16 октября среда
СЕЙЧАС +2°С

Шли за жилой: археологи нашли древнейшие шахты в Челябинской области

Раньше считалось, что металлурги эпохи бронзы использовали только карьеры

Археологи челябинского педуниверситета вместе с геологами миасского института минералогии Уральского отделения РАН и Ильменского заповедника обнаружили сеть древних шахт в Чесменском районе. В эпоху бронзы — в первой половине II тысячелетия до нашей эры — там добывали медную руду.

Самая большая шахта была глубиной в несколько метров

Рудник Новотемирский, расположенный возле одноименного посёлка в Чесменском районе, начали изучать год назад. До недавнего времени считалось, что древнейшие металлурги Южного Зауралья использовали только открытый тип разработок — то есть карьеры.

— В этом году мы обнаружили ряд вертикальных и горизонтальных шахт, петляющих в горной породе змеевика, — рассказала научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории НИЛ «Археологические исследования и школьное археологическое краеведение» Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Полина Медведева. — Все они были тщательно засыпаны отработанной породой, поэтому не видны с поверхности.

На наличие медной руды указывали малахит и азурит

Самая большая шахта была раскопана на глубину около шести метров вниз. Учёные намерены продолжить её исследование, возможно, с применением техники и дополнительных укреплений. Копать лопатой глубже уже небезопасно.

— Древние люди видели окисленные минералы — малахит и азурит — и просто шли за жилой, — добавила Полина Медведева. — Также мы обнаружили несколько ям глубиной до метра. Вероятно, это были пробные выработки.

О присутствии сибиряков свидетельствуют останки их посуды

Ученые нашли фрагменты керамики, которые подтверждают ранее озвученную гипотезу о том, что в раннем железном веке на рудниках работали лесные охотники угорского происхождения с территории современной Тюменской области. Причины их появления здесь неизвестны, тем более, что металлургия не была приоритетным занятием для них. Но некоторые исследователи высказывают идеи об использовании их в качестве подневольных рабочих.

Археологам предстоит изучить территорию вокруг рудника

Археологи намерены и дальше исследовать Новотемирский рудник. В планах — изучить культурный слой вокруг, а также установить точные размеры разработанного месторождения.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7-93-23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. Следите за самыми важными и интересными новостями Челябинска в соцсетях. Подписывайтесь на наш канал в Телеграме.

ТЕКСТ

оцените материал

Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Тупой
    10 июл 2018 в 09:53

Странно... Оказывается, промышленный регион тут был тыщи лет назад, а вонять начало только при Дубровском...

Гость
    10 июл 2018 в 10:10

Доисторическая РМК в прошлом всё загубила, прошло время и всё по новой.

Гость