Церемонию провели во вторник, 26 января, с участием губернатора Алексея Текслера, гендиректора «Росатома» Алексея Лихачёва и председателя совета директоров «АЕОН» (это контролирующий инвестор «Новапорта») Романа Троценко. Поводом выбрали… окончание ребрендинга! Нормально ли проводить открытие спустя 14 месяцев обслуживания пассажиров? И как оценивают новый терминал специалисты? Читайте в материале 74.RU.
Оформление челябинского аэропорта теперь уже точно соответствует атомной тематике. В зоне ожидания поставили инсталляцию «Зарядись атомом». У нее, кстати, есть не только эстетическая, но и практическая нагрузка — помочь пассажирам зарядить смартфоны и планшеты. В терминале открыли кинозал для демонстрации роликов, сделали панели с информацией о физике-ядерщике Игоре Курчатове, истории атомной энергетики и авиации.
— Мы с вами понимаем, что аэропорт фактически начал работать в конце 2019 года, — признал Алексей Текслер. — Но сегодня такая важная веха в его жизни. Мы, по сути, открываем новый, в обновленном стиле аэропорт. Жители Челябинска выбрали название аэропорту, проголосовали за то, чтобы он носил имя выдающегося ученого, человека, который не только работал в Челябинской области, но и здесь родился. В новом аэропорту на каждой стене, в каждом уголке — связь с наукой. Можно с помощью гаджета рассмотреть и изучить информацию, которая здесь буквально на каждом шагу.
«С эстетической точки зрения аэропорт выглядит достойно»
Достойное открытие челябинского аэропорта проводят спустя 14 месяцев после начала работы нового терминала. Он был одним из ключевых объектов саммитов ШОС и БРИКС, которые Челябинск так и не принял в 2020 году. Терминал запустили заранее — в ноябре 2019 года. Тогда торжественного открытия не было. Первые две недели терминал работал в тестовом режиме. В декабре 2019-го приехавший на Урал Роман Троценко и Алексей Текслер обсудили шансы Челябинска стать воздушным мостом из Европы в Китай. И теперь, наконец, закончили ребрендинг. С этим помогала госкорпорация Росатом.
— Я очень благодарен руководству Челябинской области за то, что мы себя чувствуем как дома. Новое содержание аэропорта — это интеллектуальная инвестиция Росатома, — заявил генеральный директор госкорпорации Алексей Лихачёв.
Торжественное открытие спустя год работы, согласитесь, выглядит довольно странно. Впрочем, эксперты предлагают не акцентировать на этом внимание.
— Давайте будем реалистами. Когда речь идет об инсталляциях, да еще привязанных к такому событию как присвоение имени, это все-таки не связано с операционной деятельностью. Мы отлично знаем, что подобного рода события — разрезание ленточки — проще приурочить к какой-нибудь дате, к визиту высокопоставленного чиновника или к чему-то еще, — рассуждает руководитель аналитического отдела отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — Непосредственно с операционной деятельностью связывать это большого смысла нет. Я бы сказал так: если кто-то из пассажиров ощущал дискомфорт от того, что он прилетал в аэропорт, в котором еще торжественно ленточки не резали, шампанское не разливали, это большая проблема. Но в целом ключевой вопрос заключается в том, что объект получил согласование с Ространснадзором, Росавиацией и так далее, он бы принят и введен в эксплуатацию с выполнением всех формальностей. Это ключевой вопрос, а уж ленточки — это вторично.
— Людям совершенно безразлично, кто там чего и когда открывает. Люди летают и видят проблемы, — рассуждает эксперт в сфере транспорта и логистики Яков Гуревич. — Мне он, честно, несильно нравится. Там странное достаточно расположение, снизу вверх подниматься [надо], указателей там недостаточно. Это частично устранимые проблемы — этим профессионалы должны заниматься, которые способны распределить потоки в аэропорту, посчитать всё. Такое впечатление, что этого никто не делал. Люди не чувствуют себя там комфортно. Вот это, может быть, главная проблема. У меня такое впечатление, что никто не собирался делать его благожелательным, удобным для людей. Построили коробку. Кому-то она нравится, кому-то не нравится. И этим дело ограничилось. Зачем строили?
При этом за последний год новый терминал не раз оказывался замешан в скандалах. Первый разгорелся из-за неработающих эскалаторов и лифтов, в результате чего пассажиру со сломанной ногой пришлось буквально карабкаться на второй этаж. После этого московский пиарщик разнес в пух и прах челябинский сервис. Подпортила впечатление и неполная выплата зарплат сотрудникам. А в июле антимонопольщики заподозрили аэропорт в завышении цен на использование телетрапов. В августе начался конфликт с таксистами из-за новых правил парковки. В сентябре рабочие повредили огни на взлетно-посадочной полосе, и из-за сбоя улететь вовремя не смогли 400 пассажиров. В декабре прокуратура начала проверку из-за жалоб пассажиров на гигантские очереди — в зоне досмотра выстроились по 200 человек. Еще через две недели произошел потоп.
— Я перед Новым годом как раз улетал, всюду текло — что на первом этаже, что на втором, — подтверждает Яков Гуревич. — Не знаю, это норма или нет, но я свидетель.
