Городская ГИБДД стала применять такую меру к самокатам, оставленным с нарушениями на дороге. В зачет идет не только стоянка под запрещающими знаками, но и, например, парковка на тротуарах, где самокаты в основном и используются. В присланных Госавтоинспекцией материалах фигурирует техника лишь одной шеринговой компании — Urent. А ранее против Urent высказался один из транспортных чиновников Челябинска, за что получил нагоняй от Федеральной антимонопольной службы. 74.RU выяснил, законна ли эвакуация самокатов и почему столько внимания уделяется одной из двух прокатных фирм?
Представитель ГИБДД Челябинска Сергей Луценко так объяснил ситуацию:
— ГИБДД города усиливает контроль за самокатами, которые припаркованы на тротуарах и в иных местах с нарушением правил остановки и стоянки транспортных средств. Такой транспорт задерживается и эвакуируется на специализированную стоянку.
Он подчеркнул, что речь идет об электросамокатах мощностью более 250 Вт или максимальной скоростью более 50 км/час, которые, согласно ПДД, относятся к механическим транспортным средствам, конкретнее — к мопедам. Мопедам запрещено двигаться по тротуарам, а для управления ими нужны права категории «М».
Однобокость подхода в пресс-службе ГИБДД города объяснили тем, что желтые самокаты Whoosh имеют мощность менее 250 Вт, тогда как самокаты Urent (фиолетовые) попадают под критерии механического транспорта. Правда, в самой компании Urent нам возразили, что используют самокаты Ninebot9 ES4, дефорсированные до 240 Вт, хотя мощность оригинальной модели составляет 300 Вт.
Проблема классификации самокатов остро встала этим летом, и мы уже рассказывали, что у ГИБДД и судов пока нет единой позиции относительно того, считать ли их моторизованным транспортом или приравнивать их пользователей к пешеходам. Но участились инциденты, когда самокатчика приравнивают к водителю со всеми вытекающими последствиями.
Член общественного совета при ГУ МВД России по Москве Антон Шапарин считает, что судить о законности эвакуации самокатов на штрафстоянку пока очень сложно:
— Нет точно прописанной нормы, которая сказала бы, электросамокат — это мопед или это иной транспорт, — объясняет он. — Нужен закон, а закона нет. ГИБДД пытается бороться за безопасность, эвакуируя самокаты, и в данном случае действует отчасти «по понятиям», но, я считаю, делает нужное дело, потому что самокаты, конечно, нужно приравнивать к мопедам, которыми они, по сути, и являются.
При этом эксперт отмечает, что проблема электросамокатов известна много лет, но с места не двигается:
— Законодательство не принято, потому что Минтранс давно и безрезультатно ведет разъяснительную работу и разные исследования, чтобы понять, какие требования нужно принять, — говорит Антон Шапарин. — Когда они в прошлый раз написали проект нормативного акта, они в одну категорию СИМов (средств индивидуальной мобильности) объединили самокаты, которые могут ехать 80 км/час, и роликовые коньки. Этот проект разгромили, и с тех пор ничего не изменилось.
Эксперт считает, что для решения проблемы нужно признать самокаты мощностью более 250 Вт мопедами, что автоматически запретит их использование на тротуарах.
— А менее мощные модели следует отнести условно к средствам развлечения и запретить им выезд на дороги, включая тротуары, оставив возможность ездить в парках или на частных приусадебных участках, — подытоживает Антон Шапарин.
Единства мнений в этом вопросе нет. Например, координатор движения «Синие ведёрки» Дмитрий Зворыкин считает, что электросамокаты нужно уравнять в правах с велосипедами:
— Как и велосипедисты, самокатчики должны двигаться преимущественно по проезжим частям, может быть, нужно контролировать их скорость. Сейчас они пользуются тротуарами для собственной безопасности, но тем самым они крадут безопасное пространство у пешеходов, — уверен он.
Но велосипедам при определенных условиях разрешен выезд на тротуары, поэтому эвакуация с пешеходной зоны запаркованного велосипеда не допускается.
В минувшие выходные ГИБДД оштрафовала 19 водителей электросамокатов, при этом троих — за отсутствие удостоверения, а еще троих — за отказ от медосвидетельствования на состояние опьянения. Наказание за это сурово.
Руководитель Федерации автовладельцев России Максим Едрышов вообще считает, что приравнивание электросамокатов к мопедам — это нонсенс.
— Даже ребенок понимает, что самокат и мопед — это разные вещи, — рассуждает он. — Минтранс предлагал разумные поправки к ПДД, которые вводили понятие средств индивидуальной мобильности, но проблема в том, что сейчас для ПДД действует так называемая «регуляторная гильотина», то есть их нельзя менять фрагментами, а только путем принятия нового документа.
Поэтому, говорит эксперт, вопрос о юридическом статусе самокатов висит в воздухе. И это в числе прочего приводит к другой «гильотине», когда самокаты одного прокатчика увозят на штрафстоянку, а самокаты другого, занимающие столько же места, не трогают.
Особое внимание к сервису Urent проявляют и местные власти. Например, заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров написал в своем телеграм-канале:
— Они (Urent) не очень правильно зашли в город. Если Whoosh выступал на инвестсовете несколько раз, со всеми всё согласовал, подписал соглашение о сотрудничестве, то Urent влез самовольно, договорившись на мелком уровне с кем-то в районе.
Федеральная антимонопольная служба вынесла чиновнику предупреждение, указав:
— Публичные высказывания о потенциальной невозможности выхода на рынок шеринга электросамокатов без согласований с органами власти Челябинской области могут привести к созданию дискриминационных условий на рынке и изменению намерений потенциальных игроков оказывать подобные услуги.
Поддерживаете ли вы идею эвакуации самокатов с тротуаров силами ГИБДД?
В последнее время самокатный бизнес находится под огнем критики по всей России, а недавно за него взялись даже силовики.
Представители обоих сервисов, Urent и Whoosh, ответили на возмущение челябинцев.
А чуть раньше мы протестировали самокат одного из сервисов: часовая поездка на двоих обошлась нам в 700 рублей.