О сделке стоимостью 178 миллионов долларов представители агрегатора объявили 2 февраля. Речь идет о приобретении кол-центра и бизнеса по заказу грузоперевозок группы компаний «Везёт» (бывший «Лидер». — Прим. ред.).
— Сделка позволит «Яндекс.Такси» улучшить клиентский сервис и ускорить развитие логистической платформы, в частности, предложить экспресс-доставку посылок и грузов жителям регионов. Пользователи «Везёт» смогут вызывать такси по телефону, как они привыкли, или в приложении «Яндекс Go». Водителям будет предложено подключиться к платформе «Яндекс.Про», — говорится в сообщении «Яндекс.Такси». — Среди особенностей платформы — продвинутые технологии безопасности и эффективный механизм распределения заказов. Благодаря ему водители меньше ездят «вхолостую» и больше зарабатывают, а пользователи тратят меньше времени на ожидание машины.
Сделку завершат во втором квартале 2021 года, добавили в компании. Оплату также разделят на этапы: часть средств выплатят сразу, остальное — по результатам интеграции.
«Яндекс.Такси» развивает бизнес в нескольких направлениях — онлайн-заказ такси, каршеринг, фудтех и логистика. Компания управляет супераппом под брендом «Яндекс Go» (ранее — сервис «Яндекс.Такси»), а также сервисами «Яндекc.Драйв», Uber Russia, Yango, «Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка», Ultima и логистическими вертикалями по экспресс-доставке продуктов, отправке посылок и перевозке грузов.
Разговоры об объединении «Яндекс.Такси» и «Везёт» (а, по сути, поглощении «Везёт») ходили еще пару лет назад. Летом 2019 года анонсировалось соглашение между двумя компаниями, по которому «Яндекс» должен был получить 56,2%. В разное время «Яндекс» то подавал, то отзывал ходатайства в ФАС о покупке всех активов компании «Везёт». В прошлом году «Яндекс.Такси» планировал приобрести все торговые знаки, принадлежащие «Везёт»: Fasten, «Лидер», RedTaxi и так далее.
В Федеральной антимонопольной службе посчитали, что в этом случае совокупная доля агрегаторов увеличится до 70% по России, а в 19 регионах превысит 80%. Сделка могла привести к ухудшению конкуренции на рынке и сужению возможности выбора водителей такси и пассажиров, сделали вывод представители ФАС и отказались удовлетворить ходатайство «Яндекса».
В 2019 году агрегаторы занимали 60% легального рынка такси. Такие данные опубликовал Rbc.ru со ссылкой на исследование Аналитического центра при Правительстве РФ. На сервис «Яндекс.Такси» приходилось 27%, «Везёт» — 12%, «Максим» — 9%, Gett — 5% и 1% — на «Ситимобил». У остальных агрегаторов — 6% рынка.
— В отличие от соглашения, анонсированного в июле 2019 года, новая сделка подразумевает приобретение лишь части активов «Везёт», действует в ограниченном количестве регионов и не распространяется на программное обеспечение, — уточнили в «Яндекс.Такси».
74.RU поинтересовался, входит ли Челябинская область в то самое «ограниченное количество регионов» и когда мы все ощутим изменения. Но представители «Яндекса» не назвали точных сроков.
— Так как «Везёт» — компания с большим присутствием в регионах, то интеграция будет разбита на этапы и по географиям и срокам, — сообщили 74.RU в пресс-службе компании «Яндекс.Такси». — График интеграции будет анонсирован отдельно для партнеров каждого региона.
Группа Компаний «Везёт» сформирована в мае 2017 года в результате объединения ведущих агрегаторов такси — «Сатурн» и «Рутакси», у каждого из которых 15-летний опыт построения бизнеса в России. Сервисы компании доступны более чем в 100 городах России.
В пресс-службе группы компаний «Везёт» сообщили, что не комментируют сделку, и попросили все вопросы адресовать представителям «Яндекс.Такси».
Ранее представители сервиса такси «Везёт» в качестве своего главного конкурента называли личный автомобиль.
