня из Москвы и Московской области, — не случайность, уверены эксперты.
— Они очень сильно отличаются от районов всей остальной страны. Я помню, как у меня глава района одного из регионов и глава района Московской области вместе выступали, это был разговор китайца с папуасом. Они вообще про разное! У них жизнь разная, — поделился генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. — То, что в Госсовете будет человек, у которого жизнь такая же, похожая на жизнь обычных людей, — это очень важно. Он хочет того или нет, он будет высказывать позицию: «Нет, это не надо, надо вот так».
А вы верите в практическую пользу этих назначений?
Однако многое будет зависеть от личности такого представителя, признали политологи.
— Если человек компромиссный, то ни пользы, ни вреда не будет. Если он пожестче, если он готов свою позицию отстаивать, то будет минимальная польза в том, что эта позиция будет озвучена, и максимальная — в том, что она может быть по адресу. Но это зависит от человека, — пояснил Дмитрий Журавлев. — Глава Госсовета — президент, и он теперь президента будет видеть периодически не где-то по телевизору, а лично. И в такой ситуации он вполне может захотеть не обострять и выстроить отношения с вышестоящими, а не заниматься правдокачательством.
— Насколько я понимаю, четких задач у Госсовета по-прежнему нет. И это такой орган, скорее консультативный, то есть можно встретиться, о чем-то поболтать, — рассказал генеральный директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. — Тот факт, что там целых два главы муниципалитета, говорит о том, что они смогут с уровня такого незначительного по сравнению с губернаторами, полпредами, с уровня местной власти донести какие-то низовые проблемы. [Проблемы], связанные с основными вопросами — ржавая вода, плохой воздух, отсутствие транспортных сообщений и так далее. То, что обычно власти обобщают на уровне региона. Мэр может оперировать более приближенными к простому человеку понятиями. И, соответственно, раз он мэр одного из челябинских муниципальных районов, то, соответственно, будет опираться на те проблемы, которые у него существуют в городе. И в конечном итоге, зная, что у нас всё в ручном управлении в стране происходит, то конкретно жителям может повезти, их проблемы будут решаться. Другое дело, насколько это поможет мэрам других малых городов, которых нет Госсовете? Вот это вопрос.