Почему одни квартиры выкупаются за считаные дни, а другие «висят» в базах объявлений месяцами? Казалось бы, это вопрос правильно выставленной цены. Но на практике выходит не совсем так. Во всяком случае, вспоминая свой опыт покупки квартиры, могу точно сказать: покупатель все реже смотрит только на цену.
Риелторы убеждены, что перед тем, как избавиться от своего жилья, нужно провести предпродажную подготовку: привести квартиру в порядок, убрать личные вещи, освежить по-минимуму ремонт и так далее. Статья на эту тему вызвала в октябре прошлого года живое обсуждение. Читатели разделились на два лагеря. Одни утверждали, что внешний вид квартиры роли совершенно не играет – «пипл все схавает», уж простите за сниженную лексику. Другие же говорили, что вкладывать деньги в «убитую» квартиру не захотят ни за что. Я отношусь как раз ко второй категории покупателей.
Моя история решения квартирного вопроса состоит из шести квартир, которые мы с риелторами отсмотрели за две недели. Почему пять из предложенных вариантов не вызвали у меня энтузиазма?
Первая квартира, как и все последующие, находилась на северо-западе. В многоэтажке на Комсомольском проспекте возле лыжной базы было очень жарко. Понятное дело – зима, но уже в подъезде возникло непреодолимое желание снять верхнюю одежду, теплый свитер и разуться. Надо ли говорить, что к седьмому этажу наша делегация взмокла окончательно. Неуверенная фраза риелтора «Зато дом теплый» выглядела слабой попыткой улучшить первое впечатление.
Я привыкла задавать много вопросов, так что скоро выяснила у хозяйки, что дом был запроектирован как гостиница, затем перешел в долгострой и после перерыва все же был сдан как жилой дом. Сама квартира оказалась неудачной по своей планировке: нефункциональные ниши, выступающие в неожиданных местах углы, совершенно крохотные балкон и санузел, в которых было неприлично тесно. Так что – отказать.
Вторая квартира находилась на проспекте Победы. Да-да, как раз там, где по утрам громыхают трамваи. Я была готова закрыть на трамвайные шумы глаза (и уши), но меня оттолкнула сама квартира. Вроде бы, вполне сносный ремонт, не самая плохая сантехника, краны не текут. Но было видно, что квартиру долго сдавали в аренду. Во время осмотра в одной из комнат находились студенты, вокруг были разбросаны обертки от чипсов, пивные бутылки, заполненные окурками пепельницы... Одно из окон в угловой комнате было загорожено платяным шкафом. Ощущения от этой крейзи-коммуналки оказались не самые приятные.
Третий объект понравился, пожалуй, больше остальных. Там жила молодая семья с ребенком, которая отдавала квартиру с ремонтом и неплохой мебелью. Видно, что все сделано «для себя», но и цену попросили выше, чем мы были готовы заплатить. В тот же вечер риелтор показала мне еще одну квартиру – абсолютно аналогичную первой, но я почувствовала разницу. В квартире ютилось неимоверное количество людей, я насчитала пятерых детей и почти такую же толпу взрослых. На руках у квартиросъемщицы истошно кричал малыш, даже обсудить детали сделки оказалось крайне сложно. И снова – «осадочек остался».
Пятая квартира в районе ул. 40 лет Победы привлекла внимание своим спокойным двором. С пятого этажа открывался приятный вид на березки и площадку, где с мамами мирно играли детки. В общем сплошная пастораль. Состояние квартиры – самое обычное: не нужно делать глобального ремонта, собственник менялся пару раз, долей нет. О нынешнем собственнике риелтор продавца почему-то говорила очень уклончиво. Но, выходя из квартиры, я заметила в углу одной из комнат сложенное инвалидное кресло...
В итоге купила я шестую квартиру в приличном состоянии: до меня – один собственник (квартира почти все время стояла пустая), место – с детсадом во дворе и школой под боком (лишнюю высотку под окна не влепят), по цене – прекрасно сторговались. И несмотря на то, что это «вторичка», внутри все выглядело, как квартира в сданном доме с чистовой отделкой, без признаков жизни посторонних людей. Все стандартно, но глаз ни за что не цеплялся. Я легко могла представить именно эту квартиру своим новым домом.
К чему это я? Лет пять назад, когда Челябинск только начал строить вместе с жильем наполеоновские планы на будущее, предпродажная подготовка квартир была далеко не на первом, не на втором и даже не на третьем месте. Покупатель готов был «оторвать с руками» все, лишь бы цена устраивала и место более-менее подходило.
Но время изменилось.
В год только Челябинск сдает около миллиона квадратных метров жилья. Почти все оно идет с чистовой отделкой – заезжай и живи. Даже застройщики домов повышенной комфортности стали предлагать отремонтированные метры. У продавцов вторичной недвижимости появился нешуточный конкурент в виде больших объемов «первички», а у покупателя – выбор. Сегодня с большей готовностью горожане несут свои деньги продавцу квартиры в новом доме, где еще никто не жил, чем в «бэушное» жилье. Так что желающим продать не очень свежую квартиру все же придется подумать о первом впечатлении, которое производит объект и освоить азы предпродажной подготовки.
Антонина Лаптева – редактор сайта DomChel.ru. Не боится набивать коммунально-ремонтные и строительно-ипотечные шишки; верит, что ее опыт может быть полезен другим. Находится в состоянии перманентного ремонта, превратив дом в экспериментальную площадку по отделке и хендмейду. Готова потратить последнюю заначку на новое платье и «что-то очень нужное» для дома.