— Всё больше людей понимают, насколько удобнее пользоваться такси в повседневной жизни. В крупных региональных центрах сервисы заказа такси становятся альтернативой общественному транспорту, при этом аудитория пользователей этой услуги постоянно растет, — говорили в группе компаний «Везёт» полтора года назад, комментируя экспансию «Ситимобила».
По данным Аналитического центра при Правительстве России, рынок такси в нашей стране растет на 14,2% в год. Эксперты оценивают его в 600–700 миллиардов рублей.
— От направления такси и доставки сейчас ожидают возникновения компаний с капитализацией в миллиарды долларов. Так, 9 декабря на NYSE провела IPO компания DoorDash, Inc. — лидер доставки еды в США. Ее оценивают в $61 миллиард — это 27 ее годовых продаж, а прогнозируемый мультипликатор к выручке P/E (отношение цены акции к прибыли на акцию) превосходит тысячу. Почему компания стоит так дорого? Это связано с тем, что ее доля рынка доставки еды в США превосходит 50%, причем ей удалось отобрать ее у предыдущего лидера GrubHub и не отдать Uber Eats, то есть подразделению Uber. Инвесторы верят, что со столь большой долей рынка компания найдет бизнес-модель, которая сделает ее устойчиво прибыльной, — привел пример аналитик ГК «ФИНАМ» Леонид Делицын.
Та же логика действует и в России, и в бизнесе агрегации предложений такси. Чтобы «Яндекс.Такси» продолжали оценивать дорого (а звучавшие в прошлом году оценки составляли до $8,5 миллиарда), компания должна доминировать хотя бы на отечественном рынке.
— Региональные ограничения не мешают компаниям стать дорогими, но нужны очень большая доля рынка и перспективы выхода на другие рынки в своем регионе. Это «Яндекс.Такси» и делает: задача компании — удерживать хотя бы половину рынка пассажирских перевозок и демонстрировать способность расти «вширь» — например, в грузоперевозки, — объяснил Леонид Делицын. — Очевидно, ресурсы владельцев «Везёт», чей бизнес по заказу грузоперевозок и кол-центры оценены в $178 миллионов, — это легкая весовая категория в сравнении с «Яндексом», капитализация которого превышает $22 миллиарда. Если «Яндекс» как-нибудь переживет потери, связанные с коронавирусом (акции компании на самом деле выросли вместе с акциями других гигантов ИТ), то у специализированного бизнеса ситуация должна быть значительно сложнее.
Поэтому консолидация рынка и значительный отрыв одного игрока, скорее всего, неизбежны, добавил эксперт. Собственно, в этом, по словам Леонида Делицына, и состояла модель конкуренции Майкла Портера — крупнейший игрок рынка оказывает стандартные услуги и зарабатывает на экономии масштаба, а менее крупные игроки оказывают специализированные услуги и обслуживают небольшие ниши, ради которых лидеру стараться невыгодно. Другие сценарии неустойчивы.
Как развивалось такси в Челябинске
Серьезная конкуренция в такси началась в 2016 году — на рынок Челябинска пришла большая тройка мобильных агрегаторов услуг такси — Gett, Uber и «Яндекс.Такси». Тогда аналитики оценивали оборот рынка такси в нашем городе в четыре миллиарда рублей в год. Последним серьезным потрясением рынка стал приход в областной центр агрегатора такси «Ситимобил» в прошлом году.
В декабре 2019 года челябинские таксисты анонсировали массовую трехдневную забастовку, но дальше слов не пошло. Лишь единицы поддержали акцию протеста.
В апреле прошлого года челябинские таксисты, работающие с агрегаторами «Яндекс.Такси» и «Ситимобил», устроили акцию протеста против резко упавших доходов во время пандемии коронавируса. Около 150–200 машин собрались на парковке. Позже представители агрегаторов прокомментировали акцию.
В июне прошлого года о заходе в Челябинск заявили в сервисе X-car, который называют «такси для таксистов».