Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области запустило в работу современную систему мониторинга состояния трасс региона. Она позволит не только оперативно устранять гололёд и снег, но и следить за асфальтовым покрытием. 29 декабря систему презентовал глава Миндортранса Дмитрий Микулик.
До недавнего времени работа дорожных служб была организована по старинке — два раза в день со всех территорий отзванивались диспетчеры, и по их словам составлялись утренняя и вечерняя оперативные сводки, согласно которым принимали решения о выводе той или иной техники. В случае природных катаклизмов информацию передавали чаще, но всё равно она была лишь констатацией факта, и оперативность очистки трасс не всегда была на высоте. С введением автоматизированной системы наблюдения и прогнозирования все звенья — от рабочих и диспетчеров до министра — начали работать по-новому, в режиме онлайн.
На автодорогах Челябинской области, участках с самыми сложными погодными условиями, смонтировали 32 поста системы. Каждый из них состоит из трёх аппаратных комплексов. Метеостанция передаёт данные о температуре воздуха, влажности, скорости ветра, атмосферном давлении, а главное — формирует прогноз, благодаря чему дорожная техника может выдвигаться на место заранее. Лазерные датчики фиксируют интенсивность осадков, высоту снежного покрова, уровень ледяной или водяной плёнки, концентрацию противогололёдных материалов. Видеокамеры позволяют наблюдать за дорожной обстановкой в реальном времени. Система также фиксирует интенсивность транспортного потока, разделяя автомашины на легковые и грузовые разной тоннажности. Дорожники объясняют, что эта функция крайне важна для анализа состояния асфальтового покрытия и планирования ремонтных работ.
— Всё, что было раньше, — это прошлый век. У нас бывают очень сложные ситуации, когда время принятия решений сжимается до минут, — констатировал Дмитрий Микулик. — Давайте вспомним 2016-й год, юг Челябинской области, сильнейший ветер поднял низовую метель, столб снега высотой 15-20 метров за несколько часов запечатал несколько сотен километров дорог и парализовал движение в четырёх районах. 2017-й год, горнозаводская зона, полностью под снегом оказались Аша, Усть-Катав, Катав-Ивановск. Поэтому мы уделяем очень серьёзное внимание зимнему содержанию дорог и пытаемся минимизировать риски печальных последствий для автовладельцев.
Новая система отработала в тестовом режиме два месяца. В течение зимы ей предстоит пройти проверку в различных экстремальных погодных условиях. Одновременно в течение года специалисты Миндортранса будут решать вопросы стыковки с аналогичной системой федеральных автодорог для максимального охвата и повышения эффективности.
Вся система под ключ — с оборудованием и программным обеспечением — обошлась областному бюджету в 60 миллионов рублей.
Мария Шраменко