С выпадением первого снега улицы стали белыми, чистыми, и повеяло Новым годом. Но прошла пара дней, и город будто вернулся в позапрошлую зиму — дороги покрыла черная грязь. Неужели их снова заливают реагентами? 74.RU получил немало возмущенных писем от водителей и пешеходов. Наш фотокорреспондент Дарья Пона прогулялась по Челябинску и посмотрела, как теперь выглядит проезжая часть. Похоже, от обещаний не использовать соль осталось только мокрое место.
«Сами создают аварийную ситуацию»
— Дороги посыпают солью опять бесконтрольно! Снег только немного выпал, но дорожники уже используют реагенты, — написал читатель 74.RU, живущий в Чурилово. — Даже не заморачиваются подметанием и уборкой его! Насколько я помню, им объясняли, что так делать нельзя, и в прошлом году всё было в порядке, а тут опять!
Другой автомобилист отметил, что в реагентах дороги по всему городу.
— Как будто у нас гололед везде и опасные участки. Сами создают аварийную ситуацию, — считает он.
Житель Челябинска Евгений снял на видео состояние проезжей части на автодороге «Меридиан».
— Солью засыпали и «Меридиан», и Троицкий тракт на выезде — от поста ГИБДД и буквально до Коркино. Я накануне там в 06:30 утра ехал, все дороги в лужах, — рассказал нашему корреспонденту Евгений. — Лужи стоят на улице Свободы, у железнодорожного вокзала, на Елькина и Гагарина. И этот список можно продолжать еще долго.
Горожане также жалуются на грязную снежную кашу на проспекте Ленина и Комсомольском проспекте.
Заместитель главы города по дорожному хозяйству и транспорта Максим Куляшов на совещании 15 ноября отчитался, что с начала сезона подрядчики вывезли 1183 тонны снега, в том числе в минувшие выходные — 750 тонн.
Сколько снега растопили солью мы, конечно же, не узнаем — такую статистику не ведут.
«Снег мы не топим, как бытует мнение»
Мы обратились за комментарием в городскую администрацию и там нам подтвердили, что подрядчики действительно переборщили с солью.
— Мы выявили избыточное использование противогололедных материалов, — ответили в пресс-службе мэрии. — Должны подсыпаться только опасные участки дорог с последующим проходом техники для сбора. По поручению главы города ведем со всеми подрядчиками претензионную работу.
В администрации напомнили, что в Челябинске работают несколько подрядных дорожных организаций. Самые крупные из них — ООО «Строймеханизация», ООО «Стройтех», ООО ТД «Урало-Сибирская компания» (обслуживает мосты) и ООО «Строй-Сервис».
ООО «Строймеханизация» отвечает за уборку всех районов Челябинска, кроме Центрального и Советского.
«Строймеханизация» в последние годы стала крупнейшим дорожным подрядчиком. Это предприятие сосредоточило в своих руках больше всего контрактов на содержание челябинских дорог: четыре из шести договоров по уборке магистралей и пять — на уборку второстепенных дорог. В общей сложности по этим контрактам компания получит 2,8 миллиарда рублей. ООО «Строймеханизация» — часть активов семьи челябинских бизнесменов Сергея и Евгения Вайнштейнов.
Мы пообщались с представителем компании — руководителем проекта содержания автомобильных дорог Андреем Фетисовым.
— Снег мы не топим, как бытует мнение, — заверил Андрей Фетисов. — Сейчас сложный демисезонный этап — была пограничная температура: 0... -2 градуса. В такую погоду от интенсивного движения транспорта на дорогах снег сам начинает таять. С представителями КДХ (Комитета дорожного хозяйства) мы отрабатываем возникающие вопросы, находимся в постоянном диалоге. Сейчас на дорогах есть небольшая «шуга» (рыхлое скопление снега. — Прим. ред.). Днем от солнца и от движения автомобилей она тает.
По словам руководителя проекта содержания автомобильных дорог «Строймеханизации», убрать эту «шугу» пока не представляется возможным, так как ее слишком мало. Как только осадков станет больше, в компании обещают начать вывоз снега. Для этого должна сформироваться снежная масса, чтобы техника смогла ее скинуть.
— Мы всегда стараемся сделать всё возможное, независимо от условий контракта, если это острый момент для жителей нашего города, — говорит Андрей Фетисов. — Каждый день у нас работает одинаковое количество техники и людей: 36 комбинированных дорожных машин, 34 трактора МТЗ, 15 погрузчиков, 15 самосвалов — 100% производственными мощностями. Согласно требованиям администрации, есть участки, которые мы обрабатываем, используя чистую соль — это особо опасные подъемы и спуски, остановочные карманы, путепроводы и перекрестки, на которых сформировался накат. Саму проезжую часть не посыпаем. Работаем только на утвержденных участках. В нашей компании работают сотрудники, которые после обработки участка проверяют уровень соли. В случае излишков к сотрудникам, которые обрабатывали, применяются штрафы. Так что мы максимально контролируем данный вопрос.
За уборку дорог Центрального и Советского районов отвечает компания «Стройтех». Мы звонили и писали ее исполнительному директору Игорю Гудису, но на просьбы дать комментарий он ничего не ответил.
«Стройтех» — микропредприятие с 75 сотрудниками в штате, работает с осени 2015 года. Компания обслуживает дороги Центрального и Советского районов Челябинска с 2020 года. Она нередко участвует в госзакупках, но, по данным сервиса «Контур.Фокус», в 2021-м ей не удалось заключить ни одного контракта по итогам торгов. В 2020-м «Стройтех» проводил в Челябинске строительно-монтажные работы на улице Татищева, а также участвовал в дезинфекции городских улиц.
Вам тоже кажется, что с самого начала сезона дорожники начали безмерно использовать соль?
В ноябре 2019 года Алексей Текслер потребовал отказаться от химии на дорогах в Челябинске. Но городские власти оставили 40 улиц, которые будут заливать реагентами. Впрочем, под солевую раздачу попадают и те дороги, которые не включили в этот список.