За ситуацией в новом аэропорту внимательно наблюдают и в правительстве Челябинской области.
— Мы все понимаем, что «Челябинское авиапредприятие» — это частное предприятие. Взлетно-посадочная полоса и стоянка бортов — это федеральное имущество, а новый терминал — это деньги частных инвесторов, — пояснил 74.RU министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Нечаев. — Какого-то непосредственного, прямого влияния у нас, конечно, нет. Да, несомненно, мы так же, как и потребители, летаем в командировки, в отпуска, видим недоработки, обращаем на них внимание. Наше предприятие в рабочем режиме какие-то грани и тонкости сглаживает. На наши замечания аэропорт реагирует и устраняет, перекрашивали даже какие-то участки стен.
Незамеченными не прошли ни потопы, ни технические проблемы.
— Есть такое понятие, как пуско-наладка, но, наверное, ее срок подошел [к концу]. Я думаю, аэропорт видит это и устранит моменты, связанные с вещами некомфортными, — отметил Алексей Нечаев. — Понятно, что тонкости и моменты в режиме пуско-наладки с учетом мнения жителей будут дорабатываться, докручиваться.
Возможно, сегодняшнее открытие — попытка начать всё с чистого листа?
— Как индустриальный пиарщик, я скорее готов сделать положительные выводы. На мой взгляд, весьма вероятно, что целая череда недовольных откликов (и мой в том числе) побудила руководство аэропорта проанализировать ошибки, весьма вероятно — исправить их, в том числе и в области связей с общественностью, — прокомментировал московский пиарщик Алексей Агуреев. — Идея «открыть» аэропорт после года работы — очень продуктивная. Это означает, что аэропорт стремится дистанцироваться от прошлых промахов и начать как бы всё «с чистого листа», в том числе и отношения с пассажирами. Мне видится, что это очень позитивное развитие событий.
«Главное, чтобы были реально исправлены все упоминавшиеся ошибки и чтобы "работа над ошибками" не ограничивалась бы только областью пиара»
Алексей Агуреев уверен — фактическая работа над ошибками не будет стоить «Новопорту» больших денег.
— Чтобы добиться удовлетворенности клиентов, необходимо, помимо всего прочего, взять на вооружение передовой опыт как западных, так уже и многих наших аэропортов, провести выявление узких мест, наладить «обратную связь» с пассажирами, — рассуждает эксперт. — Инструментов для этого множество, ну, к примеру, «тайные пассажиры», которые моделировали бы разные нестандартные ситуации и проверяли бы реакцию сотрудников аэропорта. Областей для работы — очень много, причем работа по налаживанию сервиса — она даже не требует солидных затрат. Надо просто знать, как определить реперные точки, и знать, как их исправлять, что для этого надо делать. К примеру, в гостинице наладить сервис — можно даже не ставить кондиционеры в номер (я не думаю, что в Челябинске много знойных дней, хотя отсутствие кондиционера в номере аэропортовой гостиницы меня сильно удивило). Но объяснить персоналу, что даже по ночам пассажир должен иметь возможность поесть — это вполне достижимо.
Эксперты отмечают, что исправление ошибок помогло бы аэропорту улучшить положение на рынке.
— Я хотел бы совершенно искренне пожелать аэропорту удачи. У челябинского аэропорта есть все географические и не только условия для того, чтобы стать важнейшим хабом этой части страны. У Челябинска очень выгодное расположение — между Китаем (Азией) и Европой. Уже одно это дает аэропорту массу преимуществ, — уверен Алексей Агуреев. — А то, что челябинский аэропорт просто обречен стать флагманским аэропортом в своем холдинге, — это просто 100 процентов.
А вы верите в светлое будущее челябинского аэропорта?
— Мы говорили про третью категорию ICAO, — напоминает глава регионального Миндортранса Алексей Нечаев. — У нас всё смонтировано, всё готово, но есть ряд документов, которые доделываются. Система фактически запущена, но нормативно-правовые акты не подписаны. Они февралем будут задействованы. Новый терминал построили, но многое еще предстоит сделать. Работы до сих пор продолжаются. Мы знаем, что идет работа в международном пункте пропуска. Алексей Леонидович поставил задачу, чтобы к 1 мая [аэропорт] мог уже принимать и на вылет, и на прилет международные линии.
Третья категория по нормам ICAO присваивается аэропортам, оснащение которых позволяет принимать самолеты при минимальной вертикальной видимости 30 м и горизонтальной 200 м. При таком оборудовании можно сажать самолёт вслепую, то есть по приборам.
— Новый терминал спроектирован так, что есть возможность расширяться (у нас есть планы на следующие 30 лет по работе в аэропорту), — сообщил сегодня и председатель совета директоров «АЕОН» Роман Троценко.
Одним из самых ожидаемых элементов терминала были телетрапы. Однако в 2020 году обнаружилось, что сейчас «рукава» большую часть времени пустуют, а от терминала до борта и обратно людей доставляют старым способом. Мы разобрались, почему так происходит.
О судьбе аэропорта, влиянии пандемии и переговорах с Turkish Airlines читайте в большом интервью с директором аэропорта Андреем Осиповым.